Молодым ученым в Арктике приходится зарабатывать полярки с нуля
На встрече с президентом РФ Александр Соколов, руководитель Арктического научно-исследовательского стационара Института экологии растений и животных УрО РАН из Лабытнанги, поделился проблемами и с гордостью рассказал о поддержке института.
По его мнению, сложности с приездом молодых ученых в Арктику — это боль. Тем, у кого есть смежные исследования, совпадают профильные направления, переезжать на север из других районов невыгодно — максимальные «полярки» представителям федеральных структур приходится зарабатывать на общих основаниях, в течение трех лет. А если ученый уже не попадает в категорию «молодой», то ему предстоит потратить пять лет. С одной стороны, как отметил Александр, это справедливо. Но с другой — такое положение дел сильно снижает интерес людей к исследованиям в Арктике и заманить сюда необходимых специалистов практически невозможно.
Мне кажется, что здесь, конечно, я бы смог еще сильнее конкурировать с другими лабораториями, когда просто отменили бы это накопление и выплачивали с первого дня
Александр Соколов
руководитель Арктический научно-исследовательского стационара Института экологии растений и животных УрО РАН, Лабытнанги
Ученый отметил, что такая система работала в 50-е, 60-е годы, когда Север надо было осваивать. Сейчас вопрос стоит о конкурентоспособности лабораторий и нехватки кадров. Всего ученых в арктических регионах насчитывается несколько десятков человек, и этот вопрос не станет серьезной нагрузкой для федерального бюджета.
Добавим, что в бюджетных учреждениях Ямала накопительный принцип «северных» отменен с 2020 года по инициативе губернатора.
Владимир Путин отметил, что предложение интересное, но Минтруд всегда переживает, что в этом случае другие сферы потребуют таких же льгот. В целом предложение правильное и его обсудят на профильных комитетах.
По поводу северных надбавок — обязательно проработаем
Владимир Путин
президент РФ
Вопрос о полярках плавно перетек в обсуждение численности и условий работы ученых. Про это с гордостью рассказал Александр Соколов. Таких условий, как организовали на Ямале, нет практически нигде не только в Арктике или России, но даже в странах Скандинавии или Канаде.
Очень способствует этому полученная возможность совместного финансирования науки — со стороны федерального и регионального бюджетов. Для стационара это стало мощным толчком развития — это и помещения, и оснащение, и коммуникации. Построено новое здание стационара, в разработке — помещения для гостей, лаборатории и гараж. Александр Соколов отметил, что гости приезжают, трогают руками и не могут поверить, что такое есть.