Возраст не помеха: начнут ли в России выдавать водительские права в 16 лет
Возрастной ценз для водительских прав
«Прошу вас, уважаемый Владимир Александрович, оценить целесообразность реализации указанной инициативы и, в случае вашей поддержки, поручить профильным органам исполнительной власти совместно с экспертным сообществом проработать критерии и порядок предоставления права на досрочное получение водительских прав в возрасте 16 лет при наличии подтверждённых достижений», — написано в документе.
Установленный возрастной порог, по мнению авторов инициативы, соответствует международной практике, при которой досрочное получение водительских прав могло бы предоставляться тем подросткам, кто уже проявил себя как ответственный и социально активный человек и подтвердил это значительными достижениями в учебе, спорте или предпринимательстве.
«В этой связи считаем целесообразным рассмотреть возможность внедрения правового механизма, согласно которому выдача водительского удостоверения с 16 лет станет возможной при выполнении особых условий, связанных с личными достижениями граждан», — сказано в документе.
Реализация инициативы поможет поддержать активность молодых целеустремленных людей, обеспечив при этом необходимый уровень безопасности на дорогах через обязательное прохождение полного курса обучения в автошколе и сдачу экзаменов. При необходимости подростки пройдут дополнительные психологические тесты на готовность к управлению транспортом.
Почему в России не снижают возраст для получения водительских прав
Идея снизить возраст для получения водительского удостоверения возникает уже не в первый раз. В сентябре 2020 года депутат Василий Власов написал официальное письмо руководителю ГИБДД РФ Михаилу Черникову. В обращении Власов предлагал разрешить начинать обучение в автошколе с 15 лет 6 месяцев, а водительские права выдавать с 16 лет.
Депутат считал, что это позволило бы раньше вовлекать молодых людей в экономическую жизнь. Так подростки могли бы начинать работать, чтобы в дальнейшем купить себе машину. Кроме того, это позволило бы передвигаться на автомобиле студентам, которые живут далеко от вуза.
Тогда ГИБДД не поддержала эту инициативу. В ответе ведомство сообщило, что вопрос снижения возраста водителей в России ранее устанавливался в рамках проекта приказа МВД о допуске за руль 17-летних водителей, сдавших экзамены, в сопровождении наставника. Но и этот проект в итоге не приняли. Скорее всего, очередная инициатива по снижению возрастного ценза водителей также потерпит фиаско.
Напомним, что на сегодняшний день с 16 лет в России можно только обучаться управлению легковыми и грузовыми автомобилями. Речь идет о транспортных средствах категорий В, С или подкатегории С1. Также с 16 лет разрешено получать права и садиться за руль мопедов и легких мотоциклов — это транспортные средства категорий М и А1.
Получить права для управления любыми мотоциклами, легковыми и грузовыми автомобилями категории А, B, C, а также подкатегории B1 и C1 можно с 18 лет. Сдавать экзамен на эти категории разрешено и в 17 лет, однако права выдаются на руки только по достижении совершеннолетия.
«Дело в том, что 18 лет — это рубежный возраст. Он привязан к определенной социальной адаптации индивида, когда тот закончил обучение в образовательных учреждениях, когда он переходит во взрослую жизнь, и когда у него появляются первые отклики социальной ответственности. Пока подросток находится в школе, под пристальным вниманием папы, мамы педагогов и детской комнаты полиции, никакой социальной адаптации не происходит», — пояснил «Ямал-Медиа» независимый автоэксперт Дмитрий Попов.
По словам специалиста, есть мнение, что сейчас многие дети быстро развиваются, они готовы управлять автомобилем и безопасно участвовать в дорожном движении, но одних ментальных способностей недостаточно: быстроты реакции, физической готовности и острого зрения мало, чтобы правильно оценивать дорожную обстановку «с социальной точки зрения».
«Взаимоотношения с участниками дорожного движения — это такая же история, как и взаимоотношения с другими людьми в магазине, в очереди, в общественном месте. Кто-то указывает на спортивные успехи, достижения в учебе, которые вроде бы должны быть маячками того, что человек социально адаптирован, но никакой связи между спортивными достижениями, успехами в учебе и иными общественными достижениями и социальной адаптацией человека нет. У меня есть много знакомых, которые добились успехов в науке или спорте. Однако, несмотря на их достижения и зрелый возраст, им сложно управлять автомобилем».
Дмитрий Попов
независимый автоэксперт
Эксперт акцентирует внимание на том, что речь идет не о выдаче водительского удостоверения, а о допуске к участию в дорожном движении через процедуру сдачи экзамена. Сегодня можно обучиться и в 16 лет, экзамен сдать в 17 — и к 18 годам водительское удостоверение будет хорошим подарком, если успешно пройти экзамен.
«Подвинуть всю процедуру на один год ради популизма — это не очень обоснованно. Кто будет принимать решение, какие спортивные успехи и достижения в учебе являются основанием для выдачи водительского удостоверения? Отлично написанная на пятерку контрольная в школе — это уже достижение для выдачи водительского удостоверения или еще нет? Или спортивный юношеский разряд? Это такая ахинея, которая никакого отношения не имеет к здравому смыслу и к безопасности дорожного движения», — резюмировал автоэксперт.
Ранее мы писали о том, что такое «блатные» номера и как их получают.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».