http://Top.Mail.Ru
Константин Богомолов: биография, фильмы, личная жизнь и свадьба с Собчак | Ямал-Медиа
23 июля 2025, 02:07 (обновлено: 22 июля 2025, 18:33)

Зеркала, драпировки и тени Константина Богомолова: режиссер в вечном поиске драматургических инсайтов

Режиссеру театра и кино Константину Богомолову исполнилось 50 лет

Константин Богомолов — фигура, которая давно перестала существовать лишь в плоскости театра и кино. Он давно превратился в многогранное культурное явление, в котором отражаются и преломляются тенденции современной российской действительности. Режиссер, художественный руководитель, актер, сценарист, писатель — за каждой из этих ролей скрывается противоречивая натура человека, вызывающего в обществе диаметрально противоположные чувства. Сегодня, 23 июля, Константину Богомолову исполнилось 50 лет.

Гремучая смесь: литературовед стал режиссером

Константин родился 23 июля 1975 года в семье кинокритиков Юрия Богомолова и Ольги Ульяновой и с детства был погружен в московскую интеллектуальную тусовку. Подростковое увлечение поэзией и публикации в литературных журналах стали логичным продолжением родительского влияния. В 1997 году Богомолов окончил филфак МГУ, где сначала изучал мотивы волшебной сказки на материале «Капитанской дочки», а затем — русское масонство XVIII века. Обе темы позже, нашли свое отражение в его любви к деконструкции классики с точки зрения мифа, символизму и многослойности в постановках.

Однако в аспирантуре он пробыл только год: филология уступила место театру. В 2003-м Богомолов окончил ГИТИС, где учился на курсе Андрея Гончарова. Уже его студенческая работа «Лекция о пользе убийств, или Шесть трупов в поисках действия» (отсылка к пьесе Луиджи Пиранделло и драматургии Мишеля де Гельдерода — Прим. ред.) обозначила особенность будущего режиссера — намеренную провокационность.

Фото: New Africa/Shutterstock/Fotodom
Фото: New Africa/Shutterstock/Fotodom

Начиная с первых профессиональных шагов в театре имени Гоголя и заканчивая постановками в престижных столичных театрах, Богомолов методично выстраивал репутацию нарушителя спокойствия. Первое признание пришло к нему уже в 2007-м с постановкой «Много шума из ничего» в Театре на Малой Бронной. Критики отметили нестандартный подход к классике, а зрители сразу резко разделились на поклонников и непримиримых противников творческого видения молодого режиссера.

Особенно плодотворным для него стал период работы штатным режиссером в МХТ имени Чехова с 2012 по 2018 год, буквально на подхвате у самого Олега Табакова. Несмотря на некоторые возникавшие между ними противоречия, мэтр высоко ценил талант молодого режиссера, отметил его постановку «Старшего сына» по Вампилову как «пронзительное повествование», а спектакли «Волки и овцы» Островского и «Wonderland-80» по Довлатову назвал «несомненным театральным успехом».

Режиссер-деконструктор: принципы драматургии по Богомолову

«Если в компании из четырех человек трое говорят одинаково, я буду говорить в другую сторону и спорить. И не потому, что я так считаю, а потому, что в эту секунду остаться одному против нескольких людей и есть экзистенциально правильный выбор», — так сам Богомолов характеризует свое жизненное и творческое кредо. Отсюда и основной принцип его драматургии — радикальное переосмысление классических произведений, о которых, казалось бы, уже давно всё сказано сотни раз. Правда, Богомолов не просто осовременивает классику, он препарирует ее, обнажая скрытые нервы текста. В его постановках Островский, Достоевский и Чехов звучат на новом языке, часто с элементами современной лексики, актуальных отсылок и даже провокационного визуального ряда.

Фото: David Tadevosian/Shutterstock/Fotodom
Фото: David Tadevosian/Shutterstock/Fotodom

В своих спектаклях Богомолов охотно использует приемы, заставляющие зрителя чувствовать дискомфорт, — настолько он активно доламывает «четвертую стену» с помощью мультимедийных вставок, натуралистичности, обсценной лексики, неоднозначных шуток, элементов сценического насилия. Однако, вопреки сложившемуся мнению, режиссер избегает пресловутой «обнаженки»: как сам он отмечал в интервью ТАСС, «лишь раз мой артист раздевался перед зрителями. Было это в незапамятном 2013 году». Правда, речь тогда шла о театре, а не о кино.

Еще одна важная черта его творческого почерка — смешение жанров и эпох в одной постановке. Богомолов может легко объединить несколько произведений разных авторов в один спектакль, создавая тем самым неожиданные параллели. Спектакли «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре Наций, «ТурандотТ» в московском Театре имени Пушкина, «Борис Годунов» в «Ленкоме», не говоря уже о постановках в уже «родном» для него Театре на Малой Бронной, продемонстрировали этот подход в полной мере.

Сам режиссер подчеркивает, что его театр «не судит, не пропагандирует, не агитирует. Он описывает. Рассказывает. Провоцирует». По его мнению, в этом и заключается фокус творческого мировоззрения: искусство должно усложнять реальность, а не примитивизировать ее.

Киноработы Богомолова

Дебют Богомолова в кинематографе состоялся еще в детстве — в 12 лет он сыграл эпизодическую роль Эрнеста в «Гобсеке» Александра Орлова. Однако настоящее вхождение в мир кино произошло более 30 лет спустя, когда в 2019 году он снял сериал «Содержанки» для онлайн-кинотеатра.

Дарья Мороз и Константин Богомолов на съемках сериала «Содержанки». Фото: Yellow, Black & White/START/kinopoisk.ru
Дарья Мороз и Константин Богомолов на съемках сериала «Содержанки». Фото: Yellow, Black & White/START/kinopoisk.ru

Проект, рассказывающий о жизни московской элиты с ее интригами, страстями и циничными отношениями, сразу вызвал шквал обсуждений. Откровенные сцены, эстетская визуальная стилистика и неоднозначные персонажи создали Богомолову репутацию режиссера, который не боится затрагивать темные стороны человеческой натуры.

В 2020-м последовали «Безопасные связи» и «Хороший человек» — сериал, основанный на реальной истории расследования дела «ангарского маньяка» Попкова. В этом проекте Богомолов проявил себя как режиссер, умеющий работать не только с провокацией, но и с обрисовкой нюансов психологии поступка — как следователей, так и неуловимого душегуба.

Как актер Богомолов сыграл главную роль в сериале Федора Бондарчука «Псих» (2020), где предстал в образе успешного психотерапевта с собственными внутренними демонами.

Константин Богомолов в сериале «Псих». Фото: НМГ Студия/imdb.com
Константин Богомолов в сериале «Псих». Фото: НМГ Студия/imdb.com

А в 2023 году в сериале «Кеша должен умереть» он выступил в качестве и режиссера, и исполнителя главной, но весьма специфической роли архитектора, оказавшегося в центре женских интриг.

Политические взгляды и общественная позиция Богомолова

В феврале 2021 года Богомолов опубликовал манифест «Похищение Европы 2.0», который вызвал ожесточенные споры в близкой ему интеллектуальной среде. Режиссер призвал россиян не ориентироваться на современные европейские ценности, назвав Европу «новым этическим рейхом», существующего под диктовку нетрадиционных личностей.

А в 2023-м, в статье «Диетическое горе» для РИА «Новости», Богомолов раскритиковал «особых русских» — обеспеченных и менее состоятельных, но интеллектуально «богатых». Он описал их как людей, считающих себя «европейцами и просвещенными либералами», но презирающих «недостаточно успешных, недостаточно «продвинутых», «темных» соплеменников». В статье Богомолов утверждал, что после начала СВО эти люди скорбят не о человеческих жертвах, а о потере комфортной жизни. Тогда режиссер призвал «отбросить презрение к своей стране», перестать тосковать по прошлому и начать работать в новых исторических условиях.

Константин Богомолов на съемках сериала «Кеша должен умереть». Фото: KION/МТС Медиа/Продюсерская компания Валерия Тодоровского/«Мармот-фильм»/kinopoisk.ru
Константин Богомолов на съемках сериала «Кеша должен умереть». Фото: KION/МТС Медиа/Продюсерская компания Валерия Тодоровского/«Мармот-фильм»/kinopoisk.ru

«Я всегда был таким: считаю, что ты можешь высказывать всё, что думаешь, а не то, что от тебя хотят», — такого мнения придерживается Богомолов. Эта независимость мышления проявляется и в его политической позиции. И, хотя еще в 2018 году Богомолов был доверенным лицом Сергея Собянина на выборах мэра Москвы, но в интервью подчеркивал, что не стремится примкнуть к какому-либо лагерю, а выражает собственное мнение: «Я противник любого «хорового пения» — даже близких мне мыслей».

Вместе с тем режиссер не скрывает своих консервативных взглядов, но при этом говорит, что для него театр — вообще вне политики. «Если в театре есть политика, это не театр, а партийный съезд — либеральный, консервативный, фашистский, какой угодно», — говорит он. Хотя еще в 2015-м году считал, что «театр должен реагировать на те изменения, которые происходят в культурном, социальном пространстве».

Личная жизнь режиссера Константина Богомолова

Первой официальной женой режиссера стала актриса Дарья Мороз, с которой он познакомился в 2009 году. Их брак продлился восемь лет, родилась дочь Анна. Несмотря на развод в 2018-м, бывшие супруги сохранили теплые отношения и продолжили сотрудничество — Дарья сыграла одну из главных ролей в «Содержанках».

Роман Богомолова с Ксенией Собчак стал весьма неожиданным для столичной тусовки. Их отношения развивались стремительно и не без скандалов — на тот момент Собчак еще была замужем за актером Максимом Виторганом. Конфликт между мужчинами даже привел к драке, которую зафиксировала уличная камера. Ролик стал достоянием широкой общественности, но на отношения Богомолова и Собчак это не повлияло.

Ксения Собчак и Константин Богомолов на ПМЭФ-2023. Фото: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/Fotodom
Ксения Собчак и Константин Богомолов на ПМЭФ-2023. Фото: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/Fotodom

А 13 сентября 2019 года состоялась одна из самых эпатажных свадеб в современной российской истории. Молодожены прибыли в ЗАГС на катафалке с надписью «Пока смерть не разлучит нас», после церемонии обвенчались, а затем устроили роскошное торжество для 300 гостей в Музее Москвы.

Союз двух ярких, противоречивых личностей продолжает привлекать внимание публики. Сам Богомолов характеризует их отношения как дополняющие друг друга: «Если я — Одиссей, она скорее Ахилл, который полезет без раздумий в драку... Я не самый большой смельчак на свете, однако в какие-то моменты своим хитроумием, надеюсь, спасаю Ксению».

Константин Богомолов сейчас

Сегодня Константин Богомолов — один из самых влиятельных деятелей российской культуры. В 2019 году он возглавил Театр на Малой Бронной, в котором сразу начал масштабную реконструкцию. С момента его назначения обновилось не только здание, но и репертуар, труппа, подход к организации театрального процесса.

Центральный вход в Театр на Малой Бронной. Фото: urza/Shutterstock/Fotodom
Центральный вход в Театр на Малой Бронной. Фото: urza/Shutterstock/Fotodom

В 2024 году Богомолов получил в свое распоряжение еще одну площадку — Театр Романа Виктюка (теперь «Театр — Сцена «Мельников»). Очередное назначение вызвало неоднозначную реакцию в театральной среде, однако еще раз продемонстрировало растущее влияние режиссера на культурную политику.

В июле 2025 года Богомолову присвоили звание заслуженного деятеля искусств РФ. Государственная награда стала признанием его вклада в развитие российского театрального искусства.

Константин Богомолов продолжает активно ставить спектакли, снимать кино, играть и писать. Среди последних проектов — «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя» на основе пьесы Горького и событий последних лет, «Одна и один» по мотивам «Ромео и Джульетты» и две «деконструкции» Чехова — «Чайка с продолжением» и «Смерть Тузенбаха (Tuzenbachi surm)». В планах режиссера — постановка спектакля «Мастер и Маргарита», несмотря на противодействие наследников Булгакова.

Константин Богомолов как зеркало современности

В театральном мире всегда были свои властители дум, свои культовые или хотя бы модные режиссеры. К сожалению, время Юрия Любимова, Марка Захарова, Олега Ефремова и Олега Табакова ушло вместе с великими постановщиками. Но сегодня таким «зеркалом эпохи» можно в какой-то мере назвать Константина Богомолова.

В его творчестве совмещается традиционализм и авангард, консервативные взгляды и смелые эксперименты, верность классике и радикальное новаторство. Для одних он — гений, обновляющий застоявшийся театр, для других — позер и ниспровергатель культурных основ. Но именно эта способность вызывать полярные реакции и делает авторитет Богомолова закономерным явлением в современном культурном ландшафте. Такое уж беспокойное и противоречивое у нас время, с которым и в котором тоже нужно уметь работать.

Константин Богомолов на съемках сериала «Кеша должен умереть». Фото: KION/МТС Медиа/Продюсерская компания Валерия Тодоровского/«Мармот-фильм»/kinopoisk.ru
Константин Богомолов на съемках сериала «Кеша должен умереть». Фото: KION/МТС Медиа/Продюсерская компания Валерия Тодоровского/«Мармот-фильм»/kinopoisk.ru

«Думаю, то, что произошло три года назад, радикально поменяло среду, в которой мы живем, и поставило каждого перед необходимостью ответить, а не уйти от ответа. Можно же прожить жизнь и не ответить ни на один вопрос. Это, в определенной степени, удача нашего поколения, что мы находимся в этом историческом периоде, который заставляет нас говорить о сущностном. Ценность мишуры, как бы она ни сверкала, резко упала. Глянец весь скукожился», — так сказал режиссер Богомолов на недавнем молодежном форуме «Территория смыслов» в Солнечногорске.

Ранее мы рассказали о театре и жизни Константина Райкина. В этом году знаменитому актеру и режиссеру исполнилось 75 лет.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...