На Ямале продолжается работа по созданию «дорожной карты» развития оленеводства
Специалисты-аграрии проводят встречи с тундровиками, чтобы из первых уст узнать каким будет завтрашний день отрасли. На этот раз они отправились в Тазовский район. На стойбище побывала и наша съемочная группа.
Разрабатывается дорожная карта по рациональному использованию оленьих пастбищ.
Андрей Салиндер тоже за рациональное использование. Сейчас в его стаде - 300 голов, все упитанные и здоровые. Он уверен: главное - не количество оленей, а качество.
Андрей Салиндер оленевод-частник: «Например, тонну забить надо 15 хороших голов ну вот быков упитанных хороших, а если я тонну набираю мелкими оленями у меня получается 30 с лишним уже голов. Ну скоро уже пастбищ не останется весной приезжаем тут уже все осенью отел идет телята дохнут частник».
Андрей Салиндер поясняет: с Севера приходят большие стада по три-четыре тысячи голов.
Алексей Салиндер - председатель Сеяхинской общины оленеводов: «В советские времена, когда я жил в тундре у нас было распределено, это находкинская территория, это гыданская. Мы друг другу не мешали. Сейчас кто как хочет, стада большие по три тысячи голов у кого мало оленей давит просто своим стадом».
Ямальские ученые уже подсчитали - для проживания в тундре одного человека достаточно 100 оленей.
Владимир Бахарев - заместитель начальника отдела департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО: «Ну пока выслушиваем их мнение. Мы же естественно будем считаться, так как они считают. Мы ведь создаем это для них в первую очередь. Ну да основная причина — это то, что забойные комплексы были, доступные. Чем ближе забойный комплекс, тем меньше олень теряет в весе, а это уже - экономическая составляющая. Дорожная карта будет учитывать все особенности каслания».
Вот так, в диалоге, решается будущее ямальской тундры. Вопросов, конечно, ещё много, но все они решаемы. Главное - слышать друг друга.