http://Top.Mail.Ru
Николай Рерих: биография, творчество, личная жизнь, цитаты | Ямал-Медиа
09 октября 2024, 04:23 (обновлено: 22 октября 2024, 12:22)

Жизнь в неустанном творчестве и созидании. 9 октября 1874 года родился художник, ученый и мыслитель Николай Рерих

9 октября 1874 года родился художник, мыслитель и путешественник Николай Рерих

Художник, путешественник, общественный деятель и яркий самобытный мыслитель Николай Рерих родился 9 октября 150 лет назад. За 73 года жизни он создал тысячи картин, написал три десятка книг, основал несколько культурных и образовательных центров и философское учение, имеющее последователей по всему миру.

Премьер-министр Индии Индира Ганди называла его одним из величайших людей, с которыми когда-либо встречалась, заметив, что в нем сочетались черты современного ученого и древнего мудреца. «Ямал-Медиа» рассказывает о страннике и творце, чье имя навеки связало русское искусство с духовной традицией Востока.

Детство и юность Николая Рериха

Будущий художник родился 27 сентября (9 октября по новому стилю) в 1874 году в семье петербургского юриста, нотариуса Константина Федоровича Рериха (имя при рождении: Константин Кристоф Трауготт Глауберг Рёрих), уроженца Курляндской губернии немецко-шведского происхождения.

Матерью художника была Мария Васильевна Калашникова, происходившая из состоятельной купеческой семьи. Помимо Николая в семье было еще трое детей — Лидия, Владимир и Борис.

Дом Рерихов на Васильевском острове часто посещали знаменитости. Среди гостей были химик Дмитрий Менделеев, историк Николай Костомаров, археолог Лев Ивановский, живописец Михаил Микешин, общение с которыми во многом определило круг интересов Николая Рериха.

Николай Рерих, 1890 год. Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов. Фото: roerich.spb.ru
Николай Рерих, 1890 год. Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов. Фото: roerich.spb.ru

Среднее образование будущий художник получил в гимназии Карла Мая — уникальной экспериментальной школе, где программа была направлена на развитие индивидуальных способностей учеников, их умения самостоятельно мыслить и принимать решения. Вопреки обычаям времени дети разных сословий учились вместе, а воспитателям было запрещено подчеркивать различия.

Юрист, живописец, археолог. Студенческие годы

Николай Рерих с детства проявлял склонность к искусству, однако отец требовал, чтобы тот стал юристом, продолжив семейную династию. Юноша решил эту дилемму и в 1893 году поступил сразу на юридический факультет Петербургского университета и в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где с 1895 занимался в мастерской Архипа Куинджи.

Вскоре и Константин Федорович признал, что успехи сына в искусстве превосходят его потенциал как правоведа. Защитив диплом юриста, Рерих более не возвращался к практике. Свои знания правоведения он применил спустя много лет в 1935 году, во время разработки Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного как «Пакт Рериха».

Дипломную картину Николая Рериха «Гонец» для Академии, написанную на сюжет «Повести временных лет», приобрел в коллекцию Павел Третьяков.

«Гонец. Восста род на род», 1897 г. Государственная Третьяковская галерея. Источник: my.tretyakov.ru
«Гонец. Восста род на род», 1897 г. Государственная Третьяковская галерея. Источник: my.tretyakov.ru

Еще в гимназические годы художник начал сотрудничать с Петербургским Археологическим обществом. С 1893-го он участвовал в многочисленных раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс води в Петербургском регионе.

Семья Николая Рериха

В 1899 году художник встретился с Еленой Ивановной Шапошниковой  — дочерью именитого петербургского архитектора, праправнучкой полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Спустя два года молодые люди, с первого взгляда полюбившие друг друга, поженились.

В 1902 году родился их старший сын Юрий, будущий востоковед и этнограф. В 1904 году на свет появился Святослав, который выбрал путь художника и историка искусства.

Николай и Елена Рерихи. Фото: roerich.spb.ru
Николай и Елена Рерихи. Фото: roerich.spb.ru

Брак Николая и Елены Рерихов стал необычайно плодотворным союзом для русской культуры. Жена не просто разделяла, но и отчасти направляла интересы мужа, принимая участие во всех его экспедициях по России и Азии. Елена Ивановна организовывала выставки и встречи Николая Рериха по всему миру, вела его записи, писала собственные книги о духовном преображении. Художник утверждал, что созданные им произведения должны быть подписаны двумя именами — мужским и женским.

Известные произведения Николая Рериха

Николай Рерих был необычайно плодовитым художником. По данным искусствоведов, он создал около семи тысяч картин, рисунков, набросков, большинство которых осело в частных коллекциях по всему миру. Однако российские музеи располагают значительной частью интереснейших работ российского и зарубежного периодов художника

«Сокровище ангелов», 1905 год

Работа, принесшая Рериху международную славу. Она экспонировалась на выставках 1906–1914 годов в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё и долгое время хранилась в Нью-Йорке. Написана в 1905 году под сильным впечатлением от путешествия по Русскому Северу, предпринятого двумя годами ранее.

Николай Рерих «Сокровище ангелов» 1905 г. Источник: www.konstantinpalace.ru
Николай Рерих «Сокровище ангелов» 1905 г. Источник: www.konstantinpalace.ru

Полотно отсылает к Еллингскому камню — монолиту с изображениями, установленному королем Харальдом I Синезубым в знак принятия Данией христианства в X веке, на котором символически изображено распятие Христа вместе с рунами. Именно его охраняет архангел на переднем плане картины. Связь Руси и Скандинавии глубоко волновала молодого художника.

«Илья Муромец», 1910 год

Работа из серии «Богатырский фриз» была выполнена Рерихом для дома промышленника Ф. Г. Бажанова. Серия панно стала кульминацией темы русских былин в творчестве художника. Сюжет со всадником, смотрящим с возвышения и целящим стрелу, Рерих воспроизводил и в работах азиатского периода.

Николай Рерих «Илья Муромец». 1910 г. Источник: rusmuseumvrm.ru
Николай Рерих «Илья Муромец». 1910 г. Источник: rusmuseumvrm.ru

«Небесный бой», 1912 год

Пейзаж, большую часть которого занимает небо во время грозы. Причудливые и подчеркнуто графичные силуэты облаков, подсвеченных золотом, заставляют искать в них образы вечных воинов тьмы и света из мифов и легенд. Работа стала отражением мистицизма Рериха, во многом разделявшего философию русского космизма.

Николай Рерих «Небесный бой». 1912 г. Источник: rusmuseumvrm.ru
Николай Рерих «Небесный бой». 1912 г. Источник: rusmuseumvrm.ru

«Матрейя-победитель», 1925 год

Майтрейя — грядущий Будда, чье имя значит «Милосердный». Единственный бодхисаттва, которого признают все буддистские школы. Запись о планах написать серию, посвященную Матрейе, художник оставил в дневнике накануне 51-го дня рождения, 8 октября 1925 года, будучи в экспедиции. Рерих передал полотно в дар советскому правительству во время визита в Москву в 1926 году.

«Матрейя-победитель», 1925 г. Источник: artmuseumnn.ru
«Матрейя-победитель», 1925 г. Источник: artmuseumnn.ru

Витражи дацана Гунзэчойнэй

В 1900 году Николай II заверил посланника Далай-ламы Ангвана Доржиева, что «буддисты в России могут чувствовать себя как под крылом могучего орла». По итогам царь дал разрешение строить в Петербурге дацан, для которого выделили землю на берегу Большой Невки напротив Елагина острова.

На завершающем этапе строительства в 1914 году архитектор Гавриил Барановский пригласил Николая Рериха, входившего в научный совет проекта, принять участие в оформлении интерьеров дацана, величественный облик которого соединил тибетскую архитектурную традицию и модерн.

Витражи дацана, выполненные по эскизам Николая Рериха. Фото: kgiop.gov.spb.ru
Витражи дацана, выполненные по эскизам Николая Рериха. Фото: kgiop.gov.spb.ru

Рерих изготовил для плафона и галерей в молельном зале дацана эскизы витражей с восемью буддийскими символами счастья — золотыми рыбами, вазой, цветком лотоса, колесом, штандартом, раковиной, узлом. Сильно поврежденные в период забвения храма витражи восстановили в 2017 году по инициативе петербургского Комитета по использованию и охране памятников.

«Махатма Ленин» и поиски Шамбалы. Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов

Революцию 1917 года семья Рерихов встретила в Финляндии, куда направилась из-за болезни Николая Константиновича. После того, как обретшая независимость страна закрыла границы с Советской Россией, супруги с детьми направились в Европу и далее в Америку, не имея возможности вернуться.

Однако побывать на родине художнику всё же удалось благодаря Центрально-Азиатской экспедиции, которую Николай, Елена и Юрий Рерихи задумали и начали планировать в 1923 году.

Путешественники поставили задачи создать живописную панораму земель и народов Средней Азии, собрать этнографическую коллекцию, провести раскопки и воссоздать историю народов, через поселения которых пролегал маршрут. Востоковед Юрий Рерих, владевший, в числе прочих языков, хинди, монгольским и тибетским, планировал изучение местных диалектов.

Юрий и Николай Рерихи в Дарджилинге, 1924 г. Фото: roerich.spb.ru
Юрий и Николай Рерихи в Дарджилинге, 1924 г. Фото: roerich.spb.ru

В начале 1925 года экспедиция двинулась из Джайпура, и Рерихи начали свои изыскания. Через год, пройдя через Кашмир, Ладак и Китай, художник направился в Советскую Россию, указав при оформлении документов на въезд, что едет с миссией посланца махатм Гималаев.

В Москве 13 июня 1926 года он передал наркому иностранных дел Георгию Чичерину и наркому просвещения Анатолию Луначарскому знаменитое послание к вождям коммунистов и ларец с гималайской землей. Именно в нем говорится о причислении Владимира Ленина к махатмам — учителям человечества, носителям великого духа.

«Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага. <…> Привет вам, ищущим общего блага!» — гласило послание, переданное Николаем Рерихом.

По возвращении Николая Рериха участники экспедиции начали путь к Тибету через Алтай и Монголию. С этим этапом путешествия связывают легенды о поиске Рерихами Шамбалы — скрытой от обыденного мира мистической страны, упоминаемой в древних текстах Ваджраяны (эзотерической системы буддизма). Художник утверждал, что верит в существование земной Шамбалы, проявленной в физическом мире.

«Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира».

Николай Рерих

Любопытно, что «отсветом лучей Шамбалы» художник называл полярное сияние, наблюдаемое на Севере.

В течение пяти лет экспедиция Рерихов, к которой присоединялись на разных этапах и другие участники, преодолела почти 10 тысяч километров и пересекла 35 горных хребтов, находясь в сложнейших условиях. В странствии Николай Рерих написал около 500 картин. По результатам путешествия в Сиккиме (штате на северо-востоке Индии) был основан гималайский институт научных исследований «Урусвати».

С начала 1930-х Рерихи пытались вернуться в Россию, направляя многочисленные письма советским дипломатам, однако раз за разом получали отказ.

В 1935 они купили землю в индийском Ногаре в долине Кулу и поселились в собственном доме. Там Николай Константинович скончался в 1947 году, так и не получив разрешения вернуться.

«Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам», — гласит надпись на камне, установленном на месте кремации.

Наследие и наследники

В 1957 году в Россию вернулся старший сын художника Юрий Рерих, которых привез около 500 работ «гималайского» периода творчества отца, ранее не выставлявшихся. В 1960 году в Эрмитаже состоялась первая выставка Николая Рериха в СССР, ставшая большим событием в культурной жизни страны.

Младший сын художника Святослав, часто приезжавший в Россию с 1970-х, помимо полотен и рисунков передал советскому правительству письма, документы, личные вещи и артефакты из экспедиций родителей и брата.

Интерьер музея Рерихов — филиала Государственного музея Востока. Фото: roerichsmuseum.ru
Интерьер музея Рерихов — филиала Государственного музея Востока. Фото: roerichsmuseum.ru

Благодаря усилиям Святослава Рериха в Ленинградской области в 1984 году появился Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре, ставший первым государственным музеем художника в России.

В 1989 году появился музей под эгидой Международного центра Рерихов в здании бывшей усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке. В 2016 году в павильоне № 13 на ВДНХ открылся Музей Рерихов в статусе филиала Государственного музея Востока.

В Петербурге поклонников творчества и культурных изысканий Рерихов принимает дом № 1 на 18-й линии Васильевского острова. Государственный Музей-институт семьи Рерихов, основанный благодаря усилиям племянницы Елены Рерих Людмилы Степановны Митусовой, в семье которой хранился архив и значительная часть работ Николая Константиновича. Коллектив музея организует творческие встречи и лекции, посвященные живописи, востоковедению, культуре и русскому следу в истории Азии.

Агни-йога или Живая Этика: учение Рерихов

Свет Востока ворвался в высокие гостиные имперской России в 1890-х, после путешествия наследника престола Николая Александровича по Индии в сопровождении дипломата и ориенталиста Эспера Ухтомского. Предметы искусства и религиозные атрибуты, привезенные будущим царем Николаем II и его спутниками, выставили в Зимнем дворце. Выставку 1893 года посещал и юный Николай Рерих, которого очаровали статуэтки Будды, яркие шелковые полотна, каменные ступки и четки с изысканной резьбой.

Знакомство и брак с Еленой Шапошниковой, с юности увлеченной идеями оккультистки Елены Блаватской и теософского общества, дооформило интерес художника к эстетическому и духовному опыту Индии и Тибета.

«Живет в Индии красота. Заманчив великий индийский путь», — писал он в одной из статей.

Еще в Петербурге дом Николая и Елены Рерих притягивал не только буддологов-востоковедов, но также эзотерических практиков разного толка. За спиритические сеансы пару едва не отлучили от церкви, но художник не отступался от своего права искать истину вне рамок религии. В эмиграции супруги заняли видное место в кругах мистиков.

Итогом духовных исканий стало изложенное в 14 книгах синкретичное учение Живой Этики или Агни-йоги, совместившего идеи русского космизма с буддизмом и философской традицией, изложенной в Ведах.

Николай Рерих «Гималаи. Облака». 1942 г. Источник: rusmuseumvrm.ru
Николай Рерих «Гималаи. Облака». 1942 г. Источник: rusmuseumvrm.ru

В основе лежит понятие «духовного огня». Так Рерихи называют источник материальных и духовных форм и явлений, который определяет бытие человека и мира во всех аспектах.

Согласно концепции Рерихов, бытие многомерно, и воспринимаемая органами чувств реальность — лишь одна из его граней. Вселенная не имеет ни конца, ни края, и находится в том же цикле смерти и возрождения, что населяющие ее существа.

Важнейшей задачей вставшего на путь Агни-йоги становится осознание проявлений духовного огня в себе самом и овладение этой энергией. Однако это достижимо лишь через усилие, вызванное внутренним побуждением, что и провозглашает главный постулат учения:

«Двери к Знанию широко открыты, но желающий может войти только сам».

Первая запись в будущих книгах Живой Этики была сделана в Лондоне, 24 марта 1920 года. В примечании к первым изданиям Елена Рерих писала, что ее надиктовала некая сущность Махатма Мория, известная еще теософам времен Елены Блаватской как «Великий Учитель». В XXI веке последователи Рерихов ежегодно отмечают 24 марта как «День Учителя».

Высказывания Рериха

Записи и книги Николая Рериха содержат немало тонких и афористичных размышлений о становлении души, свободе, истине, великой силе и глубочайшем бессилии человека.

«Все законы заключаются лишь в нашем сознании, и с расширением сознания расширяются и законы. Отсюда должна вытекать великая подвижность законов, но что видим мы в действительности? Преступную косность мысли».

«Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война — с собственным невежеством, агрессией, раздражением».

«Человек, угнетенный обиженностью, привлекается к одной точке. Становясь неподвижным, человек неминуемо тупеет. Тупость, как ржавчина, поглощает часть основного вещества».

«Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно».

Ранее мы рассказали о творческом пути мастера пейзажной, жанровой и исторической живописи Василия Поленова.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...