http://Top.Mail.Ru
Цензура кино и традиционные ценности в фильмах: суть законопроекта, критика и плюсы | Ямал-Медиа
08 июля 2025, 07:33 (обновлено: 08 июля 2025, 08:22)

Экран под присмотром: кино в России пропустят через фильтр традиционных ценностей

Госдума 8 июля 2025 года рассмотрит во втором чтении законопроект, который может радикально изменить российский кинематограф. Речь идет о запрете проката фильмов, «дискредитирующих традиционные ценности», и потенциальном закрытии онлайн-кинотеатров за их нарушение.

Пока Госдума готовит поправки к законопроекту, который позволит отказывать в прокатных удостоверениях, инициатива вызывает споры: одни депутаты поддерживают защиту ценностей, другие опасаются цензуры и роста пиратства. Критики также указывают на отсутствие четких критериев оценки контента, что может привести к запрету даже классических советских фильмов. О нюансах законопроекта, его критике, а также о современном российском кино — в материале «Ямал-Медиа».

Что предлагает законопроект?

Законопроект о деструктивном контенте, уже принятый в первом чтении, вводит новые правила для кинопроката. Он предусматривает отказ в выдаче прокатных удостоверений фильмам, содержащим материалы, «пропагандирующие отрицание традиционных ценностей или порочащие их». Без такого удостоверения показ фильмов будет запрещен как в кинотеатрах, так и на онлайн-платформах.

«Сегодня 99% библиотек не имеют прокатных удостоверений, поэтому будет введен переходный период. Мы сейчас обсуждаем, в каком виде он будет, чтобы не парализовать всю отрасль киноиндустрии и сделать процесс достаточно комфортным», — пояснил в беседе с «Известиями» зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.

Фото: Proxima Studio/Shutterstock/Fotodom
Фото: Proxima Studio/Shutterstock/Fotodom

Поскольку большинство существующего контента не имеет прокатных удостоверений, законопроект предусматривает переходный период до трех лет для проверки библиотек и оформления необходимых документов. Онлайн-кинотеатры, например «Кинопоиск», ivy и другие, будут обязаны проверить весь свой контент на соответствие новым требованиям.

«Первоначально предполагалось, что «прокатки» нужно получать только на новый контент. Иначе все погрязнут в бесконечном количестве прокаток, потому что библиотеки у всех огромные», — рассказал «Ямал-Медиа» кинокритик Дмитрий Бортников. Он также считает, что рассматривать классику с учетом современных требований нельзя.

За показ фильмов без удостоверения после переходного периода предусмотрены штрафы или блокировка, а новые картины должны получать удостоверения до выхода в прокат. Кроме того, Минкульт получит право вносить изменения в уже выданные удостоверения и требовать удаления сцен, которые будут признаны «не соответствующими ценностям». Как отметил в беседе с «Ямал-Медиа» правозащитник и судья в отставке Владимир Комсолев, обжалование отказов Минкульта возможно через суд, но шансы на успех низкие из-за размытых критериев.

«Исторически случаи успешного оспаривания отказов Минкульта редки. Например, фильм «Смерть Сталина» остался под запретом, несмотря на попытки обжалования. Для онлайн-кинотеатров оспаривание может быть еще сложнее, так как они работают с тысячами тайтлов, и индивидуальный пересмотр каждого фильма экономически нецелесообразен», — уточнил Владимир Комсолев.

Фото: Pressmaster/Shutterstock/Fotodom
Фото: Pressmaster/Shutterstock/Fotodom

Также правозащитник отметил, что после переходного периода онлайн-кинотеатры рискуют штрафами от 50 тысяч до 100 тысяч рублей по статье 14.58 КоАП РФ и блокировкой за показ «несоответствующих» фильмов после 2028 года. Правообладатели несут ответственность за содержание и авторские права, но не за показ после отзыва удостоверения.

Поправки ко второму чтению уже должны быть подготовлены, основные дискуссии ведутся вокруг сроков и порядка реализации новых требований.

Что считается «дискредитацией ценностей»

Законопроект не содержит четких критериев, но депутаты поясняют: запрет не коснется просто показа преступности, насилия или острых социальных проблем — важно лишь, чтобы они не становились центральной темой и не преподносились как норма.

«Наличие в фильме материалов, пропагандирующих отрицание или дискредитирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности, является основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения», говорится в тексте законопроекта.

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

К потенциально проблемному контенту могут отнести пропаганду ЛГБТ* (уже запрещенную в России), фильмы, оправдывающие аморальные поступки героев, а также сюжеты, подрывающие патриотизм, семейные ценности или историческую память.

«Никто не говорит о том, чтобы не показывать насилие, бандитизм или проституцию. Мы против того, чтобы это делать центральной линией повествования», — отметила в интервью «Известиям» первый зампредседателя комитета по информационной политике Марина Ким.

Контроль распространится и на стриминговые сервисы, причем проверять могут не только новые фильмы, но и классику. Окончательное решение будет принимать комиссия при Минкульте с участием кинематографистов.

Эксперты выражают опасения по поводу возможной субъективности таких оценок и роста пиратского контента.

«Минкульт не обязан объяснять причины отказа, а формулировка «дискредитация традиционных ценностей» крайне размыта, что позволит цензорам трактовать ее произвольно. Отсутствие четкого списка запрещенных тем создает условия для субъективного отказа, так как Минкульт и его комиссия могут трактовать критерии по своему усмотрению. Это усиливает цензуру и ограничивает творческую свободу», — отметил Владимир Комсолев.

Сторонники и критики инициативы

Законопроект получил широкую поддержку среди депутатов: «Единая Россия», СРЗП и ЛДПР единогласно выступают за его принятие. Председатель комитета по информационной политике Сергей Боярский («Единая Россия») подчеркнул, что четкие критерии оценки определит уполномоченный орган, как это уже было с законом о ЛГБТ*.

Глава партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов назвал инициативу соответствующей указу президента от 9 ноября 2022 года «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

«Жизнь требует принимать решения для защиты от враждебного контента, и законопроект о невыдаче прокатных удостоверений фильмам, противоречащим традиционным ценностям, как раз решает эту задачу», уверен Сергей Миронов.

«Мы должны добиваться того, чтобы фильмы, которые выходят за пределы нашего русского понимания, в России не появлялись», — добавил замруководителя фракции ЛДПР Андрей Луговой.

Фото: Pavel L Photo and Video/Shutterstock/Fotodom
Фото: Pavel L Photo and Video/Shutterstock/Fotodom

Партия КПРФ поддерживает идею, но требует большей прозрачности: Алексей Куринный предложил передать функции оценки творческому совету, а не чиновникам. «Это фактически некий вариант цензуры, и поэтому хотелось бы, чтобы это был прозрачный механизм», — заявил депутат Алексей Куринный.

Единственными противниками выступили «Новые люди» — депутат Антон Ткачев выразил опасения, что под ограничения могут попасть советские комедии вроде «Операции «Ы», где есть сцены с переодеваниями. «Не совсем понятны критерии оценки, — отметил Антон Ткачев, — ведь у нас есть картины, которые под советской цензурой проходили, а по условно-традиционным ценностям могут не пройти».

Правозащитник Владимир Комсолев также считает, что советские комедии, такие как «Кавказская пленница» или «Бриллиантовая рука», могут попасть под риск из-за устаревших стереотипов или юмора: его могут счесть неуместным в современных условиях.

Кризис положительных героев: взгляд Марии Шукшиной на кинематограф

Заслуженная артистка России Мария Шукшина обозначила ключевые проблемы современного кинематографа. Она отметила дефицит достойных героев для подражания, особенно в детских фильмах, связав это с ослаблением воспитательной функции школ.

Шукшина указала, что коммерческие риски мешают продюсерам снимать остросоциальное кино: «Вскрывать в кино острые проблемы, конечно, продюсеры боятся, потому что много противоречий. Я очень люблю остросоциальное кино, но таких фильмов единицы, в широком прокате их не увидишь, только на фестивале. А нам нужно такое кино».

Фото: swift21/Shutterstock/Fotodom
Фото: swift21/Shutterstock/Fotodom

Актриса подчеркнула необходимость наставничества для молодых кинематографистов, предлагая привлекать не только профессионалов кино, но и педагогов-гуманитариев: по литературе, русскому языку, истории.

Шукшина подчеркнула воспитательную роль классической литературы и советского кино с его убедительными положительными героями: «Мы не должны никому подражать. Нам надо вернуться к нашей классике, где нравственные герои, где всегда можно было подумать и обсудить».

В то же время актриса выразила озабоченность той тенденцией, что отрицательные персонажи все чаще выглядят более интересными и яркими, чем положительные, и призвала ориентироваться на традиции отечественного кинематографа, а не на зарубежные образцы.

Цензура и традиционные ценности в российском кинематографе

Современные российские фильмы ориентируются на ценности, обозначенные в Указе Президента № 809 от 2022 года, включая патриотизм, семью и коллективизм. Государственное регулирование происходит через механизмы финансирования (Фонд кино) и идеологические требования.

Социолог Татьяна Мартыненко отметила, что кинематограф сталкивается с вызовами глобализации и цифровизации: с одной стороны, доступ к мировому контенту расширяет зрительский опыт, с другой — угрожает национальной идентичности. В ответ кинопроизводители чаще выбирают проверенные форматы — ремейки, сиквелы и сериалы.

Кадр из трейлера фильма «По щучьему велению»/«Глобус-фильм»/Кинокомпания «CTB»/«НМГ Кинопрокат»/kinopoisk.ru
Кадр из трейлера фильма «По щучьему велению»/«Глобус-фильм»/Кинокомпания «CTB»/«НМГ Кинопрокат»/kinopoisk.ru

В последние годы действительно популярны фильмы, перерабатывающие существующие сюжеты: «По щучьему велению» (с критикой западных ценностей), «Чебурашка» (с ностальгией по советскому периоду и акцентом на семейные ценности). Как отмечается в исследованиях, так государство усиливает контроль за кинопродукцией в условиях глобальной конкуренции.

Примеры вроде фильма «Холоп 2» иллюстрируют сочетание развлекательного формата с госполитикой: сюжет о «перевоспитании через любовь к Родине и семье». Политологи Дмитрий Алексеев и Полина Копылова пишут: «Главный нарратив фильма — приоритет добропорядочного гражданина и путь к исправлению через патриотизм и семейные ценности». Даже технические достижения, такие как съемки «Вызова» в космосе, становятся частью нарратива о лидерстве России. Исследователи отметили, что именно такие фильмы соответствуют государственным приоритетам.

Таким образом, российский кинематограф развивается в рамках государственной политики, сочетая коммерческие форматы с продвижением установленных ориентиров и сохраняя баланс между развлечением и пропагандой традиционных ценностей.

Киноцензура: исторический экскурс

Цензура в кино существует с момента его появления. В конце XIX — начале XX века власти разных стран начали контролировать содержание фильмов, опасаясь их влияния на зрителей. Первые ограничения касались морали и религии: в США запрещали короткометражки с откровенными сценами, а в царской России с 1908 года изымали фильмы «парижского жанра» по размытым критериям «нравственности». Однако из-за отсутствия единого подхода цензурные решения были противоречивыми: один и тот же фильм мог быть запрещен в одном месте, но разрешен к показу в другом.

Фото: Dabarti CGI/Shutterstock/Fotodom
Фото: Dabarti CGI/Shutterstock/Fotodom

В 1909 году в Нью-Йорке создали Национальный совет по цензуре (позже MPPDA), а в 1930-м Голливуд принял «Производственный кодекс» (Кодекс Хейса), запрещавший показ преступлений без наказания, наркотиков, межрасовые отношения и даже длинные поцелуи. В Германии и СССР кино стало инструментом пропаганды: нацисты снимали фильмы, прославляющие режим, а большевики после 1917 года создали систему госцензуры через Главрепертком, переделывая даже иностранные картины под идеологические задачи.

После Второй мировой войны цензура трансформировалась: в 1968 году США перешли на рейтинговую систему (G, PG, R), Европа ослабила контроль, позволив развитие авторского кино. В СССР строгие ограничения сохранялись до перестройки. Сегодня в большинстве стран цензуру заменили возрастные рейтинги, но в некоторых государствах (Китай, Иран, Саудовская Аравия) контроль остается жестким. Современные вызовы связаны с цифровыми технологиями: стриминги, дипфейки и ИИ усложняют контроль, вызывая новые законодательные инициативы по защите авторских прав и традиционных ценностей.

Законопроект ставит перед обществом ключевой вопрос: где граница между защитой ценностей и подавлением свободы творчества? С одной стороны, он направлен на защиту духовно-нравственных устоев, с другой — вызывает опасения из-за неясных критериев и потенциального ограничения творческой свободы. Влияние этих мер на киноиндустрию и зрителей будет зависеть от деталей реализации законопроекта и прозрачности процедуры оценки контента.

Ранее «Ямал-Медиа» рассказывал, что происходит с отечественным кинообразованием и системой ценностей индустрии.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

* Движение признано экстремистским и запрещено в РФ.


Загрузка...