«Евгений Телегин»: как Пушкин встретился с Цоем в новом фильме Виктора Тихомирова
Литературная основа: почему Тихомиров «исправил» Пушкина
Фильм Виктора Тихомирова «Евгений Телегин» основан на его собственном романе «Евгений Телегин и другие», который был опубликован в 2017 году. Как отмечает сам режиссер, не все сюжетные перипетии в оригинальном романе Пушкина находили отклик в его душе, что вдохновило его на создание вольного переложения классического произведения.
«Я ухватился за сюжет, за лекции литературоведа-пушкиниста Валентина Непомнящего. Решил развить и дополнить роман Пушкина. Не волнуйтесь, с материалом обращаюсь очень тактично. Воспользовался только сюжетной линией», — рассказал режиссер.
Режиссер использовал только сюжетную линию оригинала и поместил героев в контекст своей молодости — 1980-е. Как отмечается в предисловии к книге, Тихомиров создал свой особый мир. В его произведении сохранились основные темы: отношения мужчины и женщины, поиски своего места в жизни. Добавились только живопись и рок-музыка.
Тихомиров объясняет свой подход к материалу тем, что всегда выступает за преемственность и традицию, за право брать лучшее от мастеров прошлого. Он не считает свою работу кощунственной, это скорее продолжение традиции переосмысления классики.
«Со свойственной ему во всем смелостью Виктор Иванович легко и высокохудожественно преобразует, казалось бы, всех и вся победивший постмодернизм в «мирный атом», — отметил поэт Михаил Сапего.
По словам кинокритика Дмитрия Бортникова, Тихомиров, будучи страстным почитателем Пушкина, не позволил себе слишком вольного обращения с оригинальным текстом, сохранив уважение к произведению классика. В беседе с «Ямал-Медиа» Бортников подчеркнул, что главным было не перейти тонкую грань, чтобы не превратить фильм в сюрреалистичную пародию или откровенное издевательство над классикой.
Актеры и персонажи фильма «Евгений Телегин»
Сюжет сохраняет основные линии романа, но действие разворачивается в эпоху застоя — 1980-е годы.
Евгений Телегин (вместо Онегина) — молодой ленинградский интеллигент, поклонник рок-музыки. Харизматичного, но потерянного героя, напоминающего Онегина в джинсах и косухе, сыграл Евгений Ткачук.
Татьяна Сундукова (аналог Лариной) — провинциальная девушка, влюбленная в Телегина. Это дебютная роль выпускницы РГИСИ Серафимы Крамер.
Владимир Ленин (пародия на Ленского) — друг Евгения, поэт и романтик, его сыграл Иван Сотников-младший.
В фильме также заняты: Юрий Гальцев, Юрий Кузнецов, Татьяна Колганова, Сергей Мигицко, Сергей Паршин и Вячеслав Карпов.
Культовая фигура, вокруг которой вращается богемная жизнь героев, — Виктор Цой. В фильме он появляется вместо «пушкинской» балерины Авдотьи Истоминой.
Вместо балов — дискотеки, вместо писем — кассеты с песнями, а кульминационная встреча Телегина и Татьяны происходит на квартирнике Цоя.
Как отметил кинокритик Дмитрий Бортников, Ленин и Цой в фильме — это фактически камео. Однако он подчеркнул, что в умелых руках режиссеров и сценаристов даже такие произвольно введенные персонажи обретают смысл: они становятся важными символами эпохи, а также привлекают дополнительное внимание зрителей
Как снимали фильм «Евгений Телегин»: между магическим реализмом и рок-н-роллом
Фильм «Евгений Телегин» снимали в непростых условиях, но благодаря упорству и нестандартным решениям команде Виктора Тихомирова удалось запустить съемочный процесс.
«Нахальство и авантюризм помогли», — говорит сам Тихомиров.
Съемки фильма начались после ослабления карантинных ограничений — команда работала на изолированной площадке, где находились только задействованные в фильме люди, массовых сцен избегали. Часть эпизодов отсняли в деревне под Петербургом. Как и все предыдущие работы Тихомирова, а всего у него 17 картин, фильм создан по его собственному сценарию. Оператор Иван Ирвачев — сын режиссера.
Фильм снимали без господдержки: финансирование шло из личных сбережений режиссера Виктора Тихомирова, средств его учеников, одноклассников и частных инвесторов. Режиссер отметил, что все профессиональные актеры согласились участвовать из-за интереса к сценарию, а не ради гонораров.
«Продам пару картин — и можно пару съемочных дней организовать», — отметил Тихомиров.
Фильм сочетает лубочную эстетику, магический реализм и ностальгию по перестроечному прошлому. Герои живут в мире, где фольклор соседствует с рок-н-роллом, а советские символы — с волшебными мотивами.
«Особая атмосфера в фильме создается благодаря режиссерским приемам, атмосфере на площадке, которая передается через экран, актерской игрой и музыкой. Все это очень тонко и аккуратно», — подтвердил кинокритик Дмитрий Бортников.
В фильме звучат песни Виктора Цоя, «Аквариума» и зарубежных рок-групп — в первую очередь The Rolling Stones и The Monkees.
Реакция критиков и отзывы на фильм «Евгений Телегин»
Фильм «Евгений Телегин» удостоен нескольких наград: он не только открывал международный кинофестиваль «Евразийский мост», получив приз за лучшую режиссуру, но и вошел в конкурсную программу «Русские премьеры» 46-го Московского международного кинофестиваля, где был отмечен специальным призом жюри. Кроме того, картина получила специальный приз от Гильдии киноведов и кинокритиков по итогам 2024 года.
Впрочем, критики разошлись в оценках. Одни отмечают, что в попытках передать дух Ленинграда 1980-х через постмодернистскую переработку «Онегина» фильм начинает страдать от бессвязного сюжета, претенциозных диалогов и переигрывания актеров. Поэтому многие сцены выглядят «сыро», а частые отсылки к классике воспринимаются как поверхностные. Вместе с тем картина сделана с душой и может претендовать на культовый статус.
Другие видят в ленте оригинальный сплав пушкинского сюжета, фольклора и ностальгии по 80-м. Отмечается удачное сочетание сказочной атмосферы с музыкой группы «Конус Маха» и попыткой противопоставить «русскость» западным влияниям. Однако подчеркивается, что историческая достоверность принесена в жертву личным воспоминаниям режиссера.
Есть и третья точка зрения: идею признают интересной, но ее реализация вызывает вопросы: запутанный сюжет с «царевной-лягушкой», неестественные диалоги и недостаток исторической аутентичности. Отмечается, что фильм больше отражает фантазии Тихомирова, чем пушкинский текст.
Кинокритик Дмитрий Бортников, в свою очередь, напомнил: интерпретация классики — давняя и уважаемая традиция в кинематографе.
«Евгений Телегин» входит в ранг фильмов, чьи авторы умело осовременивают то, что и так хорошо всем известно. Современный российский кинематограф давно научился играть на нескольких полях сразу. Поэтому «Телегин» — это хитрое сочетание всего и сразу, чтобы никто не заскучал при просмотре», — отметил он.
«Митьки» и режиссер Виктор Тихомиров
Виктор Тихомиров — не только режиссер и писатель, но и художник, один из основателей арт-группы «Митьки», известной своей ироничной эстетикой и любовью к ленинградскому андеграунду. В фильме оживают его картины — наивные, лубочные, но наполненные скрытой символикой.
В живописи он работает в характерной для объединения наивно-философской манере, а его литературные и кинематографические работы часто пересекались с митьковской эстетикой. Например, в 1992 году он снял на «Ленфильме» дебютный фильм «Трава и вода», где в образах и атмосфере прослеживаются элементы митьковского мировоззрения.
Тихомиров остается одним из самых продуктивных представителей движения, сочетая его принципы с авторским кино и прозой. В апреле этого года в арт-пространстве mArs в Петербурге прошла его выставка «Тайная жизнь». В экспозицию вошли две серии его новых работ.
Первая серия — «К фильму «Евгений Телегин» — была создана в процессе работы над кинокартиной. Вторая серия — «Рама всё, картина ничто» — представила миниатюрные живописные работы художника.
«Питерский сюжет» в «Евгении Телегине»
Фильм Виктора Тихомирова «Евгений Телегин» воплощает классический «питерский сюжет» — повествование, глубоко укорененное в ленинградской/петербургской культурной мифологии. Это традиция ленинградского андеграунда — смешение мифа, истории и абсурда (как у Довлатова или тех же «Митьков»).
- Город как персонаж
Действие перенесено из пушкинской деревни в Ленинград 1980-х с его квартирниками, дворами-колодцами и рок-клубом.
- Андеграунд и рок-культура
Виктор Цой в роли «нового Пушкина» — символ перестройки. Герои слушают The Rolling Stones, а дуэль заменена на творческие конфликты.
- Вечные темы в новых декорациях
Онегин-Телегин — всё тот же «лишний человек», но в джинсах и с гитарой. Татьяна Сундукова пишет не письмо, а журналистский материал, и берет интервью у Цоя, но чувства остаются «пушкинскими».
- Ностальгия по утраченному времени
Фильм снят в лубочно-ностальгической эстетике. Много камерных сцен, а на квартирниках романсы заменяет рок-музыка.
Премьера фильма — 19 июня — приурочена ко дню рождения Александра Пушкина (6 июня) и Виктора Цоя (21 июня).
Фильм не для всех — он требует готовности к некоторому поэтическому хаосу и игре с культурными кодами. Но именно это делает его уникальным явлением в российском кино. «Евгений Телегин» — это не просто экранизация, а диалог с Пушкиным через эпоху Цоя в наше время, где рок-н-ролл звучит как новый вариант «онегинской строфы».
Ранее «Ямал-Медиа» писал про Пушкинский день. 6 июня отмечался не только день рождения русского поэта, но и День русского языка.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».