Развитие арктического туризма обсудили в Воркуте
Первое заседание рабочей группы по развитию туризма в арктической зоне на этой неделе прошло в Воркуте. Напомню, она была создана по решению Ростуризма в конце октября. В числе первых предложений - открытие визового центра и двух - трёх многофункциональных центров в Арктике. Что мешает сделать Север доступней для туристов - главный вопрос прошедшей встречи. Об этом - наш следующий репортаж.
Дмитрий Кириллов - путешественник, предприниматель: «В горных условиях это как пятизвездочный отель на пляже где-нибудь в Тайланде. Но это- необходимо».
Дёшево, удобно, а главное, безопасно для туриста. Уникальные горные модули придумали, спроектировали и своими силами начали выпускать в Перми. Такие автономные жилища без замков и ключей заменяют туристам палатки на сложных горных маршрутах. 100 километровый маршрут от перевала Дятлова до Маньпупнёра, где установлено 10 таких модулей, в 2018 был признан самым безопасным в стране. Для директора производства этот проект - не только бизнес, но и личная волонтёрская миссия. Ведь сам Дмитрий Кириллов - один из известных российских путешественников.
Дмитрий Кириллов - путешественник, предприниматель г. Пермь: «Без развития инфраструктуры на маршруте туризм в России развиваться не будет».
В этом году он получил президентский грант на поддержку начатого дела. Этот проект на форуме в Воркуте был представлен как пример удачных совместных решений - государства и бизнеса в сфере туризма. И ещё неизвестно, кому здесь повезло больше.
Сергей Емельянов - министр культуры, туризма и архивного дела республики Коми: «Арктический туризм сегодня - это явление довольно новое для нашей страны. Это - огромные перспективы и огромный потенциал, в том числе, и в качестве работодателя в сфере бизнеса. Именно поэтому мы сегодня занимаемся этой темой и очень активно».
Открывать туристичесекий потенциал регионы Заполярья начали позднее других. Главный вопрос - как сделать туризм экономической, а не культурной сферой. Внутреннего туризма в Арктике не будет, развивать нужно въездной туризм, считают на Ямале. Тех, кто работает на гостеприимство, готовы поддержать рублём.
Ирина Плотникова - начальник отдела департамента по молодежной политике и туризму ЯНАО: «Бюджет будет выделять 7 миллионов рублей. Не каждый регион может себе это позволить. Возможно, небольшая сумма, но, тем не менее, это деньги, которых ранее не было выделено на это направление, и мы надеемся, что сейчас они пойдут во благо региону и развития туристской инфраструктуры».
Однако, развивать туризм в Арктике каждому региону в отдельности не под силу. Нужны куда более масштабные решения. Так, чтобы попасть на форум ямальской делегации, пришлось сделать три пересадки. И это при том, что расстояние от Салехарда до Воркуты - всего 140 километров.
Эльвира Тимергазина - директор департамента по молодежной политике и туризму ЯНАО: «И обратно мы точно также полетим - билетов нет. А я знаю, что мой дом он вот, рядом. И вот от этого обидно становится. Вот от этого рассказа, то как мы добирались сюда и видится то, над чем, в основном, нужно работать».
Пока туры в арктические регионы остаются эксклюзивным отдыхом. Не говоря уже о полётах в лоно Арктики. Об этом на форуме в Воркуте говорил и директор нацпарка 'Русская Арктика'. Ежегодно архипелаг Франца - Иосифа посещают более двух тысяч человек. Самый дешёвый тур в этот регион - от 7 тысяч долларов США. Самый дорогой доходит до 40».
Два-три многофункциональных комплекса в Арктике могли бы не только решить вопрос с дозаправкой туристических вертолётов, но и удешевить стоимость туров. Нужны российскому Северу и согласованные точки захода судов. По мнению экспертов, чтобы раскручивать это направление ,необходимо упростить получение визы, развивать инфраструктуру и сервис.
Игорь Фомин - член комитета Совета Федерации по социальной политике: «Иностранцы, которые к нам приезжали, для них цена не так важна, они тратят много денег на арктический туризм, главное, обеспечить им надлежащий сервис. Что касается наших граждан, нового не открою, это - доступность по билетам. Самое главное, если человек сможет прилететь из Москвы на Север за разумные деньги, он, наверное, полетит и посмотрит».
Помимо создания инфраструктуры для Крайнего Севера, требуется урегулирование нормативной базы. Одни из общих проблем для регионов - 'теневые' туроператоры и закрытые объекты.
Ирина Плотникова - начальник отдела департамента по молодежной политике и туризму ЯНАО: « На территории регионов есть закрытые дороги, в том числе, и у нас, на Ямале. Закрытые дороги, закрытые предприятия, на которые попасть невозможно, либо очень сложно решить пока этот вопрос».
Сегодня в правительстве ждут чёткой «дорожной карты» с перечнем существующих барьеров по развитию арктического туризма. Заняться документом в рамках рабочей группы должны туроператоры и власти на местах.
В это время в Перми прорабатывается новый глобальный маршрут 'Единый Урал'. Он должен объединить 11 заповедников, 4 национальных парка и 10 заказников и стать узнаваемым в России и за рубежом.
Дмитрий Кириллов - путешественник, предприниматель г. Пермь: «В стране нашей Урал - бренд значительно проигрывает брендам Камчатка, Карелия и Алтай. Причём, с катастрофическим разрывом. В связи с чем? Урал - его протяженность 2,5 тысячи километров. Разобщен на 8 регионов РФ. Три федеральных округа, и каждый регион тянет одеяло на себя. Взять Свердловскую область, которая считает себя лидером, Южный Урал - Челябинск, Оренбург хвалят своё. Север Урала - как космос для нас, практически. Мы ничего о нём не знаем».
На 7 декабря намечено подписание соглашения. Главная мечта путешественника - изменить всю концепцию туризма в России. Та, что поменьше, - побывать на Ямале.