Фильм «Ритуал»: как Аль Пачино в поисках бесов едва не потерял лицо
Сюжет: демоны по старым лекалам
В основе сюжета — реальный ритуал экзорцизма, проведенный относительно недавно — в 1928 году в Айове.
Молодая женщина Эмма Шмидт (Эбигейл Коуэн) проявляет все классические признаки одержимости: говорит на древних языках, проклинает священников, демонстрирует сверхъестественную силу. За дело берутся два мастера — опытный немецкий экзорцист отец Теофил Райзингер (Аль Пачино) и молодой сомневающийся священник Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс).
Режиссер Дэвид Миделл настойчиво подчеркивает документальную основу своего фильма, начиная и заканчивая картину титрами о том, что это «самый задокументированный случай экзорцизма в истории США». Видимо, режиссер надеялся, что это придаст происходящему на экране дополнительную убедительность. Однако ссылки на документы не спасают фильм от вторичности.
Постановка: трясущаяся камера и сумрачный монастырь
Визуальный стиль «Ритуала» сразу вызвал недоумение у критиков. Миделл решил снимать фильм трясущейся ручной камерой — прием, который уже лет десять как вышел из моды. Такой псевдодокументальный подход создает странный диссонанс с историческим сеттингом. «Получается, скорее, имитация дешевой телевизионной картинки», — отметила Юлия Шагельман из «Коммерсанта».
Кроме этого. оператор Адам Биддл активно использует странные, резкие зумы, будто снимает реалити-шоу или ситком в стиле «Офиса». Это выглядит настолько неуместно в хорроре о событиях столетней давности, что критики недоумевают: не пародия ли это? Но нет, фильм абсолютно серьезен в своих намерениях.
Сцены экзорцизма сняты по всем канонам жанра: сумрачное освещение, зловещие тени, искаженное лицо одержимой, странные звуки и непременная левитация над ложем. Всё это выглядит настолько знакомо, что не вызовет ни напряжения, ни страха у зрителя, считают обозреватели.
Звезды в плену штампов
Аль Пачино — безусловно, главная звезда фильма и, пожалуй, единственная причина обратить на картину внимание. Однако, как справедливо замечает Юлия Шагельман, «его имя в титрах — давно уже не гарантия качества». Тем более что в роли немецкого монаха-капуцина Пачино демонстрирует непривычную для него сдержанность. Никакого характерного кричащего «Пачино» здесь нет, он играет в приглушенном регистре. Как пишет британский критик Лесли Фелперин из Guardian, «Пачино, похоже, не воспринимает всё это всерьез, и самой отличительной его чертой становится среднеевропейский акцент, из-за которого его речь звучит так, будто он дублирует себя в роли Шейлока из «Венецианского купца».
Дэн Стивенс в роли сомневающегося отца Штайгера выглядит растерянным и, как иронично замечает Фелперин, «не потому, что его герой переживает кризис веры, а потому, что актер, кажется, не понимает, что ему предлагается делать». Впрочем, Стивенс старается как может, передавая внутренние метания своего персонажа через встревоженные взгляды и напряженную позу.
Эбигейл Коуэн в роли одержимой Эммы Шмидт добросовестно выполняет все полагающиеся по роли действия: кричит, изгибается, плюется, левитирует. Но ее героиня так и остается функцией, а не живым человеком, подчеркивают авторы рецензий.
«Изгоняющий дьявола» в XXI веке
Очевидно, что главным ориентиром для «Ритуала» послужила классика жанра — фильм «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина (1973), созданный, по одной из версий, на основе истории Эммы Шмидт, пишет Тимур Алиев из «Канобу».
Однако сам Миделл не пытается как-то обыграть или переосмыслить этот первоисточник. Он просто берет готовые шаблоны и воспроизводит их без какой-либо иронии или рефлексии. В результате фильм выглядит как добросовестная, но безжизненная копия, подчеркивает обозреватель.
Примечательно, что создатели киноленты обошли стороной некоторые интересные аспекты реальной истории Эммы Шмидт. Как подчеркнула Юлия Шагельман, «физически мучительный и жестокий ритуал над ней проводился в течение не примерно недели, как показано в фильме, а пяти изматывающих месяцев». Кроме того, «существует теория, что состояние женщины было на самом деле проявлением тяжелейшей психологической травмы из-за того, что в детстве ее подвергали сексуальному насилию родной отец и тетка». Эта версия лишь вскользь упоминается в фильме.
Критики не верят в «Ритуал»
В целом, российские критики встретили фильм сдержанно-негативно. Юлия Шагельман назвала картину «набором самых затертых клише, не связанных хотя бы подобием сколько-нибудь внятной идеи». Тимур Алиев определил «Ритуал» как «попытку реконструировать реальные исторические события», которая «больше напоминает перечитывание конспектов лекций по демонологии».
Дмитрий Соколов из «Киномании» более благосклонен: это «вполне добротный — хотя абсолютно вторичный по концепции — хоррор об экзорцизме». Однако и он признает, что фильм «не привносит в жанр каких-то свежих идей и не задает новый образец стиля».
Западные критики оказались еще более суровыми. Лесли Фелперин обозначил киноленту как «малобюджетный, минорный и — честно говоря — унылый фильм ужасов». Джек Мартин из FilmFeeder и вовсе разнес картину в пух и прах, назвав ее «одним из самых скучных фильмов об экзорцизме за последнее время».
Но наиболее жестко высказался Джексон Уивер из канадской CBC: обозреватель считает, что фильм преподносит «гнусный урок в банальной и бессердечной форме», продвигая идею о том, что психические заболевания следует лечить методом экзорцизма, а не с помощью медицины.
Стоит ли смотреть
С одной стороны, «Ритуал» полностью соответствует канонам жанра, с другой — именно эта каноничность и делает его невыносимо скучным. Как пишет Владимир Бурдыгин из «Фильм.ру», «подобную старомодность можно рассматривать и как плюс», но этот аргумент выглядит скорее как попытка найти хоть что-то хорошее в посредственной работе.
Фильм может заинтересовать разве что преданных поклонников Аль Пачино или Дэна Стивенса, готовых смотреть на своих кумиров в любом материале. Для всех остальных «Ритуал» — это очередная бесцветная вариация на тему, которая давно себя исчерпала, подчеркивают обозреватели.
Это классический «фильм на вечер», который, скорее всего, забудется сразу после просмотра. В конце концов, по мнению критиков, самый успешный ритуал экзорцизма, который происходит при просмотре этой картины, — изгнание зрителя.
Ранее мы рассказали, зачем лидер «Руки вверх!» Сергей Жуков запатентовал Бабайку.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».