http://Top.Mail.Ru
Отмена скидок на маркетплейсах России: зачем это банкам и что будет с ценами, мнение эксперта | Ямал-Медиа
21 ноября 2025, 07:40 (обновлено: 22 ноября 2025, 08:42)

Все исключено: банки предлагают запретить программы лояльности на маркетплейсах

Скидки и другие приятные бонусы для покупателей маркетплейсов могут остаться в прошлом. По крайней мере, на этом настаивают представители крупнейших российских банков. По их мнению, это не повлияет на стоимость товаров, но руководство торговых интернет-площадок видит ситуацию иначе.

Почему банки намерены отменить программы лояльности

Главы «Сбербанка», ВТБ, Т-Банка, Альфа-Банка и Совкомбанка обратились к председателю Госдумы Вячеславу Володину с предложением запретить торговым площадкам прямые скидки и другое финансирование, в том числе бонусные программы, возвраты и маркетинговые субсидии, пишет ТАСС со ссылкой на письмо за подписью Германа Грефа, Андрея Костина, Станислава Близнюка, Владимира Верхошинского и Сергея Хотимского. Они полагают, что операторы посреднических платформ (маркетплейсы) не должны вкладывать средства в снижение цен товаров.

Исключением могут быть лишь собственные товары площадок и социально значимые категории. При этом скидки не должны быть связаны с используемым для оплаты электронным средством платежа.

Фото: Ivan Kruk/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ivan Kruk/Shutterstock/Fotodom

Авторы письма отмечают, что мировой опыт «подтверждает необходимость сдерживания подобных рыночных практик». В качестве примера приводятся регламенты Евросоюза, которые устанавливают прямые ограничения на антиконкурентные субсидии и ценовые манипуляции со стороны «системно значимых платформ».

Банкиры настаивают на установлении следующих правил:

  • цена товаров на цифровых платформах не должна зависеть от способа оплаты;
  • маркетплейсам должно быть запрещено вкладывать средства в снижение цен товаров.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее подчеркнула, что стоимость товара на маркетплейсе не должна меняться в зависимости от способа оплаты.

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

В Wildberries & Russ считают, что банки, лоббирующие запет скидок, в действительности задались целью нерыночным путем ограничить развитие банков маркетплейсов и самих платформ. А в Ozon заявили «Коммерсанту»: «Для банков использование скидок, бонусов и программ лояльности — излюбленный инструмент, который они эксплуатируют крайне активно».

Финансовые организации преследуют свои чисто корпоративные интересы, рассказал «Ямал-Медиа» финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. От эквайринга (когда пластиковые карты используются в сетевых магазинах), банки получают доход, пояснил он. Но при расчетах на маркетплейсах действует другая схема, и банки теряют достаточно солидную прибыль.

«Корпоративный интерес банков противоречит логике работы экономики на потребителя, когда у покупателей есть возможность приобретать товары по дружественным ценам. Торговые сети в этом противостоянии тоже молчаливо присутствуют. Работа маркетплейсов создает конкуренцию и по сути ведет к сдерживанию цен, потому что люди переходят на онлайн-площадки. Это мешает торговым сетям бесконтрольно повышать цены, как они привыкли это делать в условиях своей безальтернативности и монопольного положения».

Михаил Беляев

финансовый аналитик, кандидат экономических наук

В более глубоком понимании работа маркетплейсов в некоторой мере сдерживает инфляцию, препятствуя бесконтрольному повышению цен торговыми сетями, считает Михаил Беляев.

Как предлагаемые ограничения отразятся на ценах

Запрет программ лояльности, по мнению авторов письма, не приведет к повышению стоимости товаров для населения. Однако председатель Общественного совета Роспотребнадзора, глава ОПИ Олег Павлов заявлял ТАСС, что отмена скидок на торговых интернет-площадках спровоцирует рост цен на 15-20%. Представители маркетплейсов также уверены, что предлагаемый подход приведет к удорожанию. Против запрета скидок выступила и общественная организация «Деловая Россия».

Фото: Jo Panuwat D/Shutterstock/Fotodom
Фото: Jo Panuwat D/Shutterstock/Fotodom

По словам Михаила Беляева, цены будут расти в любом случае — что-то будет дорожать быстрее, что-то медленнее. Рынок равновесного состояния, где продавцы конкурируют между собой, остался далеко в прошлом, полагает он. «Безусловно, подорожание происходит ежегодно. Для этого есть свои причины, включая рост стоимости топлива и логистики. Но торговые компании используют эти предлоги для неоправданного увеличения цен», — говорит эксперт.

Вопрос скидок на цифровых платформах поднимался неоднократно на разных уровнях власти и обсуждался в экспертном сообществе. Тема по-прежнему остается злободневной и дискуссионной.

Ранее Герман Греф заявил о том, что российские сетевые торговые площадки в 2025 году недоплатили в казну государства около 1,5 триллиона рублей.


Загрузка...