Жизнь и идеи Вольтера: путь к Просвещению
21 ноября весь мир отмечает 330-летие великого философа Вольтера
Биография Вольтера
Франсуа-Мари Аруэ, более известный как Вольтер, родился 21 ноября 1694 года в Париже, в семье нотариуса, имевшей связи с французским дворянством. Младенец был настолько хил и слаб, что сразу же после рождения родители послали за священником. Мари Маргерит Д'Омар, мать Вольтера, умерла, когда мальчику было семь лет. Его отец, Франсуа Аруэ, воспитывал ребенка один.
С самого детства Вольтер проявлял стремление к знаниям, что вскоре вывело его на уровень, выходящий за пределы школьной программы. Ему повезло получить образование в престижном парижском коллеже Святого Людовика Великого, которым управляли иезуиты. Хотя обстановка предполагала строгую католическую дисциплину, юный Франсуа-Мари быстро завоевал репутацию непримиримого скептика и свободолюбца. Именно в школьные годы у Вольтера зародились первые революционные идеи. Его по-юношески пылкие работы уже тогда отличались завидной смелостью выражения мысли. В условиях неравенства, которое царило в обществе, он требовал справедливости и человеческой свободы.
Отец Вольтера хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал нотариусом, поэтому Франсуа-Мари пристроили в адвокатскую контору. Вскоре молодой человек понял, что это не его стезя. Поэтому он взялся за чернильницу и перо не для юридических документов, а для сатирических рассказов. Происхождение его псевдонима до сих пор неясно.
Когда Вольтеру исполнилось 18, он сочинил первую пьесу и уже тогда не сомневался, что обязательно оставит след в истории как писатель. В послужном списке Франсуа-Мари Аруэ 28 произведений, которые можно отнести к классической трагедии. Также из-под пера Вольтера нередко выходили послания, лирика и оды.
Философия Вольтера: Просвещение, конституция, отвержение неравенства
Философия Вольтера базировалась на идеалах Просвещения. Он воспринимал разум как главный инструмент прогресса человечества и выступал за свободу мысли и слова. Осознавая значимость просвещения народа, Вольтер считал, что образование — это единственный способ преобразовать жизнь людей и освободить их от оков суеверий и догматизма.
Он твердо верил в необходимость принятия конституции, которая бы закрепила права граждан и ограничивала любую власть. Вольтер отвергал социальное и экономическое неравенство, проповедуя идею равных возможностей для всех. Он считал, что только через законодательные перемены общество сможет достичь истинной справедливости и благополучия. Из-за своих воззрений он несколько раз попадал в Бастилию.
Французские власти запретили Вольтеру посещать Париж, и этот запрет оставался в силе до конца его жизни. Вынужденный покинуть Францию, он переехал в Швейцарию и в 1753 году обосновался в Женеве. Здесь он приобрел имение, которое назвал Délices («Отрадное»). Позже он купил еще два имения: Турнэ в Лозанне и Ферне на границе с Женевой, где прожил почти до своей смерти.
Другие идеи Вольтера
- Идея равенства. Вольтер утверждал, что «все люди рождаются равными». Однако он также называл равенство «химерическим состоянием», указывая на невозможность достижения социального и политического равенства между людьми.
- Критика тирании как формы правления. Политические идеалы для Вольтера — голландская республика и английская конституционная монархия.
- Просвещенный абсолютизм. Философ предлагал устранить остатки средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.
- Соразмерность преступлений и наказаний. Вольтер выступал против чрезмерно суровых наказаний, считал необходимым одновременно принимать меры для предупреждения преступлений.
- Реформа уголовного судопроизводства. Философ стоял за отмену системы формальных доказательств и за широкий допуск защиты к процессу.
- Критика религии. Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей, которые приводят их к религиозному фанатизму. Христианство для Вольтера, как и вообще все другие религии, — суеверие, которое стоило человечеству более 17 миллионов жизней.
Вольтер и Руссо: как познакомились и почему поссорились
История знакомства философов
Философы заочно познакомились в 1745 году, обменявшись письмами по поводу переделки вольтеровской пьесы «Принцесса Наваррская».
Руссо так вспоминал об этом в «Исповеди»:
«В зиму, последовавшую за битвой при Фонтенуа, в Версале было много празднеств. Между прочим, давалось несколько опер в театре Птит-Экюри. В их числе была драма Вольтера «Принцесса Наваррская», музыку к которой сочинил Рамо. Это сочинение было переработано и получило новое название: «Празднества Рамиры». Новый сюжет требовал некоторых изменений в дивертисментах, как в стихах, так и в музыке. Нужно было найти кого-нибудь, кто справился бы с этой двойной задачей. Так как Вольтер, находившийся тогда в Лотарингии, и Рамо были заняты оперой «Храм славы» и не могли уделить «Рамире» внимания, Ришелье подумал обо мне и велел предложить мне взяться за нее, а чтобы я мог лучше разобраться с задачей, прислал мне отдельно стихи и ноты».
Вольтер направил Руссо любезный ответ. Завязалась дружба по переписке, которая длилась много лет.
Причина ссоры
Философы обменивались различными идеями мироустройства, обсуждали вопросы реформирования общества, стремясь определить пути преобразования государства и авторитарных систем. Взгляды на способы изменений начали постепенно расходиться. Если Вольтер выступал за умеренные реформы и приверженность к идеям просвещенного абсолютизма, то Руссо больше акцентировал внимание на необходимости равенства и свободы, предвидя радикальные преобразования. Их конфликт накалился после публикации «Эмиля» Руссо и ответной критики Вольтера.
Разногласия между ними достигли апогея в вопросах религии и философии свободы. После издания трактата Руссо «Размышления о науках и искусствах» (1749) Вольтер язвительно заметил, что он слишком стар для того, чтобы встать на четвереньки и бежать в лес, ведомый призывами к проявлениям «естественного человека».
В 1754 году Вольтер, который скрывался от гонений, переехал в Женеву, родной город Руссо, покинутый им еще в юности, — он предпочитал Париж и его окрестности. Но и в столице Франции Руссо по-прежнему придерживался строгих кальвинистских стандартов своей родины, которые, в частности, касались запрещения общественных театров. И вдруг он узнал, что Вольтер в Женеве не только ставит спектакли в частных домах, но и убеждает городские власти разрешить театральные постановки в городе. В ответ на помещенную в «Энциклопедии» статью Д’Аламбера «Женева» Руссо написал знаменитое «Письмо Д’Аламберу о зрелищах». Вольтер резко отрицательно откликнулся на это сочинение Руссо и в письме к Д’Аламберу от 4 мая 1759 года назвал его «безумцем».
С этого момента началась открытая вражда. Вольтер публично критиковал замыслы романов Руссо, их написание, стиль, слог — одним словом, всё. В частности, книгу «Юлия, или Новая Элоиза» он назвал «скучным и глупым чтивом для среднего класса». А в 1764 году Вольтер (правда, скрываясь под псевдонимом) раскрыл тщательно оберегаемую тайну Руссо: мыслитель отказался от своих детей и сдал их в приют. «Неистовый Жан-Жак» пытался оправдываться, хотя открывшееся было правдой.
Вольтер и Руссо ушли в мир иной почти одновременно — в 1778 году. Несмотря на их вражду и разногласия, в глазах потомков женевский гражданин и «фернейский отшельник» стоят рядом. Неслучайно в XIX веке в Фернейском замке были установлены и статуя Вольтера, и статуя Руссо.
Личная жизнь Вольтера
Личная жизнь Вольтера была столь же яркой и насыщенной, как и его интеллектуальная деятельность. Он часто демонстрировал недовольство браком как институтом и избегал официальных союзов. Тем не менее Вольтер испытал настоящую страсть в отношениях с Эмилией дю Шаторе, известной женщиной-ученым. Она была замужем, но убеждения не мешали ей искать возлюбленных на стороне.
С Эмилией его связывали не только романтические чувства, но и общие научные интересы. Вместе они провели много времени, работая над физическими и философскими трактатами, обогащая друг друга интеллектуально и духовно. После смерти Эмилии Вольтер обрел покой в заботе о своем имуществе в Ферне, где активно занимался сельским хозяйством и благотворительностью.
К слову, на самом деле Вольтер был миллионером. Еще в молодости философ познакомился с банкирами, научившими Франсуа-Мари инвестировать капиталы. Разбогатевший к сорока годам писатель вкладывал в снаряжение французской армии, давал деньги на покупку кораблей и скупал произведения искусства, а в его поместье в Швейцарии находилось гончарное производство.
«Мы никогда не живем, а лишь надеемся, что будем жить»: цитаты Вольтера
Аргументы и афоризмы Вольтера демонстрируют его уникальную способность к лаконичности и остроте мысли.
- «Мы никогда не живем, а лишь надеемся, что будем жить».
- «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать».
- «Случайностей не существует — всё на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие».
- «Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. <…> Будем работать без рассуждений, это единственное средство сделать жизнь сносною».
- «Когда сказать нечего, всегда говорят плохо».
- «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
- «Торжество разума состоит в умении уживаться с людьми, оного не имеющими».
- «Сильные души сходятся чаще, нежели великие умы».
- «Истина, свобода и добродетель — вот единственное, ради чего нужно любить жизнь».
- «Предрассудок есть мнение, не основанное на рассудке».
- «Без великих препятствий не может быть великих достижений».
- «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других».
- «Свобода — это не то, что вам дали. Это то, что у вас отнять нельзя».
Ранее мы рассказали о звезде русского декаданса Зинаиде Гиппиус.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».