В Ноябрьске в ходе рейда выявляли нелегальные такси
Ни ответственности, ни затрат. Так работает большинство таксистов в Ноябрьске. Лицензию на перевозки они не оформляют. Берут заказы из мобильных приложений. Ни о каких налогах с заработка речь не идет. Хотя федеральный закон, обязывающий выйти из тени, вступил в силу со всеми поправками еще в 2015 году. Он регулирует отношения водителей, пассажиров и надзорных ведомств. Без контроля последних, нелегалов становится все больше. За четыре года был только один рейд по выявлению нарушений в этом бизнесе. Второй прошел накануне. К таксистам в качестве пассажира в машину села наш корреспондент Наталия Старцева.
Мирный диалог о заработке таксистов прервал патруль ГИБДД. Водительские права инспектору водитель предъявила. А вот лицензии о праве на перевозку пассажиров не оказалось. Тогда таксистка сообразила, что и не таксистка вовсе.
Проезд мне обошелся в 148 рублей. Водителю я вручила 500. Офис-менеджер службы такси в получении законной сдачи не поспособствовала. Оператор принимает ямальские заказы по телефону в Краснодарском крае. А что такое Ноябрьск знает лишь по Яндекс карте.
Водитель от факта оплаты отказывалась. Женщина настаивала на том, что мы с ней просто попутчики: хотела избежать наказания. Но, доказательств хватило, и сотрудники ДПС доставили лжетаксистку в опорный пункт. Там она во всем призналась.
Артем Шарабрин - госинспектор технического надзора ГИБДД г. Ноябрьск: «То есть, водитель транспортного средства перевозил пассажира, не имея на то соответствующей лицензии. Данный факт был зафиксирован».
На таксистку составили административный протокол. Ей грозит штраф до пяти тысяч рублей. Помимо лицензии у нее отсутствуют и предрейсовый медицинский осмотр и техосмотр машины. У пассажира нет уверенности о том, что водитель трезв и здоров. Претензии постфактум оператору бессмысленны. В ноябрьской диспетчерской службе объяснили почему.
Ольга Углицких -офис-менеджер информационной диспетчерской службы: «Мы информационно-диспетчерская служба. Ну, которая: приняли звонок, выпустили его в этот программный продукт, и они его забрали. Все. Но контролировать или наказать водителя мы не имеем права. То есть он индивидуальный предприниматель. Он исполнитель. Он ответственное лицо».
Так и работают. Оператор только принимает заказы и выдает их в программу. Таксист выполняет. В глаза его никто не видит. Он годами может не появляться в диспетчерской службе. Документы водители предъявляют только при легальном трудоустройстве. В этой ноябрьской диспетчерской легально устроены всего 5 из 25. Законных оснований отказывать в заказах остальным нет. Госпошлина на лицензию по перевозке пассажиров стоит 300 рублей. Медосмотр обходится от 50 рублей за рейс. Чтобы быть в законе, таксисту еще нужно оплачивать ежеквартальный налог.
Тахир Джалилов – таксист: «В 18-м году мы по 8100 оплачивали. Вот сейчас 19-й год, сказали уже девять, вроде бы сто будет».
Тахир работает в такси с 2016 года. Говорит, что лучше легально. Заказы берет из разных программ-модераторов. Поэтому простои бывают редко. Индивидуальное предпринимательство оформлял один раз. А вот лицензию нужно обновлять раз в пять лет. Таксист говорит, что это не хлопотно.
Тахир Джалилов – таксист: «Идем в налоговую. Сдаем все это. Через неделю они нам дают эту бумагу. И все. Мы идем в МФЦ. Отправляем в Салехард. 2-2,5 недели вот так ждем».
Некоторые правила перевозки Тахир все-таки нарушил. Сотрудник Гостехнадзора дал ему время до конца рабочего дня устранить все недочеты.
Виктор Прокофьев -главный специалист ноябрьской городской инспекции службы технадзора ЯНАО: «Цветографическая схема отсутствует на данный момент на этом автомобиле».
Виктор Прокофьев - главный специалист ноябрьской городской инспекции службы технадзора ЯНАО: «Опознавательный знак на крыше автомобиля оранжевого цвета должен был быть».
Наталия Старцева–корреспондент: «Перевозка пассажиров в такси - малый бизнес. А ему, как принято считать, нужно развиваться. Предпринимателей оставили в покое. За четыре безнадзорных года в эту сферу затесались нелегалы. И их сейчас большинство. Точной статистикой не владеет никто.Выявить теневиков даже в ходе рейда сложно. Сначала нужно доказать факт оплаты за перевозку, а это целая полуторачасовая спецоперация. И только потом ложного таксиста можно наказать».