http://Top.Mail.Ru
Вуди Аллен: биография, лучшие фильмы и скандалы личной жизни режиссера | Ямал-Медиа
30 ноября 2025, 12:02 (обновлено: 30 ноября 2025, 13:50)

Вуди Аллену – 90: тревожный гений, который заставил мир смеяться и думать одновременно

30 ноября исполняется 90 лет Вуди Аллену

30 декабря исполнилось 90 лет Вуди Аллену — одному из последних титанов золотой эры Голливуда. Режиссер, который для всего мира олицетворяет интеллектуальный юмор, нью-йоркский невроз и вечные поиски смысла в любви, смерти и абсурде жизни. Он снял более 50 фильмов, написал десятки рассказов, получил все мыслимые награды и пережил немыслимые скандалы. Весь этот невероятный путь — в материале «Ямал-Медиа».

Аллен Стюарт Конигсберг из Бруклина

Дата его появления на свет уже стала частью легенды: согласно документам, Аллен Стюарт Конигсберг родился в Бруклине 1 декабря 1935 года, однако в своих мемуарах режиссер утверждает, что это случилось на день раньше — 30 ноября.

Он вырос в семье, далекой от мира искусства. Его отец работал ювелиром-гравером и часто подрабатывал официантом, мать трудилась бухгалтером. Родители были американцами в первом поколении — детьми эмигрантов из Австрии и Литвы. В доме говорили на идише и немецком, и будущий режиссер до восьми лет говорил только на идише.

Портрет Вуди Аллена на почтовой марке Того. Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom
Портрет Вуди Аллена на почтовой марке Того. Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom

Детские годы оставили противоречивые воспоминания. До восьми лет Аллен учился в еврейской школе, а затем перешел в обычную.«Когда меня отправили в многоконфессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий», — вспоминал он. Несмотря на это, он был достаточно активным ребенком: хорошо играл в бейсбол и баскетбол, завел друзей и развлекал одноклассников фокусами.

Творческий путь начался спонтанно — чтобы заработать денег, подросток начал писать юмористические заметки в газету. Именно тогда Аллен Конигсберг стал Вуди Алленом, взяв псевдоним в честь знаменитого джазового кларнетиста Вуди Германа. Аллен и сам впоследствии стал виртуозным музыкантом: с 1970-х годов он каждую неделю играл на кларнете в нью-йоркских джаз-клубах, а также ездил с концертами по другим странам.

Вуди Аллен и его New Orleans Jazz Band играют в Gran Teatre del Liceu 1 января 2008 года в Барселоне, Испания. Фото: catwalker/Shutterstock/Fotodom
Вуди Аллен и его New Orleans Jazz Band играют в Gran Teatre del Liceu 1 января 2008 года в Барселоне, Испания. Фото: catwalker/Shutterstock/Fotodom

После школы он ненадолго поступил в Нью-Йоркский университет на факультет коммуникаций и кинематографии, но был отчислен за неуспеваемость. Позже он также недолго проучился в Городском колледже Нью-Йорка. Однако формальное образование не остановило его творческий путь.

Становление режиссера: от стендапа к авторскому кино

Начало карьеры Аллена было связано с телевидением и юмором. В 19 лет он начал профессионально писать шутки для телевидения и колонки известных газет, а затем его наняли в команду сценаристов канала NBC. Вскоре он писал материал для таких шоу, как «Шоу Эда Салливана» и «Вечернее шоу». В 1961 году Аллен начал выступать как стендап-комик в нью-йоркских клубах, где и сформировал свой знаменитый образ невротичного интеллектуала, который быстро принес ему популярность.

Переход в кино начался со сценариев. Аллену предложили доработать сценарий к картине «Что нового, кошечка?» (1965) и сыграть одну из ролей. Однако опыт оказался неудачным — его версию сценария сильно переписали и, будучи перфекционистом, Аллен пришел к выводу, что хорошее кино нужно снимать самому.

Кадр из трейлера «Хватай деньги и беги» /American Broadcasting Company (ABC)/Palomar Pictures International/kinopoisk.ru
Кадр из трейлера «Хватай деньги и беги» /American Broadcasting Company (ABC)/Palomar Pictures International/kinopoisk.ru

Первым режиссерским опытом Вуди Аллена стала пародия на шпионские фильмы «Что случилось, тигровая лилия?» (1966), где он выступил как автор идеи и актер. Однако первой полноценной режиссерской работой стала криминальная комедия «Хватай деньги и беги» (1969), где Аллен был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли. С этого момента он взял за правило сниматься в собственных фильмах.

«Единственная разница между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ справиться с трагедией», считает режиссер.

Становление авторского стиля происходило в начале 1970-х через серию эксцентричных комедий: «Бананы» (1971), «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972), «Спящий» (1973). Эти работы сочетали абсурдный юмор, фарс и сатирические элементы.

Вуди Аллен и Диана Китон на почтовой марке. Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom
Вуди Аллен и Диана Китон на почтовой марке. Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom

Переломным моментом в его карьере стала трагикомедия «Энни Холл» (1977). Картина получила четыре «Оскара», в том числе за лучший фильм года и лучшую женскую роль. Лично Аллену достались две статуэтки — за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий.

Полвека за камерой: эволюция стиля и новые горизонты

После оглушительного успеха «Энни Холл» творчество Аллена вышло на новый уровень. Уже в конце 1970-х режиссер начал отходить от чисто комедийного жанра, обратившись к сложным философским темам. В этот период вышли такие глубокие работы, как «Интерьеры» (1978), «Звездные воспоминания» (1980), «Сентябрь» (1987) и «Другая женщина» (1988), где Аллен экспериментировал с формой, вдохновляясь европейским арт-хаусом и творчеством Ингмара Бергмана.

Особого признания достигли его фильмы «Ханна и ее сестры» (1986) и «Преступления и проступки» (1989), где режиссер виртуозно сочетал драматическую основу с элементами комедии. Картина «Ханна и ее сестры» принесла Аллену третий «Оскар» — за лучший оригинальный сценарий.

Кадр из трейлера «Ханна и ее сестры»/Jack Rollins & Charles H. Joffe Productions/Orion Pictures/kinopoisk.ru
Кадр из трейлера «Ханна и ее сестры»/Jack Rollins & Charles H. Joffe Productions/Orion Pictures/kinopoisk.ru

1990-е годы стали периодом творческого разнообразия — от музыкальной комедии «Все говорят, что я люблю тебя» (1996) до сатиры «Знаменитость» (1998) и психологической драмы «Разбирая Гарри» (1997). В это же время вышли признанные критиками работы «Пули над Бродвеем» (1994) и «Сладкий и гадкий» (1999).

Знаковым моментом в карьере Аллена стал его переход к европейскому периоду. Картина «Матч-поинт» (2005), снятая в Лондоне, ознаменовала новый творческий этап. За этим последовали успешные работы «Вики Кристина Барселона» (2008) и «Полночь в Париже» (2011), которая принесла режиссеру четвертого «Оскара» — снова за лучший оригинальный сценарий.

«Радость от создания фильмов разная для каждого человека. Один режиссер взволнован, когда закончил фильм и может показать его публике, а другой делает это ради денег. Кто-то, как я, например, делает это, чтобы получать художественное наслаждение. Мне нравится этот процесс», говорил Аллен.

Американский режиссер Вуди Аллен во время съемок фильма «Римские приключения». Рим, Италия. 12 августа 2011 года. Фото: Lucky Team Studio/Shutterstock/Fotodom
Американский режиссер Вуди Аллен во время съемок фильма «Римские приключения». Рим, Италия. 12 августа 2011 года. Фото: Lucky Team Studio/Shutterstock/Fotodom

В 2010-е годы режиссер продолжил беспрецедентную продуктивность, выпуская по фильму в год — от ностальгической «Магии лунного света» (2014) до психологической драмы «Колесо чудес» (2017). Его первый сериал «Кризис в шести сценах» (2016) стал экспериментом, хотя сам режиссер впоследствии критически отзывался об этом опыте.

Принцип «один фильм в год» Аллен соблюдал неуклонно, однако бывали исключения. Так, картина «Дождливый день в Нью-Йорке», хотя и была готова в 2018 году, но в прокат не вышла. Ее релиз перенесли, а зрители увидели ленту лишь в 2019 году. В результате 2018 год стал первым с 1981-го, когда в кинотеатрах не появилось новой работы режиссера. Если же рассматривать всю его карьеру с 1969 года, то фильмы не выходили всего в пять лет: 1970, 1974, 1976, 1981 и 2018.

«Мне очень повезло, что у меня есть возможность работать в комфортном для меня ритме. Режиссура не такая уж сложная работа, а писать мне и вовсе легко. Я пишу быстро, не мучусь над каждой строчкой, не трачу месяцы на переписывание. Моя работа гораздо проще, чем работа полицейского или школьного учителя, и я живу именно так, как хочу», — говорил режиссер о своей работе.

Кори Столл, Блейк Лайвли, Вуди Аллен, Кристен Стюарт на открытии 69-го Каннского кинофестиваля. Канны, Франция. 11 мая 2016 года. Фото: taniavolobueva/Shutterstock/Fotodom
Кори Столл, Блейк Лайвли, Вуди Аллен, Кристен Стюарт на открытии 69-го Каннского кинофестиваля. Канны, Франция. 11 мая 2016 года. Фото: taniavolobueva/Shutterstock/Fotodom

Юбилейной пятидесятой полнометражной работой стала «Великая ирония» (2023) — первый фильм Аллена на французском языке, встреченный овациями на Венецианском кинофестивале.

С чего начать? Гид по вселенной Вуди Аллена

Погружение в фильмографию, насчитывающую более 50 картин, может показаться сложной задачей. Но чтобы понять Аллена, не обязательно смотреть все. «Ямал-Медиа» выбрал семь ключевых фильмов, каждый из которых представляет отдельную грань таланта режиссера.

1. «Энни Холл» (1977)

Ироничная и меланхоличная история любви нью-йоркского комика Элвина Сингера и эксцентричной начинающей певицы Энни Холл. Картина занимает 35 место в сотне лучших фильмов по версии Американской киноакадемии. Дайан Китон, сыгравшая главную роль, получила «Оскар» за лучшую женскую роль.

2. «Манхэттен» (1979)

Черно-белая ода Нью-Йорку и одновременно горькая комедия о любви и взрослении. Герой Аллена, писатель средних лет, мечется между юной девушкой и интеллектуалкой из своего круга, пытаясь найти не только идеальные отношения, но и смысл жизни. Картина, которую критики называют одной из вершин его визуального стиля, сочетает фирменную иронию с почти трагедийными нотами, а Аллен здесь проявляется как драматический актер.

3. «Пурпурная роза Каира» (1985)

Одна из самых личных работ Аллена, которую сам режиссер высоко ценит. Фильм получил премию BAFTA за лучший фильм и приз Каннского кинофестиваля. История о женщине, побег от суровой реальности Великой депрессии в мир кино, стала метафорой отношения самого Аллена к кинематографу.

Кадр из трейлера «Пурпурная роза Каира»/Orion Pictures Corporation/Дубляжная группа киностудии «Ленфильм»/kinopoisk.ru
Кадр из трейлера «Пурпурная роза Каира»/Orion Pictures Corporation/Дубляжная группа киностудии «Ленфильм»/kinopoisk.ru

4. «Ханна и ее сестры» (1986)

Виртуозное сочетание комедии и семейной драмы, принесшее Аллену его третий «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Фильм, вдохновленный европейским арт-хаусом, получил три статуэтки из семи номинаций и считается одной из самых гармоничных и зрелых его работ.

5. «Преступления и проступки» (1989)

Экзистенциальная притча, обозначившая новый виток в творчестве Аллена. Номинированный на «Оскар» за режиссуру и сценарий, фильм исследует темы морали, вины и существования зла в современном мире, предлагая зрителю сложные философские вопросы без однозначных ответов.

6. «Матч-поинт» (2005)

Фильм, ознаменовавший творческое возрождение 70-летнего режиссера и переход к «европейскому периоду». Картина получила номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и премию «Сезар» за лучший иностранный фильм. Критики отмечали, что Аллен вернулся к форме после череды творческих неудач. В главных ролях снялись Скарлетт Йоханссон и Джонатан Рис-Майерс.

Кадр из трейлера «Матч-поинт»/BBC Films/Dreamworks Pictures/Jada Productions/Kudu Films/Thema Production/Централ Партнершип/kinopoisk.ru
Кадр из трейлера «Матч-поинт»/BBC Films/Dreamworks Pictures/Jada Productions/Kudu Films/Thema Production/Централ Партнершип/kinopoisk.ru

7. «Полночь в Париже» (2011)

Самый кассовый фильм Аллена, собравший более 150 миллионов долларов при бюджете 17 миллионов. Картина принесла режиссеру четвертого «Оскара» — за лучший оригинальный сценарий, а также «Золотой глобус» в той же категории. Фильм стал триумфальным возвращением к жанру комедии.

Бонус для продвинутых:

  • «Любовь и смерть» (1975) — блистательная пародия на русскую литературу XIX века и философию;
  • «Зелиг» (1983) — новаторская псевдодокументальная комедия о «человеке-хамелеоне»;
  • «Жасмин» (2013) — психологическая драма с триумфальной работой Кейт Бланшетт, получившей «Оскар» за лучшую женскую роль.

Начните с любого из этих фильмов — и вы откроете уникальный мир одного из самых влиятельных режиссеров современности.

Не только кино. Литературное наследие

Вуди Аллен — не только признанный режиссер, но и плодовитый писатель. Параллельно с кинокарьерой он создал значительное литературное наследие, став одним из самых ярких американских писателей-юмористов XX века.

За годы творчества он создал множество литературных работ: от знаменитых сборников рассказов и пьес до сценариев и автобиографии. Согласно данным одного их литературных порталов, на 2025 год насчитывается 48 изданий произведений Вуди Аллена на четырех языках.

Книга Тома Шона «Вуди Аллен: Ретроспектива». Фото: hamdi bendali/Shutterstock/Fotodom
Книга Тома Шона «Вуди Аллен: Ретроспектива». Фото: hamdi bendali/Shutterstock/Fotodom

Еще до прихода в кино он писал юмористические заметки в газеты, а впоследствии издал несколько сборников рассказов, среди которых — «Сводя счеты» (1971), «Без перьев» (1975), «Побочные эффекты» (1980), «Чистая анархия» (2007) и «Нулевая гравитация» (2022).

Его рассказы постоянно публиковались в ведущих американских изданиях, включая The New Yorker. Особого признания удостоился рассказ «Образ Сиднея Кугельмаса в романе «Госпожа Бовари» из сборника «Побочные эффекты», получивший в 1978 году престижную премию О. Генри.

Вуди Аллен на 69-м ежегодном Каннском кинофестивале 11 мая 2016 года в Каннах, Франция. Фото: Denis Makarenko/Shutterstock/Fotodom
Вуди Аллен на 69-м ежегодном Каннском кинофестивале 11 мая 2016 года в Каннах, Франция. Фото: Denis Makarenko/Shutterstock/Fotodom

Театральные работы Аллена с успехом шли на Бродвее. Его дебютная пьеса «Не пейте эту воду!» выдержала 598 представлений, а знаменитая пьеса «Сыграй это снова, Сэм» позже была экранизирована Хербертом Россом в 1972 году с участием самого Аллена в главной роли.

В 2020 году вышла его скандальная автобиография «Кстати ни о чем» («Apropos of Nothing»), а в 2025 году вышел его дебютный роман «Что с Баумом?». Известно, что в центре сюжета — драматург Эшер Баум, переживающий творческий и личный кризис. Необдуманный поступок главного героя становится катализатором череды неожиданных событий, полностью меняющих его жизнь.

Личная жизнь Вуди Аллена: музы и скандалы

Личная жизнь Вуди Аллена — это готовый сценарий фильма. Здесь переплелись блистательные романы, творческие союзы и громкие скандалы.

Харлин Розен и Луиза Лэссер

Картина его отношений начала складываться с двух коротких браков в молодости. Сначала — пятилетний союз с пианисткой Харлин Розен (1956-1962), а затем — трехлетний брак с актрисой Луизой Лэссер (1966-1969). Оба брака закончились разводом, и детей в них не было.

Дайан Китон (настоящее имя — Дайан Холл)

Муза, подарившая ему образ Энни Холл. С Дайан Китон он сблизился в 1970 году после спектакля «Сыграй это снова, Сэм». Роман продлился недоло, но творческий союз породил главные шедевры 1970-х. Именно Китон, по словам Аллена, открыла ему мир женских персонажей: «Когда я начинал, я не умел писать женские характеры. Когда я встретился с Дайан Китон, подружился с ней, жил с ней, я был так очарован ее личностью, был просто в восторге от нее, что стал писать именно для нее. Для нее я написал «Энни Холл», а затем я писал уже почти исключительно женские персонажи».

Дайан Китон в Китайском театре TCL в Голливуде, США, 11 августа 2022 года. Фото: Tinseltown/Shutterstock/Fotodom
Дайан Китон в Китайском театре TCL в Голливуде, США, 11 августа 2022 года. Фото: Tinseltown/Shutterstock/Fotodom

Актриса скончалась в октябре 2025 года в возратсе 79 лет.

Миа Фэрроу

С Миа Фэрроу режиссер прожил около 12 лет, сняв ее в 13 своих фильмах, включая «Зелиг» и «Ханна и ее сестры». В отношениях появился общий сын Ронан и приемные дети — Дилан и Мозес.

История закончилась громким скандалом в 1992 году: Фэрроу обнаружила его откровенные фотографии с ее приемной дочерью, Сун-И Превин, что привело к громкому разрыву и судебным процессам о попечении детей. Фэрроу также обвинила Аллена в домогательствах к их приемной дочери Дилан, однако суд не нашел достаточных доказательств. Эта тень преследует Аллена до сих пор. История этих отношений легла в основу документального мини-сериала «Аллен против Фэрроу» (2021).

Сун-И Превин

В 1997 году, несмотря на общественное осуждение, Аллен женился на Сун-И. В браке пара удочерила двух девочек — Беше и Мэнзи. О своих отношениях Аллен говорил с иронией: «У нее очень властная, сильная натура. Она очень компетентна, а я слишком некомпетентен. Я не могу канал на телевизоре переключить, не позвонив ей в ее комнату».

Режиссер Вуди Аллен и его жена Сун-И на 68-м Каннском кинофестивале. канны, Франция. 15 мая 2015 года. Фото: Featureflash Photo Agency/Shutterstock/Fotodom
Режиссер Вуди Аллен и его жена Сун-И на 68-м Каннском кинофестивале. канны, Франция. 15 мая 2015 года. Фото: Featureflash Photo Agency/Shutterstock/Fotodom

Отношения с детьми от предыдущего брака остаются сложными. Приемный сын Мозес, который в 15 лет отказался от общения с отцом, в 36 лет возобновил контакты.

Вуди Аллен отмечал: «Я просто предпочитаю женщин. Мне даже больше по душе, когда интервью у меня берет не мужчина, а женщина. Вообще вокруг меня — сплошные женщины. Наверное, они мне нравятся потому, что в детстве я получил женское воспитание…».

Феномен Аллена

Уникальная продуктивность отличает карьеру Вуди Аллена на протяжении более полувека. Начиная с дебютной работы «Хватай деньги и беги» (1969), режиссер создал свыше 50 полнометражных фильмов, сохраняя удивительную творческую дисциплину — он снимал практически по фильму в год. При этом в большинстве картин он выступал одновременно как режиссер, сценарист и актер — в общей сложности Аллен сыграл в кино около 40 ролей.

Вуди Аллен на 63-м Каннском кинофестивале в Каннах, Франция. 15 мая 2010 года. Фото: Denis Makarenko/Shutterstock/Fotodom
Вуди Аллен на 63-м Каннском кинофестивале в Каннах, Франция. 15 мая 2010 года. Фото: Denis Makarenko/Shutterstock/Fotodom

Особенности рабочего процесса Аллена стали легендой в киноиндустрии. Он работал с мизерными по голливудским меркам бюджетами (часто в районе 10–25 миллионов долларов), но при этом все время привлекал лучших актеров мира. Как отмечал сам режиссер: «Я нанимаю людей, которые заведомо очень хороши в своем деле. Не нужно большого ума, чтобы выбрать Кейт Уинслет или Джастина Тимберлейка».

Признание и награды стали закономерным итогом этой преданности кино. Он получил четыре статуэтки «Оскар» при 25 номинациях, что стало одним из лучших показателей в истории. При этом он никогда не появлялся на церемонии вручения, следуя своему принципу.

Памятник Вуди Аллену скульптора Висенте Сантаруа. Овьедо, Испания. Фото: Roman Belogorodov/Shutterstock/Fotodom
Памятник Вуди Аллену скульптора Висенте Сантаруа. Овьедо, Испания. Фото: Roman Belogorodov/Shutterstock/Fotodom

Международное признание Аллена включает почетный «Золотой глобус» за вклад в кинематограф (2014), множество премий BAFTA и «Сезар», а также награды Венецианского и Каннского кинофестивалей. В 2002 году он был удостоен Премии принца Астурийского в области культуры.

«По-моему, в современном кино нет режиссеров, работающих под моим влиянием. Повсюду я вижу молодежь, на которую повлиял Фрэнсис Форд Коппола, очень сильно — Скорсезе и Оливер Стоун. Но я? Нет, таких я что-то не знаю», отмечал Вуди Аллен.

Вуди Аллен принял участие в Московской международной неделе кино, проходившей с 23 по 27 августа 2025 года на площадке кинозавода «Москино». В числе хедлайнеров события были Эмир Кустурица, каскадер Марк Дакаскос, известный по боевикам 1990-х, и сам Аллен, выступивший 24 августа по видеосвязи в рамках сессии «Легенды мирового кинематографа». В ходе беседы режиссер признался в любви к российскому кинематографу и выразил теплые чувства к Москве и Санкт-Петербургу.

Секрет творческого долголетия Аллена кроется в его философии работы: «Если людям фильм понравится, это будет восхитительно. Если критикам понравится — восхитительно! Если нет, меня это не расстроит. В любом случае моя жизнь от этого не меняется». Эта философия позволила ему сохранить авторский голос и независимость на протяжении всей карьеры.

Ранее «Ямал-Медиа» вспоминал самые яркие образы Алена Делона в кино. 8 ноября со дня рождения актера исполнилось 90 лет.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...