http://Top.Mail.Ru
ГЧП: ямальский опыт распространится по России | Ямал-Медиа
22 октября 2018, 11:14

ГЧП: ямальский опыт распространится по России

ГЧП: ямальский опыт распространится по России

На этой неделе премьер Правительства Дмитрий Медведев рекомендовал распространить среди регионов ямальский успешный опыт государственно-частного партнёрства при развитии инфраструктурных проектов. На Ямале параллельно идёт реализация сразу трёх таких проектов: это - строительство железнодорожной магистрали Северный широтный ход, автомобильного моста через реку Пур и реконструкция аэропорта в Новом Уренгое.

И что это за волшебная схема, которая позволяет двигать даже самые, казалось бы, невыполнимые проекты – в нашем следующем материале.

Государственно-частное партнёрство – когда название говорит само за себя. Чистой воды экономический инструмент, о котором говорят - и инвестору польза, и государству выгодно. В России развивать его начали 13 лет назад, и пока используется лишь одна форма ГЧП – концессия. Большие продвижения случились в последние 3-5 лет. Опыт Ямала оказался одним из самых ярких.

Весна 2018 год. Закладка капсулы в начало строительства одного из самых масштабных проектов в стране – Северного широтного хода. Он свяжет регионы России с Севморпутём железной дорогой. Несколько сотен километров пути пройдут по бескрайней тундре. Проект общей стоимостью 236 миллиардов рублей будет реализован вскладчину - бизнеса и государства.

Дмитрий Артюхов – губернатор ЯНАО: «Самое главное, что мы прилагаем все усилия, чтобы уже этой зимой приступить к строительству моста через реку Обь. Самого сложного, самого долгожданного объекта нашего большого проекта».

Долгих 16 лет проект Севширхода не мог преодолеть препоны чиновников и скепсис инвесторов. Компромисс был найден, как только и тем, и другим была предложена схема, взаимовыгодная для сторон. Среди преимуществ партнёрства – долгосрочный договор, распределение рисков, полное или частичное финансирование объекта. Концессия на Севширход будет действовать до конца 2052 года. Срок окупаемости – 29 лет. Крупнейшие банки, готовые профинансировать проект, сегодня, буквально, выстраиваются в очередь. Артем Володькин – заместитель исполнительного директора Национального Центра государственно-частного партнёрства: «Таких прецедентов, чтобы такой интерес был у финансирующих организаций, такого не было. В основном, клиент структурирует проект, идёт с ним. А здесь мы видим, что к нему -  пристальное внимание от всех крупных финансирующих организаций в стране».

Благодаря концессии на Ямале

решаются самые сложные задачи. Впервые механизм государственно-частного партнёрства, или ГЧП, на Ямале был применен в 2013 году, когда стало ясно - для выполнения Указа Президента о ликвидации очереди в детсады, не хватает ни времени, ни денег нет. Пришлось искать инвестора. Так в округе появились семь новых детсадов. И ликвидирована нехватка мест для дошколят.

Наталья Распопова – главный специалист Департамента образования ЯНАО: «Именно эти детские сады, шесть, построенные в рамках государственно-частного партнёрства, позволили дополнительно создать 1380 мест. И в тех районах, где они были построены, там значительно сократилось число очередников».

В 2016 году ямальский проект вошел в число лучших практик партнёрства в социальной сфере. В ближайшие несколько лет в округе будет построено ещё 12 детсадов по уже знакомой схеме.

Дмитрий Артюхов – губернатор ЯНАО: «Удобно тем, что регион начинает платить только тогда, когда объект уже готов. И все риски того, что объект будет не построен, или построен некачественно, перекладываются на частного партнёра. Это - удобная для нас схема».

Государственно-частное партнёрство значительно облегчает ношу государства. Что особенно важно, когда денег на всё, попросту, не хватает. Перенять эту схему регионам ничто не мешает, - считают эксперты. Даже дотационным. Ведь, концессия позволяет им не участвовать в проекте финансово. Взамен - земля, коммуникации, налоговые льготы. А все инвестиции могут окупаться за счёт спроса населения. А вот пойдут ли инвесторы в малые города - пока вопрос.

Артем Володькин – заместитель исполнительного директора Национального Центра государственно-частного партнёрства: «Мы видим недостаток именно частного инвестора, который готов вложиться собственным капиталом в проекты. При этом финансирующие организации – банки, институциональные инвесторы, НПФы готовы вкладываться, их много, но вот частники, их не хватает».

Между тем, эта модель позволяет бизнесу закрепиться в сферах, которые традиционно считались государственными. Инфраструктура – одна из них. Так, новоуренгойский аэропорт на ближайшие 30 лет стал собственностью частного инвестора. Взамен – новый терминальный комплекс, пропускной способностью полтора миллиона в год и взлётная полоса. Концессия – это всегда компромиссы.

Евгений Чудновский – генеральный директор 'Аэропорты регионов': «Нам удалось найти разумный компромисс, чтобы всё, что хорошего может привнести в проект частный инвестор, всё это осталось, и было реализовано в полном объёме».

Концессионное соглашение – это не только права, но и обязанности партнёров. Западный скоростной диаметр в Петербурге связывает южную часть кольцевой дороги с северной. Ежедневно трассой пользуются до 260 тысяч водителей. Но она всегда должна быть в идеальном состоянии.

Андрей Цапу – начальник управления по связям с общественностью 'Магистраль северной столицы': «Это касается качества дорожного полотна, наличия или отсутствия колеи, целостности барьерных ограждений, скорости выполнения ремонтных работ, оперативность реакции, работы управления дорожным движением. Вплоть до количества лампочек, которым мы можем позволить не гореть подряд».

У государственно-частного партнёрства есть и свои противники. Но, как бы ни было, количество подобных проектов в регионах продолжает расти.

Артем Володькин – заместитель исполнительного директора Национального Центра государственно-частного партнёрства: «Если взять такой срез по рынку, то на начало 2018 года – более 3 тысяч проектов в работе на разной стадии реализации. Общий объём инвестиций составляет 2,6 триллионов рублей. Из них 1,8 триллионов частных».

Сегодня в инфраструктурные проекты государство готово вложить 11 триллионов рублей. Существенной долей из них должны стать частные инвестиции. Без партнёрства - не обойтись. 


Загрузка...