Мастера высшей пробы: ювелиры отмечают профессиональный праздник
Ювелиры отмечают профессиональный праздник 31 января
Чтобы бриллиант засверкал на пальце, перстень буквально прошел огонь и воду. Например, на одном из промежуточных этапов изделие совсем не похоже на будущее кольцо.
«Мы везде видим неровности, шероховатости, затем большая постобработка. Это так называемые литички», — объяснил руководитель мастерской Владимир Астахов.
Электрохимическая полировка превратит этого гадкого утенка в прекрасного лебедя. А так ювелиры куют цепи: «Из большого слиточка пошагово металл вытягивается в квадратную длинную проволоку», — рассказал мастер.
Теоретически один грамм золота можно растянуть до трех километров! Кстати, оборудование — ровесник мастерской, ему 40 лет. После него золотую проволоку протягивают через фильеру.
«По мере того, как мы постепенно поочередно протягиваем через разные отверстия, у нас образуется круглая проволока разного диаметра, который нам нужен», — объясняет Астахов.
Чтобы в процессе работы металл не стал слишком жестким, его периодически отжигают докрасна и чистят в специальном растворе. А затем накручивают на ригель и получают спираль, ее нарезают на звенья, из которых собирают будущую цепочку. Дальше идет процесс спайки звеньев лазером и обработка.
Вообще ювелиры в этой мастерской — универсалы. И не только потому что каждый из них может изготовить украшение с нуля. К ним обращаются с разными просьбами, порой весьма неординарными.
«Бывает, приходят бабушки. У нее там у кастрюли ручка открутилась, а помочь, видимо, некому, почему бы не помочь человеку. Она пришла на следующий день, нам две банки варенья принесла», — вспоминает мастер-ювелир Владимир Зыков.
Приносят и золотые коронки. Им ювелир дает вторую, гламурную, жизнь. Чаще всего мастера работают с ломом. Когда украшение надоедает, его обменивают в магазине на новое, а старое попадает на переплавку — вот такой круговорот золота в природе. Поэтому вполне возможно, что, например, обручальные кольца одних — это бывшие зубы других. Гораздо реже мастерам приходится работать с чистым золотом. Оно очень мягкое и гнется как фольга.
Сами мастера обычно ювелирные изделия не носят. Говорят, когда драгоценности в свободном доступе, интерес к ним пропадает. И остается лишь любовь к творчеству — а это любовь высшей пробы.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 13:00 за 31 января.