Ямал железнодорожный: от Трансполярной магистрали до Северного широтного хода
От Салехарда до Игарки Трансполярноя магистраль проходила по вечной мерзлоте. На изыскания времени не было: дорогу строили на свой страх и риск.
«Технические разработки опаздывали. Уже прокладывали дорогу, а потом шли инженеры и приводили в порядок то, что уже изломалось».
Алексей Мазурин
заведующий сектором новой и новейшей истории МВК им. И. С. Шемановского
Строили «железку» вольнонаемные и заключенные. Перевыполнил норму — срок могли сократить. Хорошо известен случай, когда по замерзшей Оби нужно было перегнать первый паровоз. Машинисты рисковать отказались, вызвался один из осужденных. На «Овечке» — так называли легкие паровозы в то время — он благополучно проскочил опасный участок.
После смерти Сталина дорога была забыта. Вся техническая информация сохранилась в окружном госархиве.
Сегодня в железнодорожной истории округа — новая страница. Пока ямальцы ждут строительства Северного широтного хода, в многопрофильном колледже с нового учебного года запускают подготовку машинистов. Учиться будущие железнодорожники будут в лабытнангском филиале.
«Часть предметов, которые есть в требованиях государственного образовательного стандарта, могут вести наши педагоги».
Тамара Токманцева
директор Ямальского многопрофильного колледжа
Для Арктики СШХ имеет ключевое значение. Новая магистраль обеспечит быструю поставку грузов, удешевит их, появятся дополнительные рабочие места. Планируется, что по новым веткам пойдут углеводороды Ямала, зерно Сибири, металл Урала и уголь Кузбасса. На вечной мерзлоте уже построена железная дорога Обская — Бованенково. Аналогов ей в мире нет.
Северный широтный ход — это связка железнодорожных веток и мостов. Длина магистрали от Лабытнанги до Коротчаево составит более 700 километров. Участок до Сабетты станет следующим этапом проекта.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 17:00 за 4 августа.