http://Top.Mail.Ru
За навязывание допуслуг продавцов накажут рублем. Сколько придется заплатить нарушителям | Ямал-Медиа
23 октября 2023, 07:02 (обновлено: 23 октября 2023, 08:30)

За навязывание допуслуг продавцов накажут рублем. Сколько придется заплатить нарушителям

В России начнут штрафовать продавцов за навязывание дополнительных услуг

В России ввели штрафы за навязывание дополнительных услуг и товаров. Что это за услуги и сколько придется заплатить нарушителям — в материале «Ямал-Медиа».

Закон, который вводит ответственность за навязывание дополнительных товаров и услуг за отдельную плату, 19 октября подписал президент России Владимир Путин. Документ появился на официальном интернет-портале правовой информации.

Штраф для должностных лиц составит от двух до четырех тысяч рублей, для юридических — от 20 до 40 тысяч. Также вводится наказание за уклонение от рассмотрения законных требований потребителя. Должностным лицам грозит штраф в размере 15–30 тысяч рублей, юридическим — 100–300 тысяч.

Фото: Dejan Dundjerski/Shutterstock/Fotodom
Фото: Dejan Dundjerski/Shutterstock/Fotodom

Новый закон вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и дополняет его новыми положениями. Он начнет действовать через 10 дней с момента публикации.

Запрет на навязывание дополнительных услуг существует с 1992 года в законе «О защите прав потребителей», рассказал РЕН ТВ президент Московской юридической корпорации, член Московского клуба юристов Вячеслав Печников. По его словам, нововведение лишь вводит штрафы за это нарушение.

«Теперь навязывание потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров — дополнительных товаров за отдельную плату — повлечет наложение административного штрафа», — объяснил юрист.

Что может считаться «навязыванием» допуслуг

Точного определения, что такое навязывание услуг, в законодательстве нет, уточнил Печников. Тем не менее, по словам судебного юриста Любавы Трофимовой, навязывание услуг — это когда нужные товары невозможно купить без приобретения дополнительных платных услуг.

«Например, если человек берет кредит, и для того, чтобы взять этот кредит, ему навязывают определенные страховки (жизни и здоровья, от потери работы), это является нарушением. За это банку будет полагаться штраф», — пояснила специалист.

Фото: fizkes/Shutterstock/Fotodom
Фото: fizkes/Shutterstock/Fotodom

Кроме того, навязыванием можно считать любое увеличение цены, которое произошло без согласия покупателя, отметил юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский. Также нарушением будет являться отказ банка оформлять кредит без оплаты страховки, выпуска дополнительной карты и так далее, подтвердил эксперт.

Чаще всего навязывание допуслуг происходит в автосалонах, считает зампредседателя общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. Как правило, дилеры пытаются вместе с машиной продать потребителям дополнительное оборудование по высоким ценам или заставляют людей оформить ненужные страховки и юридические услуги.

Что не входит в перечень «навязанных» услуг

  • Маркетинговые уловки продавцов. Например, когда к телефону предлагают приобрести чехол по 50% скидке;
  • простое предложение воспользоваться платными услугами. То есть, когда человек может от них отказаться;
  • спам-рассылки;
  • реклама и звонки.

Как не попасться на уловки недобросовестных продавцов

Чтобы не переплачивать за ненужные товары и услуги, важно внимательно читать договоры, посоветовали специалисты. В идеале — отправлять юристу любые документы на согласование перед тем, как поставить в них подпись, добавила Трофимова. По ее словам, особенно внимательно к оформлению договоров следует относиться пенсионерам.

«В первую очередь пожилые люди должны посоветоваться со своими детьми, родственниками, прежде чем приобретать какие-то дорогие услуги или товары. Потому что когда человек попадает под влияние, его глаз замыливается и он перестает адекватно воспринимать информацию», — пояснила юрист.

Фото: NDAB Creativity/Shutterstock/Fotodom
Фото: NDAB Creativity/Shutterstock/Fotodom

От дополнительных услуг можно отказаться, если их навязали в банке. Так, в декабре 2021 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», которые позволяют заемщику вернуть уплаченные за услугу деньги. Главное успеть оформить отказ от допуслуг в течение двух недель, сообщил РБК.

Это же правило действует и в случае со страхованием. В «период охлаждения» заемщик может расторгнуть договор о страховании и вернуть свои деньги.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...