http://Top.Mail.Ru
Серебряные медали снова будут выдавать выпускникам. Какие преференции они сулят | Ямал-Медиа
27 мая 2023, 16:00 (обновлено: 27 мая 2023, 15:50)

Серебряные медали снова будут выдавать выпускникам. Какие преференции они сулят

Медали предлагают выдавать выпускникам не только за пятерки, но и за общественную деятельность

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявил, что со следующего учебного года в школах снова начнут вручать серебряные медали. Педагоги не уверены, что медали должны давать выпускникам при поступлении серьезные преференции, но призвали прописать четкие критерии их получения. В материале «Ямал-Медиа» — что выпускникам даст при поступлении «серебро» и «золото».

Хорошо забытое старое

Серебряные медали вернутся в российские школы уже с 2023/24 учебного года. По мнению министра просвещения, это «очень правильное» решение, но Кравцов не уточнил, почему. Неясно и то, какие преференции даст выпускникам эта медаль.

Серебряную медаль перестали выдавать выпускникам всего 10 лет назад. В 2013 году решили вовсе отказаться от медалей, но через год за отличную учебу школьникам снова стали вручать награды «За особые успехи в учении». Регионы вправе сами устанавливать правила поощрения учеников. Так в Томской и Магаданской областях ученикам вручали серебряную медаль до сих пор, сообщила газета «Известия».

В СССР медали школьники стали получать с 1944 года. При их вручении школы всегда руководствовались оценками учеников при сдаче экзаменов, влияли и отличные оценки по различным предметам в старших классах, а также образцовое поведение подростков.

Медали делали из медно-цинкового сплава с золочением. Такой знак отличия позволял выпускникам поступить в любой российский вуз сразу после сдачи на отлично первого вступительного теста. В итоге стало слишком много «отличников», из-за которых в вузы не попадали выпускники, глубже знавшие профильные предметы. Поэтому в 2009 году такую привилегию отменили.

В настоящее время «золото» обеспечивает выпускнику лишь дополнительные баллы к сумме, полученной по итогам сдачи экзаменов. Медаль может дать преимущество при зачислении в вузы при равном количестве баллов за ЕГЭ с другим абитуриентом.

Фото: EVGENY724/Shutterstock/Fotodom
Фото: EVGENY724/Shutterstock/Fotodom

Мотивация в обучении

Возврат серебряных медалей — это еще один «шаг к укреплению имиджа образования», заявила в беседе с «Известиями» зампредседателя комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. По ее мнению, элемент соревновательности добавит ученикам мотивации при обучении.

Инициатива ведомства понравилась и члену комитета Госдумы по просвещению Ларисе Тутовой. Она назвала медаль стимулом для школьником При этом призвала четко прописать критерии получения награды.

Медалисты — это еще и вклад в репутацию школы, что тоже представляется достаточно значимым. Многие родители, выбирая для своего ребенка школу, смотрят на средние баллы ЕГЭ, на вузы, в которые поступают выпускники, но и количество медалистов — значимый и видимый результат <...> Основная ее ценность — в признании усилий ученика.

Ирина Абанкина

профессор Института образования НИУ ВШЭ

Фото: WorldStockStudio/Shutterstock/Fotodom
Фото: WorldStockStudio/Shutterstock/Fotodom

Преференции за медали

Медали имеют скорее символическую значимость, зачастую более важную для родителей, чем для выпускника, отметил директор проектов «СберУниверситет» Дмитрий Коваленко. С тех пор как система приема в вузы стала базироваться на результатах ЕГЭ и олимпиад, и когда у школьников не стало мотива получать высокие оценки за все предметы — значимость медалей сократилась именно в этот момент.

Коваленко предложил расширить практическую ценность медалей, которые замотивируют школьников более качественно осваивать всю школьную программу. Потому что школьники, которые рано определились с будущей профессией, сосредотачиваются на двух-трех предметах. В итоге они могут столкнуться с нехваткой набора знаний. По его мнению, в стране следует усовершенствовать систему образования в пользу более равномерного освоения учебной программы.

Член общественного совета при Минобрнауки, директор московской школы № 109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург предложил давать за медали дополнительные баллы к ЕГЭ.

Ирина Абанкина заметила, что средний балл аттестата в России учитывается при поступлении в колледжи. А с учетом роста интереса к этому направлению показатель станет очень важным. Уже по некоторым направлениям он достигает 4,9, добавила профессор.

При этом Абанкина не поддержала введение преференций медалистам, поскольку система образования стремится к прозрачности конкурса при поступлении в вузы. Такую задачу решает ЕГЭ. К тому же олимпиадный путь дает выпускникам достаточно преференций, сказала профессор.

Фото: Naypong Studio/Shutterstock/Fotodom
Фото: Naypong Studio/Shutterstock/Fotodom

Председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы Екатерина Морозова высказалась в поддержку преференций серебряным медалистам при поступлении в вузы, но если будут соблюдены прописанные критерии.

Должно быть понятно, за что давать медаль, что она даст при поступлении в вуз. Должно быть портфолио ребенка, чтобы мы видели его успехи, причем не только в обучении, но и в общественной жизни школы, в олимпиадах, конкурсах, участии в конференциях, патриотических и волонтерских мероприятиях. Не слишком правильно давать медаль только за пятерки, ребенок должен развиваться как человек.

Екатерина Морозова

председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы

Обратная сторона

По словам Морозовой, нельзя допустить, чтобы в школах злоупотребляли возможностью отличиться за счет серебряных медалистов. Она призвала контролировать исполнение критериев получения этих медалей.

Эксперт Национального союза педагогов Наталья Шадрина заметила, что, когда медали выдают настолько большому количеству детей, то это ставит под сомнение значимость полученных наград. «Важно, чтобы получение медали не становилось самоцелью для ребенка и для школы», — добавила она.

Педагог из Нижегородской области, активист профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков рассказал, что система получения и серебряных, и золотых медалей в стране часто вызывала перекосы в образовании. «Со школой нужно очень аккуратно работать, даже введение такой безобидной вещи, как серебряная медаль, может повлечь негативные вещи», — заключил учитель.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...