Звездный расклад на телеэкране: Нагиев против Лапенко в сериале «Актерище»
Третьяков и Кисляк: битва на выживание
Сюжет сериала «Актерище» построен на классическом комедийном приеме — столкновении диаметрально противоположных героев в замкнутом пространстве. Суперзвезда экрана Вячеслав Третьяков (Дмитрий Нагиев) живет в мире гламурных премьер и миллионных контрактов, пока едкий обзор блогера-кинокритика Никиты Кисляка (Антон Лапенко) не портит ему всю «малину».
Взбешенный Третьяков решает лично разобраться с обидчиком, но вместо того, чтобы заткнуть критика, сам оказывается в ловушке публичного скандала. Драка с Кисляком, который, как выясняется, инвалид-колясочник, молниеносно превращает звезду в изгоя. Фанаты отворачиваются, контракты расторгаются, карьера летит под откос.
Единственный шанс Третьякова вернуться в обойму — выполнить «унизительное условие» Кисляка: сыграть главную роль в его любительской постановке «Омут» в провинциальном ДК. Так начинается история перевоспитания зазнавшегося актера, которому предстоит спуститься с небес на землю и вспомнить, зачем он вообще пришел в профессию.
Нагиев играет Нагиева (но не совсем)
Режиссер Дмитрий Невзоров не скрывал, что роль Третьякова писалась специально под Нагиева и многие ее аспекты взяты из жизни самого актера. Сериал обыгрывает образ, который актер культивировал годами: эдакого харизматичного мачо-острослова с непробиваемым эго. Впрочем, Нагиев здесь играет не просто вариацию самого себя, а собирательный образ успешного артиста, который за внешним успехом скрывает глубинные комплексы и неразрешенные травмы.
Эта полуавтобиографичность придает персонажу неожиданную глубину. За напускной развязностью и самодовольной ухмылкой проглядывает человек, болезненно зацикленный на одобрении других людей, особенно — своего вечно недовольного отца, ректора театрального вуза (Александр Балуев).
В этом контексте особенно примечательны флешбэки, где молодого Третьякова играет Никита Касьяненко. Сцены возвращения в прошлое раскрывают болезненный путь героя к успеху и цену, которую он заплатил за свою славу, во многом жертвуя человеческими связями ради карьеры.
Лапенко в непривычном амплуа
Если Нагиев здесь в своей стихии, то Антон Лапенко предстает в несвойственном для себя образе. Никакого гротеска и фирменных ужимок — его Кисляк язвителен, но умен, принципиален, но не лишен эмпатии. Он тот самый «маленький человек», который обрел голос в эпоху соцсетей и научился монетизировать свою желчь.
Критик Кисляк не совсем противник Третьякова — он его «кривое зеркало». Оба одержимы искусством, оба имеют свои представления о качестве, и оба несут глубокие травмы, маскируя их за стремлением к достижениям. И если суперзвездный мачо бежит от неодобрения, то Кисляк — от невозможности реализовать собственные творческие амбиции. И именно он после одной и ссор с Третьяковым восхищенно произносит: «Какая фактура! Актерище!»
Второй план, добавляющий объем
Дуэт Нагиева и Лапенко работает на контрасте — харизма против интеллекта, самоуверенность против рефлексии. Их персонажи постепенно находят общий язык — не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Примечательно, что режиссер дал актерам возможность импровизировать. «Дмитрий и Антон — гениальные импровизаторы. Для меня было важно не наступить на горло их таланту», — рассказывал Невзоров в одном из интервью.
Помимо центрального конфликта и участвующих в нем героев, «Актерище» интересен своими второстепенными персонажами. Прежде всего, это преданный друг и директор Третьякова — Костя (Жаргал Бадмацыренов), который, по словам самого актера, «всецело переживает за Третьякова, жертвует многим ради него».
О культуре отмены и искуплении
За комедийным фасадом «Актерище» скрывает серьезные темы. Сериал затрагивает вопросы блогерства, отношения к критике, конфликта поколений и ценностных ориентиров. Но одна из центральных — феномен культуры отмены, когда публичное осуждение может мгновенно разрушить карьеру и репутацию.
Сериал не просто критикует современную тенденцию к публичным экзекуциям. Он иронично иллюстрирует уже ставший привычным для наших звезд механизм искупления после проступков — через публичное унижение. Но у Третьякова путь от высокомерия к смирению, от самовлюбленности к самоиронии, от пренебрежения к признательности мало-помалу становится искренним.
Сериал исследует и тему профессии. «Это важное высказывание о том, как непросто быть актером. Многие воспринимают эту профессию буквально, не задумываясь о том, какой путь проходит актер», — подчеркнул режиссер Дмитрий Невзоров.
Критики о критике и актере
Профессиональное сообщество встретило «Актерище» с неожиданным энтузиазмом. Алексей Литовченко из «Кинорепортера» назвал сериал «исповедью-манифестом Дмитрия Нагиева» и «полновесным высказыванием на насущные темы под видом очередной комедии о перевоспитании негодяя».
Иван Афанасьев («The City») отметил, что «Актерище» — это не только «кино про кино», а история о противостоянии автора и зрителя, отца и сына, амбиций и реальности.
Критики и зрители особенно выделили плотность и качество юмора: «уморительная до слез комедия с монструозным количеством удачных шуток на секунду экранного времени», «зубодробительный юмористический темп», «несусветная плотность гэгов и панчей».
Стоит ли смотреть сериал «Актерище»
«Актерище» — редкий случай, когда российская комедия выходит за рамки привычных шаблонов. Это не только история о том, как звезда вынужденно спускается на землю, а рассказ о взаимоотношениях людей буквально из разных миров.
«Актерище» однозначно стоит внимания зрителя, которому нравятся фильмы с двойным дном и привлекает перспектива увидеть, как два больших эго сталкиваются в битве, которая меняет их обоих. Заложенная в него драма о цене успеха, страхе неодобрения и поиске подлинного призвания придает истории неожиданную глубину. А звездный дуэт Нагиева и Лапенко демонстрирует химию, которую сложно было предсказать.
Ранее мы рассказали, чем завершится сериал «Рассказ служанки» и что ждать от спин-оффа проекта о тоталитарном Гилеаде.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».