Производители хотят чаще менять цены из-за курса рубля. Как отреагируют власти и розница
Российские производители попросили розничные сети чаще пересматривать цены на продукты
Рост цен
Производители обратились в Межотраслевой экспертный совет с тем, что следует повышать цены чаще и связать их с курсом валют напрямую, потому что из-за падения рубля пшеница подскочила в цене на 16%, а растительное масло — на 8%. Менее чем за год доллар вырос на 44%, евро — на 78%, юань — на 60%.А ставка рефинансирования поднялась с 8,5 до 12%, то есть подорожали кредиты.
В письме производителей указано, что рост на российское сырье происходит за счет курсовой разницы даже при наличии экспортной пошлины на пшеницу и масло, сообщили «Известия».
Они также пожаловались на увеличение тарифов грузовых перевозок. Спрос на них вырос на 61%, а ставки по популярным направлениям в среднем подскочили на 38% за год и еще на 10% в последние три месяца.
Кроме того, поставщики несут убытки из-за реализации товаров ниже себестоимости и штрафов за несвоевременную поставку продукции не по своей вине.
Российские предприятия предложили согласовать новые условия работы до 2024 года. Производители призвали признать, что волатильность валют является достаточным основанием для изменения цен. При этом они предлагают отказаться от штрафных санкций, если ретейл не согласует новые цены в течение 14 дней. То есть поставщики смогут приостановить отправку продукции, если торговая сеть не согласует свежий прейскурант за две недели. Подобные меры показали эффективность в 2014 и 2020 годах.
Курсы валют, электроэнергия и логистика
По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, довольно рискованно менять условия изменения цен. Более того, принимать рост валютного курса как безусловный фактор, который не требует обсуждения.
Предложения «Руспродсоюза» сократить срок согласования цен и привязать их к курсу валют приведут к удорожанию товаров, считает Караваев. По его словам, на различных производителей факт ослабления рубля влияет по-разному. А сети уже учитывают в переговорах давление курса валют на товары каждого из них. Председатель президиума АКОРТ уверен, что основания для пересмотра цен следует обсуждать в индивидуальном порядке.
Так, например, выросли цены на подсолнечное масло, что является естественным рыночным процессом, отметили в Масложировом союзе. Увеличились затраты и на средства производства и переработки подсолнечника, и на логистику. Глава организации Михаил Мальцев добавил, что рост цен по итогам года не должен превысить уровень годовой инфляции. При этом стоимость масла сейчас ниже, чем летом 2021 года и весной 2022 года.
Цены на продовольственную пшеницу тоже растут в последние месяцы, рассказал независимый эксперт по аграрным вопросам Александр Корбут, хотя они и находятся на уровне прошлогодней стоимости — 14,2 тысячи рублей за тонну. Рост стоимости обусловлен повышением прейскуранта на упаковку, обслуживание, логистику, увеличением зарплат на пищевых предприятиях из-за дефицита кадров.
В Минсельхозе пояснили изданию, что на себестоимость производства оказывают влияние и другие факторы: изменение курса валют, использование импортных ингредиентов, рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), электроэнергию и логистику. Однако правительство продолжает работать по вопросам регулирования рынков и поддержке производителей.
«По итогам 2023 года Минсельхоз не ожидает существенного роста цен на продукты питания. Цены производителей на продовольственную пшеницу сейчас примерно на 4–7% ниже, чем годом ранее, а на пшеничную муку — на 14,9%».
Пресс-служба Минсельхоза
В ведомстве заверили, что повышение цен на зерно особо не скажется на себестоимости хлеба и хлебобулочных изделий. А подсолнечное масло стоит значительно меньше, чем в прошлом году.
В Минсельхозе добавили, что объемы выпускаемой продукции закрывают внутренние потребности, а также позволяют развивать экспорт, что является стабилизирующим фактором для продовольственного рынка.
Государство должно вмешаться
Государство должно заняться решением этой проблемы, пояснил телеканалу «360» независимый эксперт рынка FMCG Александр Анфиногенов. По его словам, даже в «спокойные времена» розница поднимает цены с конца августа — начала сентября, чтобы потом отыграть их на новогодних скидках.
«Сейчас в свете того, что и курс рубля [изменился], и затраты на логистику возросли, стараются использовать сложившуюся ценовую конъюнктуру. Но тут вопрос становится по большому счету государственным».
Александр Анфиногенов
независимый эксперт рынка FMCG
Вопрос введения госрегулирования ценообразования, по мнению эксперта, уже давно назрел и становится все острее. Анфиногенов отметил, что стране нужны волевые решения властей.
«Должны решить проблему до Нового года, потому что рынок рынком, но нельзя пускать это на волю продавцов. Ситуация такая, что все равно наибольшую часть денег зарабатывают сети, а не сами производители», — подчеркнул Анфиногенов.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».