http://Top.Mail.Ru
Освоение недр и радиофикация на Ямале. Чем жил округ в пятидесятые? | Ямал-Медиа
03 декабря 2020, 14:48

Освоение недр и радиофикация на Ямале. Чем жил округ в пятидесятые?

Освоение недр и радиофикация на Ямале. Чем жил округ в пятидесятые?

Мы продолжаем цикл материалов, посвящённых 90-летию округа, сегодня – пятидесятые годы. Пока учёные со всего мира работают над созданием искусственного интеллекта и первого компьютера, на Ямале заканчивается радиофикация и набирает обороты освоение недр Западной Сибири.

Позывными радио ворвалась на Ямал эра научно-технического прогресса. В пятидесятых, уже прошлого, двадцатого столетия радио вещало в Салехарде, в чумах и на рыболовецких станах. Первый спутник Земли, атомный ледоход «Ленин» и полет Гагарина. Эти мировые рекорды будут позже, а спустя пять лет после Победы на слуху новости из Москвы и Тюмени – о Международном фестивале молодёжи и студентов, передовиках ВДНХ и снижении цен на продукты. В марте 1964 года в эфир выходят первые передачи на родных языках. Программы ветерана окружного радио Татьяны Гостюхиной с нетерпением ждали рыбаки и оленеводы.

Татьяна Гостюхина – ветеран ямальского радио:«Это был такой захватывающий мир. Мне удалось записать Еву Шмидт, она приехала из Венгрии. По старым записям выучила ханты язык. Приехала в населённые пункты, организовала научный Центр в Ханты. Уникальный просто человек».

Именно радио в 1953 году известило о смерти Сталина и ликвидации ГУЛАГА. По амнистии на свободу вышли около миллиона осуждённых, в том числе и политических. В округе было прекращено строительство двадцати стратегических объектов. И так называемой «Мёртвой дороги» – трансполярной магистрали «Чум - Салехард - Игарка». В это же время мощное развитие получила и академическая наука. Семён Шварц основывает первый на Полярном Урале научный филиал. Людмила Собянина проработала в нём шестьдесят лет. Вспоминает, учёные буквально горели на работе и бытовые трудности их не пугали – сами топили печки в деревянных домиках, которые часто заметало.

Людмила Собянина – бывший сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара: «Заметало, ничего следили, а то иной раз приходилось и в форточку вылезать, чтобы на работу выйти».

Сегодня все аварийные дома снесли, собираются возвести новые. Для научных исследований построен современный корпус. Арктический стационар включён в «Интеракт» – международную сеть наземных исследований и мониторинга в Арктике.

В ногу с учёными в пятидесятых шагали и энергетики, предлагая использовать мощности реки Обь для обеспечения дешёвой энергией промышленности Урала. С возведением плотины высотой 42 метра, под водой бы оказалось 113 тысяч квадратных километров. Это больше площади Белого моря размером целых 98 тысяч, но проект Нижнеобской ГЭС был заморожен, вплоть до восьмидесятых годов.

Марина Подгорная – корреспондент:«Перекрыть Обь в районе Ангальского Мыса – проект, который предлагалось воплотить в жизнь. Затопленной бы оказалась почти вся Западная Сибирь. По Оби – до Нижневартовска и по Иртышу – до Тобольска, но геологи всё же доказали, что под водой несметные богатства – миллиарды запасов нефти и триллионы кубометров газа».

Освоение Западной Сибири набирало обороты. В 1958 году в Салехарде создана мощная комплексная Ямало-Ненецкая геологическая экспедиция. Необходимо было ускорить поисковые, геофизические и разведочные работы в Западной Сибири. В экспедиции работали Владимир Цыбенко, Аркадий Краев и Василий Подшибякин. Позже ямальское предприятие возглавит Вадим Бованенко. Ему было 28, когда он приехал в Салехард вместе с молодой супругой. Через годы началась мощная эстафета открытий углеводородов. Имя ямальского первопроходца звучит и сегодня на весь мир. Бованенко и Бованенково того стоят.

Сильва Бованенко – вдова Вадима Бованенко: «Каких- то административных отношений вокруг нас не было. На работе вспоминают, он вёл себя так, любой мог к нему зайти, посоветоваться. Я в нём такого крутого человека в нём не чувствовала. Обычный очень хороший мужик, очень хороший».

А ещё середина пятидесятых – это литературные открытия: в свет выходят набоковская «Лолита», «Властелин колец» Толкиена, а на Ямале – первый сборник ненецкого поэта Леонида Лапцуя, который здесь, конечно, популярнее коллег. Его имя, наряду с плеядой других ямальских авторов – Ивана Истомина, Романа Ругина и Анны Неркаги – входит в антологию мировой литературы.

Ефим Хороля – библиотекарь национальной библиотеки ЯНАО: «Одна из таких интересных цитат Леонида Лапцуя, которая и мне приметилась: «Тундра, я к тебе любви не прячу, разве может быть иначе».

50-е стали для Ямала основой для масштабного и стремительного развития. И этот взлёт не только промышленный, ширятся и множатся другие сферы, жизнь в округе буквально закипает. 


Загрузка...