Московский дворик, тургеневский сад, Иерусалимский храм: творческая судьба Василия Поленова
В России отмечают 180 лет со дня рождения художника Василия Поленова
Василий Поленов: биография «художника света»
Детство, юность, первая любовь
Отец художника, Дмитрий Васильевич, был дипломатом и увлекался археологией и библиографией. Мать, Мария Алексеевна, внучка архитектора Николая Львова, писала детские книги и хорошо рисовала.
Родители всесторонне поддерживали интересы своих детей к наукам и искусству. Из пятерых двое стали художниками. Первые уроки рисования и живописи Поленовы получали от матери, чуть позже к ним присоединился студент Академии художеств Павел Чистяков, который впоследствии стал известным педагогом.
В 1860-е годы Василий одновременно учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета и в Академии художеств. Весной 1871 года он окончил университет. Осенью того же года его работа «Христос воскрешает дочь Иаира» принесла ему большую золотую медаль от Академии художеств, а вместе с ней — возможность шесть лет путешествовать по Европе за счет Академии.
В Риме он оказался в гостях у Саввы Мамонтова. Там он встретил свою первую любовь — Марусю Оболенскую. Ей тогда было всего 18 лет, она училась пению. Несмотря на свои чувства, 28-летний Василий так и не признался ей в любви. История оказалась печальной: Маруся заболела корью и скончалась из-за ошибки врачей. Портрет, который Поленов написал по памяти для ее матери, был утерян.
Но осталась картина «Больная» (1886), в которой художник совместил образы Маруси и своей сестры-близнеца Веры, которая в 1880 году умерла от воспаления легких.
Академик, герой, христианин
За годы странствий Поленов попробовал себя во всех жанрах живописи. Об этом свидетельствуют его многочисленные этюды, которые поражают новизной выбранных мотивов и решением сложных задач пленэра.
В 1875 году за картину «Арест графини д'Этремон» Поленову присвоили звание академика. А в 1876 году художник отправился на русско-турецкую войну. Он участвовал в боевых действиях и получил сербскую серебряную медаль «За храбрость» и золотой Орден Таковского креста с надписью «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельство о храбрости». Одновременно Поленов сотрудничал с иллюстрированным журналом «Пчела», отправлял им зарисовки и этюды.
Долгое время Василий Дмитриевич работал над большим циклом картин об Иисусе Христе. Он стремился показать его не только как будущего Спасителя, но и как уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди людей. В итоге было создано более полусотни картин на евангельские сюжеты. В поисках исторической достоверности Поленов отправился в новое путешествие, теперь по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины он привез огромное количество этюдов, обширные путевые заметки и костюмы.
Свой евангельский цикл «Из жизни Христа» Василий Поленов представил на выставке в 1909 году. В знак почтения художник отправил альбом с фотографиями своих работ Льву Толстому. Черно-белые снимки художник собственноручно раскрасил, чтобы передать цвета своих произведений.
Светлые дни
Одним из особенно ярких моментов было появление первых лирических (по выражению современников, «интимных») пейзажей Поленова на выставках передвижников: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Старая мельница» были вдохновлены мотивами тургеневской прозы. «Это было неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой», — позже писал художник Илья Остроухов, ученик Поленова.
Следующее десятилетие, 1880-е годы, стало временем расцвета творчества и педагогической деятельности Василия Дмитриевича. В течение 12 лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение выдающихся русских художников, таких как Исаак Левитан, Константин Коровин, Абрам Архипов и Сергей Иванов.
В гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцево художник встретил свою главную любовь — Наталью Якунчикову. С ней ему было уютно и спокойно. Она стала его преданной подругой и замечательной матерью шестерых детей. Творчество супруга стало смыслом ее жизни.
Важное место в жизни Поленова занимала музыка. Несмотря на отсутствие специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера, создавая уютную и творческую атмосферу. А в 1906 году в Большом зале Московской консерватории исполнили его оперу «Призраки Эллады».
Народный художник
Получив деньги за картину «Христос и грешница», в 1890 году художник купил имение Борок (сейчас Поленово) у деревни Бёхово Тульской губернии, на живописном берегу Оки. Здесь он не только создавал картины, но и сочинял музыку, сажал деревья, строил дамбу и даже помогал в строительстве лодок.
С присущей ему энергией Поленов активно занимался народным образованием. Он построил две школы в окрестных деревнях, а последние его работы были посвящены детям. В 1920-е годы он создал диораму — кругосветное путешествие в картинках, которое стало настоящим праздником для местных ребятишек.
За год до своей смерти Поленов получил звание Народного художника России. Он скончался 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. Последнее пристанище художника — на высоком берегу Оки, на простом деревенском кладбище в Бёхово. На могиле установлен деревянный крест, сделанный по его эскизу.
7 лучших картин Василия Поленова
«Арест графини д'Этремон» (1875)
Во время учебы в Академии художеств Василий Поленов решил посвятить себя исторической живописи. Его преданность этому жанру позволила ему достичь значительных успехов, несмотря на влияние французской салонной живописи. Картину, позднее обеспечившую Поленову звание академика, заказал цесаревич Александр (будущий Александр III). Она посвящена второй жене лидера гугенотов, графине д'Этремон.
Это неожиданно мрачная картина для «художника света», где передан весь ужас религиозного (да и любого другого) противостояния. Колорит — словно из документалистики. Ночь, темные улицы, из черной ниши выводят супругу лидера гугенотов. Серые и коричневые тона подчеркивают безнадежность и драматичность момента. Холодный свет от невидимых факелов усиливает атмосферу, позволяя лучше рассмотреть лицо героини, а блики на доспехах создают впечатление непреодолимой силы верховной власти.
«Московский дворик» (1878)
После странствий по Европе и русско-турецкой войны художник переехал в Москву. Он поселился на пересечении двух переулков: Малого Толстовского и Трубниковского. Вид из окна и стал темой для его картины «Московский дворик». Сначала на полотне были только природа и здания, но через год художник добавил людей и животных.
Публика высоко оценила работу, а Павел Третьяков купил ее для своей галереи. Художник сохранил первый вариант картины и подарил его Тургеневу.
В картине нет драматизма. Композиция продумана: нижняя часть полотна — земное, а верхняя — небесное. В картине использованы все возможные цвета: этот дворик — целый мир для местных жителей. Радость жизни передают чистые и свежие тона, даже для теней художник не использовал мрачных оттенков.
«Заросший пруд» (1878)
Картина «Заросший пруд» была вдохновлена этюдом, созданным Поленовым в деревне Петрушки летом 1877 года. Вернувшись в Москву, художник вспомнил об этом этюде и решил создать отдельное полотно.
На картине изображен старинный пруд с кувшинками и деревянным мостиком. Лесные деревья, тишина, теплый летний день и зелень создают мечтательное настроение, возвращая в прошлое «дворянских гнезд».
Поленов также создал уменьшенную копию картины, добавив женщину в светлом платье. Позднее искусствоведы обратили внимание, что каждый мазок на обоих полотнах уникален по цвету, почти нет одинаковых оттенков.
«Бабушкин сад» (1878)
«Бабушкин сад» — это еще один ностальгический взгляд на уходящую эпоху «дворянских гнезд». Картина написана в жанре «пейзажа настроения». В центре композиции — старый дворянский особняк с облупившимися колоннами и ржавым карнизом, символизирующими заброшенность. Некогда регулярный сад превратился в зеленый хаос.
На переднем плане — старуха в чепце и молодая внучка в модном платье: контрастирующее старое и новое — любимый мотив Поленова. Цветовое решение картины яркое, свежее: буйство зелени, солнечные блики, желтая дорожка, голубое небо.
Картина вызывает воспоминания о прошлом, когда жизнь в имении была полна и радости, и страданий. Теперь от давнего праздника жизни во всех ее проявлениях осталось лишь эхо.
«Христос и грешница» (1888)
Поленов задумал эту картину в юности, вдохновленный работой Александра Иванова «Явление Христа народу». Впечатленный изображением Иисуса, он решил создать свой образ Мессии. В 1868 году он создал первый графический эскиз, но вскоре его оставил. Затем последовал десятилетний перерыв, а в 1881-1882 годах Поленов отправился в Палестину. Там он исследовал земной путь Христа, познакомился с реалиями восточной жизни. В результате Поленов создал собственную «реконструкцию» Иерусалимского храма, которая многим кажется весьма убедительной.
Картина иллюстрирует библейский сюжет из Нового Завета. Толпа приводит к Иисусу женщину, обвиненную в прелюбодеянии. Фарисеи требуют ее казни по иудейскому закону. Иисус отвечает: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», ставя всех в тупик. Затем он говорит женщине: «... И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
«Золотая осень» (1893)
Поленов написал картину «Золотая осень», изображающую вид на Оку в сентябре в усадьбе Борок. Интересно, что в 1895 году Левитан создал свою версию «Золотой осени», повторив композицию своего учителя.
На картине — осенний пейзаж средней полосы России, организованный дугообразной линией реки, что характерно для Поленова. Панорама раскрывается постепенно, словно ведя взгляд зрителя вдоль берега Оки. Колорит гармоничен: желтые березы перемежаются с зелеными на фоне голубого неба. А само небо передано оттенками серого, голубого и розового, что создает ощущение движения.
Гладь реки отражает все цвета полотна, завершая композицию. Контраст с умиротворяющий рощей создает раскидистый дуб на ближнем берегу реки, буквально разрывающий композицию: так мирные дни человека прерываются внезапным событием.
«Среди учителей» (1896)
Это еще одна картина из цикла о жизни Христа. Сюжет — из Евангелия от Луки, где говорится о том, как двенадцатилетний Иисус остался в Иерусалимском храме после Пасхи, поразив учителей своим знанием и пониманием Закона.
В центре композиции — светлый и чистый отрок в окружении мужчин в традиционных иудейских одеждах. Лица учителей выражают удивление и уважение, а их позы и жесты подчеркивают серьезность беседы. Художник мастерски передал атмосферу храма, обрамленного массивными колоннами и утопающего в полумраке, что символизирует мудрость и древность Закона.
Один из ключевых аспектов этой картины — контраст между юностью Иисуса и возрастом его собеседников — Новый Завет и Ветхий. Для усиления этого контраста Поленов осветил лицо Иисуса, а фигуры учителей оставил затененными.
Ранее мы рассказали о необычной творческой судьбе выдающегося испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».