Россияне перешли на б/у. Почему растут продажи подержанных машин
Вице-президент НАС Шапарин: власти не готовы поддерживать вторичный рынок авто
Вторичный рынок разросся
С января по май 2023 года в России продали 2,25 миллиона б/у автомобилей. Новых машин за то же время продали в 7,1 раза меньше. За пять месяцев вторичный авторынок вырос почти на четверть — 24%.
В основном россияне покупают подержанные машины массового сегмента: примерно два миллиона, или 88,2% всех продаж. На авто премиум-класса пришлось почти 12% продаж (265 тысяч единиц), написала газета «Известия».
По данным агентства «Автостат», в среднем стоимость легкового автомобиля с пробегом в июне этого года составила 1,4 миллиона рублей. Причем цены на подержанные машины растут уже три месяца подряд. В июне их стоимость увеличилась на 1,7% по сравнению с маем, а за год они подорожали на 16,5%.
Почему все берут б/у
Сейчас на первичном рынке в основном представлены автомобили производства России и Китая. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин объяснил «Ямал-Медиа», что китайские иномарки стоят 2,5-5 миллионов рублей. Такие деньги в стране есть далеко не у всех. Кроме того, у многих автомобилистов до сих пор сохраняются предубеждения по поводу китайских машин.
«В некоторых регионах есть объективные сложности с доставкой запчастей на китайские автомобили, потому что этих машин там немного и нет смысла формировать складские мощности у поставщиков и сервисов».
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Все эти факторы стимулируют спрос на машины с пробегом. По словам Шапарина, самый распространенный автомобиль на вторичном рынке — Lada. На втором месте Toyota, прежде всего машины этой марки покупают на Дальнем Востоке и Урале. Дальше идут западные и корейские производители, которые раньше продавались тиражами около 100 тысяч штук в год: Volkswagen, Hyundai, Kia и другие.
«Самая популярная возрастная категория — это машины 2012-2013 годов выпуска, потому что тогда наш авторынок был на втором месте в Европе после Германии. А сейчас мы скукожились до состояния седьмого-восьмого [места]», — добавил специалист.
Остались в дефиците
Антон Шапарин выразил мнение, что дефицит российского авторынка сохранится, а рост спроса на б/у будет наблюдаться годами.
«Бывшие в употреблении машины дорожают быстро и будут дорожать еще сильнее. К примеру, машина, которая в январе прошлого года покупалась за три миллиона, сейчас стоит пять. И ее заберут за эти деньги, потому что таких машин больше нет и не будет. Санкционное давление нарастает, а обходные пути, которые используются, например, в Казахстане, будут прекращаться».
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Шапарин добавил, что спрос на автомобили не удается удовлетворить, поэтому крайне важно стимулировать вторичный рынок.
«Единственная мера, которая могла бы сыграть позитивно, — это отмена таможенных пошлин. К сожалению, Правительство РФ не готово к такому ходу, не готово даже применять компенсации в виде 50% от растаможки автомобилей, как в Белоруссии», — отметил Шапарин.
Там такие льготы получают инвалиды, а в России было озвучено предложение распространить льготы на участников СВО и многодетные семьи. Но правительство не поддерживает этот подход, сказал Шапарин.
«Я боюсь, что наше будущее — это китайский автопром во всем его великолепном многообразии, если он будет подходить под наш технический регламент безопасности колесных транспортных средств (а самые дешевые китайские машины под него не подходят)».
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».