Жизнь и судьба в зале суда: история адвоката Плевако в реальности и сериале
«Плевако»: что за сериал и кто играет
Премьера судебной ретро-драмы «Плевако», которую сняла Анна Матисон, состоялась 7 ноября. В эфир пока вышло два эпизода, показ продлится до 12 декабря. Главную роль исполнил Сергей Безруков.
«Плевако» — дебютный проект для Анны Матисон и Алексея Учителя в роли генерального продюсера. Летом он был представлен на фестивале «Пилот», где получил положительные отзывы за необычное сочетание жанров детектива, биографии и социальной драмы. В сериале поднимаются темы женской эмансипации, домашнего насилия, необходимости общественных обсуждений судебных процессов.
Одной из ключевых цитат сериала стала фраза Плевако: «В чем разница между прокурором и адвокатом? За прокурором стоит холодный закон, а за адвокатом — живые люди. Они взбираются на плечи к адвокатам, и очень страшно поскользнуться с такой ношей». По словам режиссера, это высказывание завершит финальную, десятую серию телепроекта.
Сергей Безруков, объясняя свою творческую задачу в сериале, рассказал, что он сыграл только персонажа Николая Федоровича, прототипом которого стал знаменитый адвокат. Актер подчеркнул, что не стоит искать точное сходство с реальным Федором Плевако, ведь это художественное произведение, а не документальный фильм. Тем не менее сериал основан на реальных событиях, хотя изменены и некоторые другие имена.
В историческом детективе также сыграли Игорь Гордин (обер-прокурор Синода Константин Победоносцев), Николай Шрайбер (фабрикант Василий Демидов), Ольга Лерман (Мария Демидова), Виталий Коваленко (предприниматель и меценат Савва Мамонтов), Даниил Воробьев (психиатр Сергей Корсаков), Мария Смольникова (сестра адвоката Юлия Плевако) и другие актеры.
Съемки проходили с ноября 2022 по февраль 2024 года в Москве и Московской области, а также на родине Федора Плевако в Троицке Челябинской области. Каждый из 10 эпизодов сериала посвящен одному из громких судебных процессов, в которых участвовал адвокат.
Сериал «Плевако»: отзывы критиков
У сериала мегазвездный каст, причем из проверенных, маститых актеров, сюжет разворачивается в одну из самых интересных эпох в истории России, дополняют картину достойная работа оператора, художника-постановщика и художника по костюмам. Сценарно сериал пока не провисает, действие движется динамично, отступления от биографической и исторической канвы оправданны. За исключением, быть может, пары анахронизмов (упоминания в 1880 году о Госдуме и давно оконченных Бестужевских курсах несколько опережают события).
Щедро авансируют сериалу и критики. Чаще всего сериал «Плевако» сравнивают с зарубежным «Шерлоком» (и с Камбербетчем, и с Дауни-младшим), а также с недавней отечественной картиной «Хитровка. Знак четырех», рассказывающей о той же эпохе.
«Живое повествование способно увлечь любителей в первую очередь детективных историй — «Плевако» определенно претендует на звание российского «Шерлока», используя похожие яркие визуальные решения, особенно в сценах, иллюстрирующих умственную деятельность адвоката». («Кино-Театр.ру»).
Но есть и иные подходы.
«Шоураннеры приглашают к интереснейшей дискуссии о роли революции в истории России. Сериал непременно стоит посмотреть как минимум тем, кто этой историей хоть сколько-нибудь интересуется. Ну и, конечно, пропускать его нельзя и поклонникам Сергея Безрукова. Хотя бы из-за возможности понаблюдать, как зажигательно его Плевако отплясывает после каждого успешного дела!» (Лента.ру»)
«Плевако распространяет свои адвокатские полномочия гораздо шире, пытаясь найти пути к примирению двух радикально противоположных в своих взглядах на обустройство России сторон. И защищает уже не конкретных граждан, а в целом женщин от абьюза, рабочих — от жестокой эксплуатации и государство — от посягательств врагов». («Кинорепортер»).
Реальный адвокат Плевако: каким он был
Биография
Федор Никифорович Плевако родился 13 (25) апреля 1842 года в Троицке Оренбургской губернии. Был сыном польского чиновника Василия Плевака и Екатерины Степановой (по одним данным — из калмыцкого, по другим — из казахского рода). Из-за отсутствия официального брака все пятеро детей пары считались незаконнорожденными, и Федор носил фамилию крестного, беглого крепостного, пока не взял фамилию отца, добавив для благозвучия букву «о».
После переезда семьи в Москву в 1851 году он и его брат Дормидонт сначала успешно учились в коммерческом училище, но из-за незакрепленного семейного статуса их исключили. Позже благодаря усилиям отца они поступили сразу в третий класс в 1-ю Московскую гимназию, где учились вместе с будущим анархистом-революционером Петром Кропоткиным. В 1854 году отец скончался, а спустя три года умер и брат.
Несмотря на утраты, Плевако успешно окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1864 году он отправился в Гейдельберг для продолжения образования, а вернувшись, стал чиновником в Московском окружном суде. Вскоре он начал адвокатскую практику, где быстро проявились его блестящие ораторские способности.
Плевако защищал как богатых, так и бедных клиентов, часто не брал денег за свои услуги у малоимущих. И, хотя не все его дела были успешными, его талант и умение импровизировать сделали его легендарным адвокатом, выигравшим за свою карьеру более 200 дел.
Личная жизнь адвоката Плевако
Благодаря своей профессии Федор Плевако обрел не только известность и богатство, но и смог создать семью по любви. Хотя даже в личной жизни адвоката было место длительным судебным процессам и драмам.
Его первый брак с учительницей Екатериной Филипповой был неудачным: у них родился сын Сергей, но совместная жизнь не сложилась. Второй супругой стала Мария Орехова, с которой он прожил 30 лет.
Мария Орехова, представительница знатного купеческого рода, была клиенткой Плевако. Она решила развестись с мужем-тираном Василием Демидовым после 11 лет брака, несмотря на его протест и пятерых совместных детей. Плевако взялся за дело, и рабочие отношения мало-помалу переросли в роман.
Двадцать лет они прожили без возможности официально оформить отношения, пока не умер Демидов. За это время у них родились еще трое детей: два сына и дочь. Чтобы они не считались незаконнорожденными, их пришлось признать подброшенными, а потом усыновить.
Демидовы после смерти Василия предлагали Марии миллионы, чтобы она отказалась от Федора, но она осталась с любимым. Впрочем, в деньгах семейство адвоката не нуждалось. Они жили в роскошном особняке в Большом Афанасьевском переулке, их частыми гостями были известные предприниматели и деятели искусства.
В конце жизни адвокат переехал с семьей в имение в Тамбовской области, купленное по просьбе Марии. Оба сына Плевако стали юристами, но славы отца так и не достигли.
В 1907 году он стал членом Госдумы, но 23 декабря 1908 года скончался от инфаркта. На похороны Плевако собралось множество людей всех сословий. В 1929 году его останки перенесли на Ваганьковское кладбище. В 2002 году на могиле установили новый памятник, на котором высечена одна из знаменитых фраз Плевако: «Не с ненавистью судите — с любовью судите, если хотите правды».
Самые известные процессы Плевако
За 40 лет Федор Никифорович Плевако принял участие в сотнях процессов. Но выигрывал дела не всегда.
Серебряный кофейник
У потомственной дворянки погибли сын и муж, а вскоре за долги отобрали поместье. Оказавшись без средств, она украла на рынке серебряный кофейник стоимостью 300 рублей. Узнав о ее бедственном положении и мотивах, Плевако решил защищать ее в суде.
Слушания были короткими: бывшая помещица признала вину, присяжные ожидали выступлений сторон. Прокурор, предвидя тактику Плевако, акцентировал внимание на статусе обвиняемой: «Когда крадет темный и неграмотный человек — это одно, но у нас дворянка. Собственность священна, и если ее не защищать, страна погибнет».
Плевако парировал: «В 862 году Русь страдала от страшных внутренних беспорядков. Но предки наши послали за варягами. Пришли варяги, помогли — плохо ли, хорошо ли, — но ввели порядок. И Русь спасена. Воскресла Русь. Но вот в тысяча восемьсот таком-то году престарелая дворянка такая-то, от голода забыв все законы божеские и человеческие, украла серебряный кофейник, подорвала всякое уважение к священному праву собственности, подала пагубный пример всей России. И от этого удара, мне кажется, никогда не оправиться, не подняться, не воскреснуть бедной Руси».
После язвительной речи Плевако дворянку оправдали. Без его защиты ее ожидала бы потеря титула и ссылка в Сибирь.
Крестьянский вопрос
После отмены крепостного права в 1861 году крестьянам из Люторич (Тульская губерния) предоставили землю — около 800 соток на человека. Однако с ростом населения участки становились всё меньше. Дополнительные наделы можно было только арендовать у местного помещика, графа Бобринского. Он и его управляющий Фишер сдавали землю на жестких условиях и с высокими штрафами. В итоге крестьяне попадали в долговую кабалу.
В 1876 и 1877 годах по искам Фишера суд обязал крестьян выплатить огромные суммы. К тому же система взыскания была несовершенной, и долги требовали уплатить повторно. Дошло до того, что в 1879 году приставы пришли описывать имущество крестьян. В ответ начались волнения, которые пришлось подавлять солдатам. За участие в бунте против 34 крестьян возбудили уголовное дело.
Судебное слушание состоялось в декабре 1880 года в Московской судебной палате. Плевако, защищая крестьян, отметил, что управляющий годами обманывал их, обирал и таким образом довел до отчаяния.
Его речь тронула судей, и под общественным давлением крестьянам смягчили приговор: 30 человек оправдали, троих приговорили к нескольким месяцам тюрьмы, а единственная женщина была оштрафована на пять рублей.
Корнет и актриса
В 1891 году Варшавский окружной суд рассматривал дело об убийстве польской актрисы Марии Висновской русским корнетом Александром Бартеневым. Офицер, очарованный артисткой, начал ухаживать за ней, навещать, дарить цветы. Вскоре он предложил ей руку и сердце, но потом передумал, боясь не выдержать ревности к многочисленным поклонникам Висновской.
Корнет часто говорил о самоубийстве, и актриса поддерживала эти разговоры, демонстрируя яд и револьвер. Незадолго до отъезда в Америку Висновская пришла к Бартеневу. В пылу встречи она сказала, что, если бы он ее любил, то убил бы. Они решили умереть вместе, написали записки и приняли сильнодействующее снотворное вещество. Когда Висновская уснула, Бартенев выстрелил ей в грудь и уехал домой.
На суде адвокат Плевако аргументировал, что Висновская сама приказала Бартеневу убить ее и была для корнета всем, поэтому он выполнил ее страшный приказ. Однако суд признал его виновным в умышленном убийстве и приговорил к восьми годам каторги. Позже Николай II изучил дело и амнистировал офицера. История легла в основу сюжета рассказа Ивана Бунина «Дело корнета Елагина».
Дама с горностаем
Иногда защитные речи Плевако были долгими, а иногда краткими и меткими. Однажды он защищал девушку, попавшую в беду в Москве. Она остановилась в гостинице «Черногория» и заняла комнату на третьем этаже. Ночью управляющий Фролов начал яростно стучать в дверь, требуя впустить его. Когда девушка отказала, он попытался выломать дверь вместе с подручными-полотерами. Испугавшись, она выпрыгнула в одной сорочке в окно в морозную ночь, сломав руку при падении в снег.
На суде обвинитель не мог понять, почему она так испугалась. Плевако ответил: «В далекой Сибири в дремучей тайге водится зверек, которого судьба наградила белой как снег шубкой. Это горностай. Когда он спасается от врага, готового его растерзать, а на пути встречается грязная лужа, которую нет времени миновать, он предпочитает отдаться врагу, чем замарать свою белоснежную шубку. И мне понятно, почему потерпевшая выскочила в окно».
Адвокат тогда, по-видимому, вдохновился известной историей о бретонском флаге и герцоге X века Алене Кривой Бороде, который, заметил горностая и предпочел смерть от мечей норманнов позору. Однако норманны были разбиты, а хвостики горностая украсили флаг Бретани.
Управляющего Фролова, посягнувшего на честь девушки, признали виновным в самоуправстве и отправили на ссыльно-каторжные работы.
Дело Саввы Мамонтова
Известный меценат и промышленник Савва Мамонтов в 1894 году начал строительство железной дороги от Вологды до Архангельска. Для производства необходимого оборудования он приобрел металлургический завод и арендовал Невский механический завод, нуждавшийся в модернизации. Однако финансовые трудности привели к крупным долгам, и Мамонтов обратился за госкредитом, но получил отказ. В результате его задолженность достигла 9 миллионов рублей.
Ревизия выявила, что Мамонтов использовал средства железнодорожного общества для модернизации своих заводов, а это было незаконно. В 1899 году его арестовали по обвинению в незаконных сделках и злоупотреблениях.
Плевако знал Мамонтова с юности еще по юридическому факультету, поэтому взялся за его защиту. На суде он стремился доказать, что обвиняемый ошибся, у него не было злого умысла, он просто хотел «как лучше».
В итоге Мамонтова оправдали по уголовному делу, но гражданские иски на сумму более 9 миллионов рублей удовлетворили. Меценату пришлось распродать почти всё. После погашения долга у него осталась лишь небольшая керамическая фабрика.
Ранее мы рассказали о художнике, путешественнике, общественном деятеле и ярком самобытном мыслителе Николае Рерихе.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».