В России могут заморозить стоимость проезда на транспорте. В ЯНАО нашли свое решение
Заморозить цены
Общероссийское объединение пассажиров (ООП) попросило правительство заморозить цены на проезд в общественном транспорте на полгода. Некоторые регионы уже подняли стоимость билетов либо анонсировали такие планы. Например, в Хабаровске поездки в общественном транспорте могут подорожать с 30–35 до 35–40 рублей.
Эксперт по городскому транспорту и такси Роберт Ян рассказал «Ямал-Медиа», что фиксирование цен на билеты уже обсуждалось в регионах как частное решение. По его мнению, в нынешней ситуации необходимо подключать средства регионального и федерального бюджета, чтобы сохранить приемлемые цены для пассажиров и благоприятные условия для перевозчиков.
Заморозка цен означает, что все экономические издержки снимаются с перевозчика и перекладываются на региональный или федеральный бюджет. Инициативу надо поддерживать, только для каждого региона будет свое решение в зависимости от того, как сейчас там определяются тарифы. Универсального решения не будет
Роберт Ян
эксперт по городскому транспорту и такси.
По словам эксперта, коммерческие перевозчики, которые работают в большинстве регионов, не получают от государства дотации, только субсидии на проезд льготников. Сейчас они столкнулись с ростом цен на масла, запчасти и обслуживание, из-за чего стоимость проезда не может не повыситься.
«В десятках регионов перевозчики, чтобы выполнить свои обязательства по договорам, сокращают затраты и снимают транспорт с маршрутов. Соответственно, страдают пассажиры: вчера был автобус, а сегодня нет, вчера ездил каждые 15 минут, а сегодня раз в час», — сказал Ян.
Ян подчеркнул, что нельзя допустить банкротства региональных перевозчиков. В некоторых областях нет альтернативных транспортных решений, а значит, социально значимая услуга проезда на общественном транспорте может попросту прекратиться, если цены не поднимать.
С другой стороны, бесконтрольное повышение цен перевозчиками может вызвать недовольство населения. Ян вспомнил ситуацию в Перми, когда люди устраивали митинги у мэрии и правительства после новогоднего повышения стоимости проезда на городском транспорте.
Заморозка цен — полезная инициатива, но при принятии решений нужно учесть тот фактор, что кто-то может захотеть на этом заработать. Нужно будет всегда требовать от перевозчиков понятные и прозрачные обоснования затрат, чтобы они не переложили свои страхи о будущих потерях на государство
Роберт Ян
эксперт по городскому транспорту и такси.
Транспорт ЯНАО переведут на газ
Долю общественного транспорта, работающего на газомоторном топливе, в ЯНАО планируют увеличить, сообщило издание «Федерал Пресс». К 2025 году в Новом Уренгое и Ноябрьске долю транспорта на природном газе в общем объеме хотят довести до 15%.
В проекте стратегии соцэкономразвития региона указано, что в арктических областях дополнительно построят газовые заправки. Автобусы на газомоторном топливе уже курсируют в Салехарде, Новом Уренгое, Ноябрьске, Лабытнанги.
Давняя мечта «Газпрома» — перевести весь внутренний транспорт на газомоторное топливо. Это дает два важных эффекта в экономике. Это способ увеличить налоговые поступления в бюджет от «Газпрома» за счет увеличения его прибыли. При этом цены на наш газ внутри страны могут быть значительно более выгодные, чем на другое топливо. Хотя нефть тоже наша, бензин и дизель производятся с помощью химии, которую мы импортируем
Роберт Ян
эксперт по городскому транспорту и такси.
Использование газомоторного топлива приводит к снижению расходов на эксплуатацию транспорта, потому что газ дешевле, отметил Ян. При этом считается, что сгорание газа в камере двигателя приводит к меньшему износу комплектующих.
По мнению Яна, для личных автомобилей выгода от перехода на газовое топливо может быть не так очевидна: потребуется оснащение дополнительным оборудованием, подходящих автосервисов в маленьких городах нет, а более низкая стоимость газа по сравнению с бензином может не окупиться, потому что и расход у газа больше.
Зато перевод общественного транспорта на газ имеет экономический смысл. Так сокращаются расходы на топливо и обслуживание транспорта, что позволяет поддерживать низкие цены на билеты. Это важно и в рамках программы импортозамещения — переход на газ снижает зависимость России от зарубежных рынков.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».