Волшебник из Венеции: 305 лет гению итальянской сказки Карло Гоцци
13 декабря исполняется 305 лет со дня рождения Карло Гоцци
Аристократ без гроша
Карло Гоцци родился 13 декабря 1720 года в Венеции в семье обедневшего графа. Его отец Джакопо Антонио был типичным аристократом — благородным, но непрактичным. Его неумение вести дела привело семейство к разорению. Мать Анджела Тьеполо происходила из знатного рода, что лишь подчеркивало контраст между ее статусом и плачевным материальным положением дома. Карло был шестым из одиннадцати детей, и на его долю не выпало ни титула, ни состояния.
«Мне было четырнадцать лет, когда дела моей семьи совсем расстроились. Беспорядок, увеличение расходов, снижение доходов и дорогостоящий судебный процесс породили тревогу и печаль в нашем доме», — писал он в «Бесполезных мемуарах».
Бремя разорения усугубила семейная трагедия: отец перенес инсульт и последние семь лет жизни провел парализованным. Управление хаосом перешло к старшему сыну Гаспаро — талантливому литератору, но абсолютно бездарному в бытовых вопросах. Он, по язвительному замечанию Карло, «глупо женился на поэтической абстракции» — поэтессе Луизе Бергалли, которая захватила бразды правления и довела хозяйство до полного развала.
В 16 лет, чтобы помочь семье, Карло записался на военную службу в Далмацию. Три года спустя, разочаровавшись в военной карьере, он вернулся в родной город. Там его ждала унизительная картина: мать и невестка втайне готовили кабальную сделку по сдаче их последнего дворца, что означало бы публичное признание краха и социальную смерть семьи, а также делало невозможным замужество трех его младших сестер.
Именно тогда в молодом человеке проснулся неожиданный для аристократа-мечтателя талант — деловая хватка и упорство сутяги. Он вступил в тяжбы, выкупал заложенное имущество и шаг за шагом вернул семье хотя бы подобие достойного существования.
Венеция, карнавал и битва за театр
Вернувшись с военной службы, Гоцци окунулся в уникальную жизнь Венеции — города, где театр начинался не на сцене, а на улице. Карнавальный сезон растягивался на несколько месяцев, и в это время в масках ходили все: от дожа и знатной дамы до служанки и торговца.
Маска скрывала сословия, позволяя на площади, в лавке или на балу быть просто «синьорой Маской». Этот дух всеобщей условности и игры естественным образом выплескивался в театр — главное развлечение города.
На сцене царили новые веяния: популярность набирал Карло Гольдони, реформатор, который призывал отказаться от условной «комедии дель арте» с ее масками-архетипами (Панталоне, Труффальдино, Бригелла) в пользу реалистичных пьес о современниках, с их характерами и прописанными диалогами.
Гоцци, консерватор и эстет, воспитанный на поэзии и сказках, возненавидел этот «вульгарный натурализм». Вместе с братом Гаспаро и другими единомышленниками он вошел в литературное общество «Гранеллески», которое яростно защищало чистоту языка и традиции. Их оружием были сатирические памфлеты и эпиграммы.
Легендарная встреча, описанная современниками, произошла в книжной лавке. Гольдони, уверенный в своей победе, разглагольствовал о том, как похоронил устаревшую комедию масок. Тогда поднялся молчавший до этого Гоцци и бросил дерзкий вызов: «Клянусь, что с помощью масок нашей старой комедии я соберу больше зрителей на «Любовь к трем апельсинам», чем вы на разные ваши Памелы и Ирканы».
Все рассмеялись. «Любовь к трем апельсинам» была простой детской сказкой. Но Гоцци не шутил.
Рождение фьябы: как сказка победила
Гоцци сделал гениальный ход. Он понял, что сила старого театра — в волшебстве, условности и энергии актерской импровизации. Взяв за основу фольклорный сюжет, он создал не подробную пьесу, а канву — сценарий для актеров-масок, где были прописаны ключевые повороты сюжета, а реплики рождались на ходу, в живом диалоге со зрителем. Пространство для диалога оставалось за актерами, мастерами импровизации из труппы Антонио Сакки. Именно в этом союзе автора-драматурга и виртуозов площадного театра родился новый жанр — «театральная сказка» (fiaba teatrale).
25 января 1761 года в театре Сан-Самуэле состоялась премьера первой фьябы — «Любовь к трем апельсинам». Успех был оглушительным. Публика, пресыщенная бытовыми сюжетами, с восторгом приняла мир, где царили чудеса, превращения, говорящие животные и вечно ссорящиеся маски Панталоне с Труффальдино.
Это был триумф. За пять лет Гоцци написал десять фьяб, каждая из которых становилась событием:
- «Любовь к трем апельсинам» / L’amore delle tre melarance (1761)
- «Ворон» / Il corvo (1761)
- «Король-олень» / Il re cervo (1762)
- «Турандот» / Turandot (1762)
- «Женщина-змея» / La donna serpente (1763)
- «Зобеида» / Zobeide (1763)
- «Счастливые нищие» / I pitocchi fortunati (1764)
- «Синее чудовище» / Il mostro turchino (1764)
- «Зеленая птичка» / L’augellino belverde (1765)
- «Дзеим, царь джиннов» / Zeim, re de’ geni (1765)
Поле битвы осталось за Гоцци. Оскорбленный и потерявший популярность, Карло Гольдони в 1761 году навсегда покинул Венецию, уехав в Париж.
«В ней есть что-то очень личное, какой-то слишком особенный склад ума и чувств, который не мог ни передаться в века, ни слиться с эпохой. Все эти пьески не что другое, как записанные сны, может быть, сны наяву, некоего чудака и мечтателя», — писал искусствовед и писатель Павел Муратов в своей книге «Образы Италии» про «Fiabe teatrali».
Закончив эпоху фьяб около 1765 года, Гоцци не прекратил литературной работы. Однако его 23 пьесы в жанре испанской комедии плаща и шпаги не смогли повторить успеха своих сказочных предшественниц.
«Последний венецианец»: закат эпохи
Карло Гоцци пережил Венецианскую республику, которой служил. В 1797 году, когда войска Наполеона положили конец ее независимости, писатель опубликовал мемуары, с горькой иронией озаглавив их «Бесполезные воспоминания о жизни Карло Гоцци». Эта книга стала энциклопедией ушедшего мира, рассказывая о театральных интригах, литературных войнах и тончайшей материи венецианского быта.
В ней звучит голос человека, остро чувствующего конец своей эпохи: «Я всегда буду старым ребенком. Я не могу восстать на мое прошлое и не могу идти против моей совести, — хотя бы из упрямства или из самолюбия; поэтому я смотрю, слушаю и молчу. В том, что я мог бы сказать, было бы противоречие между моим рассудком и моим чувством. Я не без ужаса восхищаюсь страшными истинами, которые с ружьем в руках явились из-за Альп. Но мое венецианское сердце обливается кровью, когда я вижу, что мое отечество погибло и что исчезло даже его имя».
4 апреля 1806 года, почти через девять лет после падения Республики, 85-летний Карло Гоцци скончался в родном городе и был похоронен в церкви Сан-Кассиано в районе Сан-Поло.
Нестареющая магия: Гоцци в мировом искусстве
Парадокс Карло Гоцци в том, что, яростно защищая старину, он создал невероятно живучую и современную форму. Его фьябы — мост между народным балаганом и философской притчей, где трагическое смешивается с комическим, а высокие чувства проверяются абсурдом.
Наследие Карло Гоцци оказалось вечным и разошлось по всем видам искусства.
- Музыка
Самые знаменитые оперы ХХ века основаны на его сюжетах: «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева (1921) и «Турандот» Джакомо Пуччини (1926). К его сказкам обращались и другие композиторы: Ферруччо Бузони (опера «Турандот», 1917), Ханс Вернер Хенце («Король-олень», 1955), а ранняя опера Рихарда Вагнера «Феи» (1833) создана по мотивам фьябы «Женщина-змея».
- Театр
Творчество итальянского драматурга оказало огромное влияние на мировой театр, особенно в XX веке. В Германии его сказками восхищались Гете и Шиллер, который сделал свою адаптацию «Турандот». В России Гоцци стал культовой фигурой. Легендарная постановка Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот» (1922) до сих пор остается визитной карточкой театра на Арбате. Его также ставили Всеволод Мейерхольд («Любовь к трем апельсинам», 1926) и Константин Райкин («Синее чудовище» в театре «Сатирикон», 1993). Сегодня фьябы Гоцци продолжают ставиться по всему миру — от Москвы (РАМТ) и Санкт-Петербурга (Мариинский театр) до самых известных сцен Европы и Америки.
- Кинематограф
По мотивам фьяб Гоцци созданы фильмы во многих странах. В СССР это знаменитые ленты «Турандот» (1963), «Король-олень» (1969) и «Любовь к трем апельсинам» (1970). На Западе одной из самых заметных экранизаций стала «Турандот» итальянского мастера Лукино Висконти (1967).
- Литература
Сборники «Сказок для театра» продолжают переиздаваться, а мемуары Карло Гоцци «Бесполезные воспоминания» (1797) и сегодня считаются одним из самых язвительных и живых свидетельств о Венеции XVIII века.
«Вся Германия аплодировала «Турандот», переведенной Шиллером и поставленной во многих немецких столицах. Гофман серьезно изучал пьесы Гоцци и писал к ним комментарии. Тик и другие романтики воспитывались на них. Поль де Мюссе показал перед глазами удивленной Франции романтизма эту забытую фигуру отдаленного предшественника Нодье и Жерар де Нерваля», — отмечал писатель и искусствовед Павел Муратов в своей книге «Образы Италии».
В личности Карло Гоцци сошлись все противоречия уходящего века: ярый консерватор, создавший революционную театральную форму; аристократ, спасший народную комедию; практичный сутяга, всю жизнь веривший в волшебство. Он стал, по меткому выражению писателя Павла Муратова, «последним венецианцем» — хранителем того духа праздника, условности и поэзии, который растворился в прагматичном XIX веке.
Ранее мы рассказывали историю итальянского авантюриста, путешественника, писателя, музыканта и обольстителя женщин Джакомо Казановы.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».