Дороже, опаснее, меньше: как шоколад станет роскошью
Как вырастут цены на шоколад в 2024 году
Как поднимут цены на шоколад крупные производители
Компания «Марс»: стоимость батончиков Mars, Twix, Snickers, Milky Way вырастет на 13—16%; шоколадных плиток «Коркунов» и Dove — на 19%; развесных конфет — на 12,5%; драже M&M's — от 7 до 17%; жевательных конфет Skittles — на 13%; коробочных конфет «Коркунов» — на 15—19% в зависимости от размера упаковки.
ООО «Риттер Спорт Шоколад»: ассортимент группы Extra Cacao подорожает на 40%, Mini и Colorful Variety — на 29%, Extra Nuts — на 27%, GT 250g — на 16%.
Белорусское ОАО «Спартак»: с 1 июля отпускные цены на шоколад уже увеличились от 40 до 144%, на конфеты — от 5 до 179%.
Рост цен на шоколад отразится и на работе организаций общепита, подчеркивают эксперты.
«Рост цен на шоколад негативно повлияет на малый бизнес, кафе и рестораны. Им придется либо повышать собственные цены, что вызовет отток клиентов, либо сокращать свои прибыли, а это будет угрожать уже собственной жизнеспособности».
Максим Дьяченко
эксперт по рынку ретейла
Почему растут цены на шоколад в 2024 году
Основные причины роста цен на шоколад:
- резкий скачок стоимости какао-бобов на мировых рынках из-за плохого урожая в Кот-д'Ивуаре и Гане;
- рост цен на кондитерские жиры, молочные продукты и орехи;
- повышение стоимости упаковки;
- увеличение логистических затрат;
- ужесточение таможенного декларирования;
- нехватка кадров и транспортных средств.
В компаниях подчеркивают, что внутренние резервы по сдерживанию стоимости уже исчерпаны, а заявленное повышение цен лишь частично компенсирует возросшие расходы.
«Среди причин роста цен на шоколад главными являются следующие: рост издержек производства из-за увеличения стоимости энергии, сырья, упаковки и логистики; нарушения в цепочках поставок, вызванные различными геополитическими факторами; общая инфляция в экономике, повышение затрат на рабочую силу и другие операционные расходы; попытки производителей восстановить свои прибыли после периода низкой рентабельности в ковид».
Максим Дьяченко
эксперт по рынку ретейла
Могут ли производители снизить стоимость шоколада
В сегодняшних условиях снизить себестоимость продукции без ущерба для качества у производителей вряд ли получится.
«Производители могут попытаться снизить себестоимость за счет оптимизации производственных процессов и поиска более дешевых ингредиентов-заменителей, но все равно краткосрочно стабилизировать цены будет непросто».
Максим Дьяченко
эксперт по рынку ретейла
Более того, попытки экспериментировать с составом могут привести к появлению на рынке опасной продукции.
«Цена на какао-бобы выросла в четыре раза. В четыре раза! Соответственно цены на шоколад, на массу, из чего делаются шоколадные изделия, увеличились до трех раз. Кондитерские фабрики поднимают стоимость изделий на 10—40%, когда цены на какао-бобы выросли на 400%, на какао-масло — на 300%. Что это значит? Это значит, что они будут работать либо совсем в ноль, либо в минус при таком повышении. Мы сейчас толкаем фабрики на то, чтобы они вместо нормальных продуктов производили суррогаты и травили людей. Вот чем мы занимаемся».
Ирина Эльдарханова
председатель Совета директоров группы компаний «Конфаэль», вице-президент Российской Гильдии пекарей и кондитеров
Как планируют повышать цены ретейлеры
В розничных сетях обещают не допустить резкого подорожания, однако рост цен все же прогнозируют, хотя и стараются сейчас по максимуму закупить товарные остатки по прежней стоимости.
Ретейлеры сообщают, что работают с производителями, частично сокращая представленный ассортимент, заменяя его на альтернативную продукцию с более демократичной ценой.
При этом представители торговли считают, что потребители будут сокращать не сумму, которую они выделяли на сладости, а объемы покупок, приобретая вместо пяти шоколадок две-три.
Такую тенденцию, например, уже зафиксировала сеть «Реалъ», проанализировав динамику продаж шоколада за 2023 год. Оказалось, что за этот период в деньгах сумма не поменялась, а в тоннаже сокращение составило 30%.
«Спрос на шоколад и сладкую выпечку в России не снизится. Покупатели будут переходить на более дешевые заменители любимых сладостей. Например, кондитерские изделия низкого ценового сегмента («Красная цена», «Моя цена» и другие собственные марки торговых сетей) или продукты с меньшим содержанием какао».
Максим Дьяченко
эксперт по рынку ретейла
Что говорят в Минсельхозе
В Минсельхозе уже отреагировали на информацию о повышении цен, заявив, что резких скачков цен на продукты в России удастся избежать благодаря высокому уровню насыщения внутреннего рынка и реализации мер государственной поддержки.
Кроме того, в министерстве отчитались о значительном росте производства в сегменте кондитерской продукции: производство шоколада и какаосодержащих продуктов увеличилось на 13,4%, а сахаристых изделий — на 15,9%.
«Благодаря росту объемов производства динамика цен на продовольственном рынке по большинству товаров не превышает темпов общей инфляции. Повышение стоимости по отдельным видам носит сезонный характер или обусловлено такими объективными факторами, как удорожание логистики, заработных плат, кредитных ресурсов и других составляющих себестоимости», — объяснили в Минсельхозе.
Ранее мы рассказали о том, как вырастут цены на алкоголь этой осенью.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».