Звонок для учителя: могут ли педагоги начальной школы остаться без работы
Педагог Бубенчикова: ни переизбыток, ни дефицит учителей РФ не грозят
Как снижается количество детей в начальной школе
По итогам 2024 года в Минпросвещения заявляли о нехватке 100 тысяч педагогов начальных классов, 73 тысяч математиков и 59 тысяч учителей иностранных языков. Эти направления были самыми «голодными».
А совсем недавно министерство подготовило новые данные: на фоне демографического прогноза ожидается профицит учителей, в основном начальной школы — около 100 тысяч ставок к 2030 году.
Первоначально тревогу забили в профсоюзе «Учитель». Общественники провели исследование, выяснив, что если в 2024-м в первый класс пошло более 1,7 миллиона детей, то в этом их будет более чем на 100 тысяч меньше. В целом в начальной школе (первые-четвертые классы) учеников с 1 сентября 2025 года будет меньше на 346,7 тысячи. Такие данные аналитики подготовили, исходя из статистики о рождаемости, пишут «Известия».
И перспективы не радуют: в 2026/27 учебном году в первый класс пойдет на 429,7 тысячи меньше детей, чем годом ранее, а в 2027/28 — еще на 411 тысяч меньше. В старшем звене количество детей также будет снижаться: с 2028 по 2031 год — в целом на 1,4 миллиона человек.
Оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова пояснила изданию, что эти цифры напрямую отразятся на учителях: уже в приближающемся учебном году более 17,3 тысячи педагогов начальных классов станут «лишними», в 2026—2027 годах высвободятся еще почти 21,5 тысячи учителей «началки», а затем — еще 20,5 тысяч.
Почему снизилось количество детей в начальной школе
Будущие первоклассники родились у матерей, которым сейчас исполнилось примерно 25 лет. Последние появились на свет в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда уровень рождаемости был катастрофически низким. И такая тенденция пока сохраняется: многие предпочитают быть родителями только одного-двух детей.
Пути решения проблемы с дефицитом учителей
Старший преподаватель РЭУ имени Г. В. Плеханова Анастасия Бубенчикова уверена, что ни переизбыток, ни дефицит кадров стране не грозят. Сегодня многие школы переполнены, а учителей действительно не хватает.
«На мой взгляд, демографическая ситуация может косвенно сказаться на количестве учителей. Однако, с другой стороны, если смотреть на современную действительность, мы можем встретить школы, в классах которых больше 30—40 человек. А государство всячески стимулирует подготовку педагогических кадров. Поэтому, на мой взгляд, ни переизбыток, ни дефицит стране не грозят», — такое мнение озвучила Анастасия Бубенчикова в беседе с «Ямал-Медиа».
Эксперт подчеркнула, что регулировать количество педагогов в школе сможет так называемая целевая квота — это получение образования за счет государства или компании в обмен на работу в определенных контрактом учреждениях.
«Именно целевая квота, на мой взгляд, может помочь уравновесить вот этот переизбыток либо недостаток педагогических кадров. При целевом образовании организация точно знает, сколько именно специалистов ей требуется», — подчеркнула Анастасия Бубенчикова.
Что делать с «лишними» учителями начальной школы
Оставшихся без нагрузки учителей необходимо оставить в системе образования, уверены и общественники, и чиновники. Для этого педагогам начальной школы будет предложено пройти переквалификацию, чтобы перейти в среднюю школу. Кроме педагогов-предметникам образовательные учреждения остро нуждаются в воспитателях групп продленного дня, педагогах дополнительного образования, психологах и дефектологах. Высвободившиеся учителя также могут быть задействованы в крупных федеральных образовательных центрах и лагерях, куда детей направляют из школ.
«В настоящее время прорабатывается вопрос системной переподготовки высвобождающихся учителей начальной школы с целью их сохранения в системе образования на востребованных участках. Важно обеспечить условия для обучения, переподготовки и трудоустройства», — сообщили «Известиям» в Минпросвещения.
При этом количество учителей в стране растет: по информации Минобрнауки РФ, по итогам приемной кампании в вузы педагогические специальности третий год входят в тройку самых востребованных. Ежегодно на педпрограммы высшего образования выделяется около 75 тысяч бюджетных мест.
Преподаватель Анастасия Бубенчикова положительно оценила инициативу о переподготовке высвободивших учителей.
«Если же говорить о переквалификации, то это неплохая идея. Сейчас стимулируют технические специальности к получению педагогического образования. Это дает возможность работать в учебных заведениях различного уровня: и в школах, и в университетах. Поэтому любое развитие в рамках профессиональных компетенций — это только большой плюс».
Анастасия Бубенчикова
филолог, старший преподаватель РЭУ имени Г. В. Плеханова
Специалист уверена, что переподготовка учителей начальной школы не только не снизит качество образования, но и сработает на улучшение.
«Переквалификация и переход педагогов в старшее-среднее звено ни в коем случае не снизит качество образования. Начальная школа не является легче или проще, чем среднее и старшее звено, потому что преподаватель там должен владеть компетенциями и знаниями в различных областях. Программа же переквалификации включает от 512 академических часов с написанием дипломной, выпускной квалификационной работы. Поэтому, на мой взгляд, это не только не снизит, но и, наверное, поможет системе образования, потому что должно произойти повышение узких профессиональных компетенций в рамках переквалификации», — уверена специалист.
Как изменится зарплата школьных учителей
Сокращение детей в школе напрямую отразится на зарплате учителей, уверены общественники. По словам заместителя председателя Общероссийского профсоюза образования Михаила Авдеенко, так как в школах сохраняется система подушевого финансирования школ, то учителя сегодня работают на полторы ставки, чтобы обеспечить себе нормальный доход. Он подчеркнул, что выходом может стать фиксация объема финансирования образовательных учреждений, чтобы в дальнейшем перераспределить его на фонд оплаты труда педагогов.
Анастасия Бубенчикова, напротив, считает, что сокращение количества детей в школах никак не отразится на зарплате учителей. А вот качество образования может вырасти, поскольку внимания каждому отдельному ученику будет больше.
«Если мы говорим все-таки о профессии учителя, стоит понимать, что это работа с государственной поддержкой. Это значит, что ставка, количество часов — всё регулируется государством и федеральным государственным образовательным стандартом, разработанным и применяемым по всей стране. Поэтому сокращение детей в классах не должно повлиять на заработную плату. Но, как бывший школьный учитель, я бы надеялась на снижение количества детей в классе, потому что 30—40 — это много», — заключила эксперт.
Ранее мы рассказали о новой инициативе по сокращению предельной нагрузки учителей в школе. Педагоги раскритиковали эту идею.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».