Вуди Аллену – 90: тревожный гений, который заставил мир смеяться и думать одновременно
30 ноября исполняется 90 лет Вуди Аллену
Аллен Стюарт Конигсберг из Бруклина
Дата его появления на свет уже стала частью легенды: согласно документам, Аллен Стюарт Конигсберг родился в Бруклине 1 декабря 1935 года, однако в своих мемуарах режиссер утверждает, что это случилось на день раньше — 30 ноября.
Он вырос в семье, далекой от мира искусства. Его отец работал ювелиром-гравером и часто подрабатывал официантом, мать трудилась бухгалтером. Родители были американцами в первом поколении — детьми эмигрантов из Австрии и Литвы. В доме говорили на идише и немецком, и будущий режиссер до восьми лет говорил только на идише.
Детские годы оставили противоречивые воспоминания. До восьми лет Аллен учился в еврейской школе, а затем перешел в обычную.«Когда меня отправили в многоконфессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий», — вспоминал он. Несмотря на это, он был достаточно активным ребенком: хорошо играл в бейсбол и баскетбол, завел друзей и развлекал одноклассников фокусами.
Творческий путь начался спонтанно — чтобы заработать денег, подросток начал писать юмористические заметки в газету. Именно тогда Аллен Конигсберг стал Вуди Алленом, взяв псевдоним в честь знаменитого джазового кларнетиста Вуди Германа. Аллен и сам впоследствии стал виртуозным музыкантом: с 1970-х годов он каждую неделю играл на кларнете в нью-йоркских джаз-клубах, а также ездил с концертами по другим странам.
После школы он ненадолго поступил в Нью-Йоркский университет на факультет коммуникаций и кинематографии, но был отчислен за неуспеваемость. Позже он также недолго проучился в Городском колледже Нью-Йорка. Однако формальное образование не остановило его творческий путь.
Становление режиссера: от стендапа к авторскому кино
Начало карьеры Аллена было связано с телевидением и юмором. В 19 лет он начал профессионально писать шутки для телевидения и колонки известных газет, а затем его наняли в команду сценаристов канала NBC. Вскоре он писал материал для таких шоу, как «Шоу Эда Салливана» и «Вечернее шоу». В 1961 году Аллен начал выступать как стендап-комик в нью-йоркских клубах, где и сформировал свой знаменитый образ невротичного интеллектуала, который быстро принес ему популярность.
Переход в кино начался со сценариев. Аллену предложили доработать сценарий к картине «Что нового, кошечка?» (1965) и сыграть одну из ролей. Однако опыт оказался неудачным — его версию сценария сильно переписали и, будучи перфекционистом, Аллен пришел к выводу, что хорошее кино нужно снимать самому.
Первым режиссерским опытом Вуди Аллена стала пародия на шпионские фильмы «Что случилось, тигровая лилия?» (1966), где он выступил как автор идеи и актер. Однако первой полноценной режиссерской работой стала криминальная комедия «Хватай деньги и беги» (1969), где Аллен был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли. С этого момента он взял за правило сниматься в собственных фильмах.
«Единственная разница между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ справиться с трагедией», — считает режиссер.
Становление авторского стиля происходило в начале 1970-х через серию эксцентричных комедий: «Бананы» (1971), «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972), «Спящий» (1973). Эти работы сочетали абсурдный юмор, фарс и сатирические элементы.
Переломным моментом в его карьере стала трагикомедия «Энни Холл» (1977). Картина получила четыре «Оскара», в том числе за лучший фильм года и лучшую женскую роль. Лично Аллену достались две статуэтки — за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий.
Полвека за камерой: эволюция стиля и новые горизонты
После оглушительного успеха «Энни Холл» творчество Аллена вышло на новый уровень. Уже в конце 1970-х режиссер начал отходить от чисто комедийного жанра, обратившись к сложным философским темам. В этот период вышли такие глубокие работы, как «Интерьеры» (1978), «Звездные воспоминания» (1980), «Сентябрь» (1987) и «Другая женщина» (1988), где Аллен экспериментировал с формой, вдохновляясь европейским арт-хаусом и творчеством Ингмара Бергмана.
Особого признания достигли его фильмы «Ханна и ее сестры» (1986) и «Преступления и проступки» (1989), где режиссер виртуозно сочетал драматическую основу с элементами комедии. Картина «Ханна и ее сестры» принесла Аллену третий «Оскар» — за лучший оригинальный сценарий.
1990-е годы стали периодом творческого разнообразия — от музыкальной комедии «Все говорят, что я люблю тебя» (1996) до сатиры «Знаменитость» (1998) и психологической драмы «Разбирая Гарри» (1997). В это же время вышли признанные критиками работы «Пули над Бродвеем» (1994) и «Сладкий и гадкий» (1999).
Знаковым моментом в карьере Аллена стал его переход к европейскому периоду. Картина «Матч-поинт» (2005), снятая в Лондоне, ознаменовала новый творческий этап. За этим последовали успешные работы «Вики Кристина Барселона» (2008) и «Полночь в Париже» (2011), которая принесла режиссеру четвертого «Оскара» — снова за лучший оригинальный сценарий.
«Радость от создания фильмов разная для каждого человека. Один режиссер взволнован, когда закончил фильм и может показать его публике, а другой делает это ради денег. Кто-то, как я, например, делает это, чтобы получать художественное наслаждение. Мне нравится этот процесс», — говорил Аллен.
В 2010-е годы режиссер продолжил беспрецедентную продуктивность, выпуская по фильму в год — от ностальгической «Магии лунного света» (2014) до психологической драмы «Колесо чудес» (2017). Его первый сериал «Кризис в шести сценах» (2016) стал экспериментом, хотя сам режиссер впоследствии критически отзывался об этом опыте.
Принцип «один фильм в год» Аллен соблюдал неуклонно, однако бывали исключения. Так, картина «Дождливый день в Нью-Йорке», хотя и была готова в 2018 году, но в прокат не вышла. Ее релиз перенесли, а зрители увидели ленту лишь в 2019 году. В результате 2018 год стал первым с 1981-го, когда в кинотеатрах не появилось новой работы режиссера. Если же рассматривать всю его карьеру с 1969 года, то фильмы не выходили всего в пять лет: 1970, 1974, 1976, 1981 и 2018.
«Мне очень повезло, что у меня есть возможность работать в комфортном для меня ритме. Режиссура не такая уж сложная работа, а писать мне и вовсе легко. Я пишу быстро, не мучусь над каждой строчкой, не трачу месяцы на переписывание. Моя работа гораздо проще, чем работа полицейского или школьного учителя, и я живу именно так, как хочу», — говорил режиссер о своей работе.
Юбилейной пятидесятой полнометражной работой стала «Великая ирония» (2023) — первый фильм Аллена на французском языке, встреченный овациями на Венецианском кинофестивале.
С чего начать? Гид по вселенной Вуди Аллена
Погружение в фильмографию, насчитывающую более 50 картин, может показаться сложной задачей. Но чтобы понять Аллена, не обязательно смотреть все. «Ямал-Медиа» выбрал семь ключевых фильмов, каждый из которых представляет отдельную грань таланта режиссера.
1. «Энни Холл» (1977)
Ироничная и меланхоличная история любви нью-йоркского комика Элвина Сингера и эксцентричной начинающей певицы Энни Холл. Картина занимает 35 место в сотне лучших фильмов по версии Американской киноакадемии. Дайан Китон, сыгравшая главную роль, получила «Оскар» за лучшую женскую роль.
2. «Манхэттен» (1979)
Черно-белая ода Нью-Йорку и одновременно горькая комедия о любви и взрослении. Герой Аллена, писатель средних лет, мечется между юной девушкой и интеллектуалкой из своего круга, пытаясь найти не только идеальные отношения, но и смысл жизни. Картина, которую критики называют одной из вершин его визуального стиля, сочетает фирменную иронию с почти трагедийными нотами, а Аллен здесь проявляется как драматический актер.
3. «Пурпурная роза Каира» (1985)
Одна из самых личных работ Аллена, которую сам режиссер высоко ценит. Фильм получил премию BAFTA за лучший фильм и приз Каннского кинофестиваля. История о женщине, побег от суровой реальности Великой депрессии в мир кино, стала метафорой отношения самого Аллена к кинематографу.
4. «Ханна и ее сестры» (1986)
Виртуозное сочетание комедии и семейной драмы, принесшее Аллену его третий «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Фильм, вдохновленный европейским арт-хаусом, получил три статуэтки из семи номинаций и считается одной из самых гармоничных и зрелых его работ.
5. «Преступления и проступки» (1989)
Экзистенциальная притча, обозначившая новый виток в творчестве Аллена. Номинированный на «Оскар» за режиссуру и сценарий, фильм исследует темы морали, вины и существования зла в современном мире, предлагая зрителю сложные философские вопросы без однозначных ответов.
6. «Матч-поинт» (2005)
Фильм, ознаменовавший творческое возрождение 70-летнего режиссера и переход к «европейскому периоду». Картина получила номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и премию «Сезар» за лучший иностранный фильм. Критики отмечали, что Аллен вернулся к форме после череды творческих неудач. В главных ролях снялись Скарлетт Йоханссон и Джонатан Рис-Майерс.
7. «Полночь в Париже» (2011)
Самый кассовый фильм Аллена, собравший более 150 миллионов долларов при бюджете 17 миллионов. Картина принесла режиссеру четвертого «Оскара» — за лучший оригинальный сценарий, а также «Золотой глобус» в той же категории. Фильм стал триумфальным возвращением к жанру комедии.
Бонус для продвинутых:
- «Любовь и смерть» (1975) — блистательная пародия на русскую литературу XIX века и философию;
- «Зелиг» (1983) — новаторская псевдодокументальная комедия о «человеке-хамелеоне»;
- «Жасмин» (2013) — психологическая драма с триумфальной работой Кейт Бланшетт, получившей «Оскар» за лучшую женскую роль.
Начните с любого из этих фильмов — и вы откроете уникальный мир одного из самых влиятельных режиссеров современности.
Не только кино. Литературное наследие
Вуди Аллен — не только признанный режиссер, но и плодовитый писатель. Параллельно с кинокарьерой он создал значительное литературное наследие, став одним из самых ярких американских писателей-юмористов XX века.
За годы творчества он создал множество литературных работ: от знаменитых сборников рассказов и пьес до сценариев и автобиографии. Согласно данным одного их литературных порталов, на 2025 год насчитывается 48 изданий произведений Вуди Аллена на четырех языках.
Еще до прихода в кино он писал юмористические заметки в газеты, а впоследствии издал несколько сборников рассказов, среди которых — «Сводя счеты» (1971), «Без перьев» (1975), «Побочные эффекты» (1980), «Чистая анархия» (2007) и «Нулевая гравитация» (2022).
Его рассказы постоянно публиковались в ведущих американских изданиях, включая The New Yorker. Особого признания удостоился рассказ «Образ Сиднея Кугельмаса в романе «Госпожа Бовари» из сборника «Побочные эффекты», получивший в 1978 году престижную премию О. Генри.
Театральные работы Аллена с успехом шли на Бродвее. Его дебютная пьеса «Не пейте эту воду!» выдержала 598 представлений, а знаменитая пьеса «Сыграй это снова, Сэм» позже была экранизирована Хербертом Россом в 1972 году с участием самого Аллена в главной роли.
В 2020 году вышла его скандальная автобиография «Кстати ни о чем» («Apropos of Nothing»), а в 2025 году вышел его дебютный роман «Что с Баумом?». Известно, что в центре сюжета — драматург Эшер Баум, переживающий творческий и личный кризис. Необдуманный поступок главного героя становится катализатором череды неожиданных событий, полностью меняющих его жизнь.
Личная жизнь Вуди Аллена: музы и скандалы
Личная жизнь Вуди Аллена — это готовый сценарий фильма. Здесь переплелись блистательные романы, творческие союзы и громкие скандалы.
Харлин Розен и Луиза Лэссер
Картина его отношений начала складываться с двух коротких браков в молодости. Сначала — пятилетний союз с пианисткой Харлин Розен (1956-1962), а затем — трехлетний брак с актрисой Луизой Лэссер (1966-1969). Оба брака закончились разводом, и детей в них не было.
Дайан Китон (настоящее имя — Дайан Холл)
Муза, подарившая ему образ Энни Холл. С Дайан Китон он сблизился в 1970 году после спектакля «Сыграй это снова, Сэм». Роман продлился недоло, но творческий союз породил главные шедевры 1970-х. Именно Китон, по словам Аллена, открыла ему мир женских персонажей: «Когда я начинал, я не умел писать женские характеры. Когда я встретился с Дайан Китон, подружился с ней, жил с ней, я был так очарован ее личностью, был просто в восторге от нее, что стал писать именно для нее. Для нее я написал «Энни Холл», а затем я писал уже почти исключительно женские персонажи».
Актриса скончалась в октябре 2025 года в возратсе 79 лет.
Миа Фэрроу
С Миа Фэрроу режиссер прожил около 12 лет, сняв ее в 13 своих фильмах, включая «Зелиг» и «Ханна и ее сестры». В отношениях появился общий сын Ронан и приемные дети — Дилан и Мозес.
История закончилась громким скандалом в 1992 году: Фэрроу обнаружила его откровенные фотографии с ее приемной дочерью, Сун-И Превин, что привело к громкому разрыву и судебным процессам о попечении детей. Фэрроу также обвинила Аллена в домогательствах к их приемной дочери Дилан, однако суд не нашел достаточных доказательств. Эта тень преследует Аллена до сих пор. История этих отношений легла в основу документального мини-сериала «Аллен против Фэрроу» (2021).
Сун-И Превин
В 1997 году, несмотря на общественное осуждение, Аллен женился на Сун-И. В браке пара удочерила двух девочек — Беше и Мэнзи. О своих отношениях Аллен говорил с иронией: «У нее очень властная, сильная натура. Она очень компетентна, а я слишком некомпетентен. Я не могу канал на телевизоре переключить, не позвонив ей в ее комнату».
Отношения с детьми от предыдущего брака остаются сложными. Приемный сын Мозес, который в 15 лет отказался от общения с отцом, в 36 лет возобновил контакты.
Вуди Аллен отмечал: «Я просто предпочитаю женщин. Мне даже больше по душе, когда интервью у меня берет не мужчина, а женщина. Вообще вокруг меня — сплошные женщины. Наверное, они мне нравятся потому, что в детстве я получил женское воспитание…».
Феномен Аллена
Уникальная продуктивность отличает карьеру Вуди Аллена на протяжении более полувека. Начиная с дебютной работы «Хватай деньги и беги» (1969), режиссер создал свыше 50 полнометражных фильмов, сохраняя удивительную творческую дисциплину — он снимал практически по фильму в год. При этом в большинстве картин он выступал одновременно как режиссер, сценарист и актер — в общей сложности Аллен сыграл в кино около 40 ролей.
Особенности рабочего процесса Аллена стали легендой в киноиндустрии. Он работал с мизерными по голливудским меркам бюджетами (часто в районе 10–25 миллионов долларов), но при этом все время привлекал лучших актеров мира. Как отмечал сам режиссер: «Я нанимаю людей, которые заведомо очень хороши в своем деле. Не нужно большого ума, чтобы выбрать Кейт Уинслет или Джастина Тимберлейка».
Признание и награды стали закономерным итогом этой преданности кино. Он получил четыре статуэтки «Оскар» при 25 номинациях, что стало одним из лучших показателей в истории. При этом он никогда не появлялся на церемонии вручения, следуя своему принципу.
Международное признание Аллена включает почетный «Золотой глобус» за вклад в кинематограф (2014), множество премий BAFTA и «Сезар», а также награды Венецианского и Каннского кинофестивалей. В 2002 году он был удостоен Премии принца Астурийского в области культуры.
«По-моему, в современном кино нет режиссеров, работающих под моим влиянием. Повсюду я вижу молодежь, на которую повлиял Фрэнсис Форд Коппола, очень сильно — Скорсезе и Оливер Стоун. Но я? Нет, таких я что-то не знаю», — отмечал Вуди Аллен.
Вуди Аллен принял участие в Московской международной неделе кино, проходившей с 23 по 27 августа 2025 года на площадке кинозавода «Москино». В числе хедлайнеров события были Эмир Кустурица, каскадер Марк Дакаскос, известный по боевикам 1990-х, и сам Аллен, выступивший 24 августа по видеосвязи в рамках сессии «Легенды мирового кинематографа». В ходе беседы режиссер признался в любви к российскому кинематографу и выразил теплые чувства к Москве и Санкт-Петербургу.
Секрет творческого долголетия Аллена кроется в его философии работы: «Если людям фильм понравится, это будет восхитительно. Если критикам понравится — восхитительно! Если нет, меня это не расстроит. В любом случае моя жизнь от этого не меняется». Эта философия позволила ему сохранить авторский голос и независимость на протяжении всей карьеры.
Ранее «Ямал-Медиа» вспоминал самые яркие образы Алена Делона в кино. 8 ноября со дня рождения актера исполнилось 90 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».