http://Top.Mail.Ru
Илья Репин: топ-12 известных картин и их история | Ямал-Медиа
04 августа 2024, 14:52 (обновлено: 03 августа 2024, 15:50)

Картины Репина: самые известные полотна великого русского живописца

5 августа исполняется 180 лет со дня рождения великого русского художника Репина

Картины Ильи Репина давно стали символом русской живописи. Его работы поражают не только техническим мастерством, но и глубоким психологизмом. Каждое полотно великого русского художника — это целый мир со своей драматургией и живыми человеческими страстями. Творчество Репина вызывает размышления, пробуждает эмоции и оставляет неизгладимый след в сердцах зрителей и почитателей его гения. «Ямал-Медиа» рассказывает о его самых известных картинах.

«Бурлаки на Волге» (1870—1873)

Это одна из ранних картин Репина. На момент ее завершения художник еще учился в Академии художеств. В то время он в основном создавал религиозные картины на основе библейских сюжетов, поэтому его переход к реализму был неожиданным.

В конце 1860-х, готовясь к написанию картины об Иове, Репин посетил Усть-Ижору, поселок под Петербургом. Там он заметил группу бурлаков за работой. Контраст между бедными, трудолюбивыми людьми и отдыхающими горожанами произвел на живописца сильное впечатление. Он сразу же сделал первый акварельный эскиз. Однако композиция этого наброска оказалась слишком расплывчатой и не передавала всех эмоций, которые хотел выразить художник. Поэтому он отправился на Волгу, в Самарскую губернию, чтобы глубже изучить жизнь бурлаков. Там он продолжил работать над персонажами и композицией будущего шедевра.

Эта картина стала одной из самых знаковых и противоречивых в истории русского искусства. Ее сюжет резко контрастировал с академическими художественными традициями, в которых предпочтение отдавалось «великим» темам из мифологии и истории. Но на этот раз Репин выбрал главной темой «правду жизни» с «социальной подоплекой» и остался ей верен до конца жизни. Картина «Бурлаки на Волге» стала метафорой тяжелого жребия, характерного для жизни многих людей того времени.

Илья Репин «Бурлаки на Волге». Источник: rusmuseumvrm.ru
Илья Репин «Бурлаки на Волге». Источник: rusmuseumvrm.ru

Работа получила бронзовую медаль на Международной выставке в Вене в 1873 году и была куплена великим князем Владимиром Александровичем за три тысячи рублей. Сейчас картина находится в Русском музее в Петербурге.

«Парижское кафе» (1873—1875)

Эта картина долгое время оставалась малоизвестной в России, почти весь ХХ век она находилась в частной коллекции. В 1872 году Репин окончил Академию художеств с Большой золотой медалью и получил право на длительную поездку в Париж, где он прожил с сентября 1872 по июль 1876 года.

Попав в столицу Франции, художник был очарован работами Гюстава Курбе и Эдуарда Мане, а также первой выставкой импрессионистов. Он восхищался французской живописью, ему глубоко импонировали изящество нового стиля и свобода от академических ограничений. «Парижское кафе» он закончил в начале 1875 года. Картина передает атмосферу городской жизни, напоминающей театр, где все одновременно и зрители, и актеры. Интересно, что Репин изобразил сцену в кафе раньше, чем «природные французы» Ренуар и Мане.

Илья Репин «Парижское кафе». Источник: museummagma.ru
Илья Репин «Парижское кафе». Источник: museummagma.ru

Русский художник попытался совместить несовместимое: решить актуальные художественные задачи — импрессионистские, но в духе реализма. Главная героиня картины, женщина с гордым видом, становится центром композиции, вокруг которой вращаются остальные персонажи, воплощающие французский дух, и типичные «парижские типы». Так художник запечатлел «рассвет» нового века модернизма, где искусственность и театральность окажутся на первом месте.

Соотечественникам картина показалась скандальной из-за «ничтожности» темы, а французам — из-за сюжета: одинокая женщина посещает кафе без спутника — это выглядело слишком дерзко для того времени. На филигранное смешение, казалось бы, разнородных художественных стилей критики обратили внимание много позже. Картина находится в московском Музее искусства авангарда.

«Садко» (1876)

Репин был еще во Франции, когда написал картину «Садко». Сюжет из русского фольклора привлек его как способ отразить опыт ностальгии средствами модного тогда импрессионизма.

Работа шла медленно, и Репин начал терять интерес к сюжету, и тогда цесаревич Александр Александрович, будущий царь Александр III заказал ее художнику по совету друга-полководца Андрея Боголюбова.

Сюжет полотна — из известной былины о новгородском купце и гусляре. Однажды, попав в шторм, Садко согласился спуститься на дно морское и сыграть на гуслях, чтобы усмирить стихию. Царь морской в благодарность за музыку захотел женить его на одной из трехсот морских царевен.

Илья Репин «Садко». Источник: rusmuseumvrm.ru
Илья Репин «Садко». Источник: rusmuseumvrm.ru

Художник запечатлел момент, когда царевны проплывают мимо Садко, демонстрируя свою красоту. Однако герой не обращает внимания на прелестниц и смотрит как завороженный на русскую девушку в сарафане, которая стоит в стороне. В образе новгородского купца — друг и коллега Виктор Васнецов, приехавший в Париж по приглашению Репина.

«Садко» принес Репину членство в Императорской Академии художеств. Сейчас картина экспонируется в Михайловском дворце в Петербурге.

«Царевна Софья» (1879)

Работа над картиной продолжалась более года, в течение которого Репин изучал исторические материалы, посещал музеи и театральные мастерские для создания подготовительных эскизов. Моделями для картины стали мать Валентина Серова, сестра композитора Бларамберга и неизвестная портниха. Жена художника, Вера Алексеевна, сшила для них платье по эскизам из Оружейной палаты.

Илья Репин «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Источник: tretyakov.ru
Илья Репин «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Источник: tretyakov.ru

На полотне изображен момент отчаяния и гнева царевны Софьи, дочери царя Алексея Михайловича. Центральная фигура картины — женщина средних лет в платье из золотой парчи и с выражением ярости на лице. Ее взгляд устремлен в пространство, словно в поисках немедленного ответа. Справа от нее — высокое окно, за которым угадывается фигура повешенного. В глубине кельи прячется послушница, напуганная яростью царевны. Интерьер выполнен в темных тонах, подчеркивая напряженность сюжета произведения.

Картину представили на передвижной выставке в 1879 году, но восторга у друзей художника и критиков она не вызвала. Репина тогда поддержал только Иван Крамской, который отметил историческую достоверность полотна. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.

«Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883)

В этом произведении Репин вновь обращается к теме социального неравенства. Картина впечатляет разнообразием персонажей — более 70 человек, представляющих разные социальные страты.

На полотне изображено шествие участников ежегодного крестного хода. Люди несут икону Курской Богоматери из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Во главе процессии идут православные священники с образами и хоругвями. За ними следует разнородная толпа: крестьяне, бедняки, инвалиды, полицейские, военные и представители провинциальной элиты.

Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии». Источник: tretyakov.ru
Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии». Источник: tretyakov.ru

Идея крестного хода — единство верующих, независимо от их социального положения. Однако на этом полотне художник мастерски подчеркнул реальный разрыв между бедными и богатыми. Центральной фигурой картины стал горбун, написанный со служки Хотьковского монастыря.

«Крестный ход» вызвал смешанные отзывы современников Репина. Одни считали, что работа утвердила его как «первого художника России», другие видели в ней предвзятую интерпретацию российской жизни. Некоторые даже указывали, что икону держат, вероятно, пьяные. Сам художник писал, что всегда стремится правдиво воплотить свои идеи на холстах, так как глубоко обеспокоен противоречиями окружающей действительности. Картина находится в Третьяковской галерее.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883—1885)

Считается, что Репин задумал картину «Иван Грозный» в качестве аллюзии на трагические события 1881 года — убийство Александра II и казнь народовольцев. Поскольку отображение реальных событий было невозможно, художник нашел историческую параллель.

Тем не менее, картина вызвала недовольство у Александра III, который запретил ее демонстрацию. Впоследствии запрет был снят, и Репин несколько раз вносил правки в работу, даже после покупки полотна Павлом Третьяковым.

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Источник: tretyakov.ru
Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Источник: tretyakov.ru

В 1916 году иконописец Балашов повредил картину ножом, и ее пришлось восстанавливать, сначала Репину, затем Игорю Грабарю. В 2018 году произведение снова пострадало от вандала и до сих пор находится на реставрации.

«Запорожцы» (1880—1891)

Вторая половина XVII века была тяжелым временем для жителей Восточной Европы. В этот период практически все народы вели бесконечные войны, страдали от болезней, голода и других бедствий.

В 1676 году Османская империя, расширяющая свои границы на территории современной Украины, потерпела поражение от запорожских казаков. Несмотря на это, султан Мехмед IV отправил им требование капитуляции. Казаки же, отказавшись подчиниться, написали настолько дерзкий ответ, что он стал легендарным. Хотя подлинность этого «ругательного» письма не подтверждена (копии появились только в XVIII веке), оно вдохновило Илью Репина на создание картины.

Художник посвятил более десяти лет изучению казачьих обычаев и создал полотно, отражающее свободолюбивый дух запорожцев. На нем запечатлен исторический момент, когда казаки составляют ответ, отвергая требования султана и называя его «турецким шайтаном и секретарем Люцифера».

Илья Репин «Запорожцы». Источник: rusmuseumvrm.ru
Илья Репин «Запорожцы». Источник: rusmuseumvrm.ru

Современники критиковали художника за «историческую недостоверность» работы. Однако картина получила признание на выставках в России и за рубежом. В 1892 году ее приобрел Александр III за 35 тысяч рублей. До 1917 года она находилась в царской коллекции, а после революции перешла в Русский музей.

«Не ждали» (1884—1888)

Картина входит в репинский цикл, посвященный судьбе первых народников-революционеров в России (еще одна известная картина из того же цикла — «Арест пропагандиста»). В 1870-х годах это движение набирало популярность, однако после убийства Александра II было жестоко подавлено. Репин, как и многие его современники, восхищался молодыми революционерами, видя в их судьбах параллели с жизнью Иисуса Христа.

На полотне изображен момент неожиданного возвращения политического ссыльного. Реакции домашних различны: радость женщины у рояля и мальчика за столом, настороженность девочки, недоверие горничной и удивление кухарки. В центре — мать ссыльного, потрясенная его возвращением. Ее фигура символизирует связь между сыном и остальными членами семьи.

Илья Репин «Не ждали». Источник: tretyakov.ru
Илья Репин «Не ждали». Источник: tretyakov.ru

Картина Репина «Не ждали» зрительно делится на две части: светлая левая сторона, где находится возвратившийся ссыльный, и затененная правая с недоумевающей семьей. Светлое пространство контрастирует с трагичной фигурой ссыльного, одетого в темный армяк и стоптанные сапоги. Взаимодействие тьмы и света добавляет композиции динамики, а сюжету картины — эмоциональную глубину.

Искусствоведы отмечают, что композиция картины Репина «Не ждали» перекликается с религиозными сюжетами, такими как «Воскрешение Лазаря» и «Христос в Эммаусе». Возвращение осужденного революционера, по их мнению, напоминает воскрешение из мертвых.

«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» (1888)

Репин получил заказ на создание картины от настоятельницы Николаевского монастыря в селе Стрелечье. Художник приехал туда, чтобы навестить свою двоюродную сестру, монахиню Евпраксию. Работа заняла четыре года.

Картина изображает момент, когда святой Николай, епископ Мир Ликийских (ныне провинция Анталья в Турции), спасает трех невинных людей от казни. Святитель узнал о несправедливом приговоре и вовремя вернулся, чтобы остановить палача: выхватил у него меч и освободил осужденных. Художник реалистично изобразил разноплановые эмоции персонажей, подчеркнув значимость вмешательства святого Николая.

Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Источник: rusmuseumvrm.ru
Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Источник: rusmuseumvrm.ru

В конце XIX века в России как раз шли горячие дискуссии о правомерности смертной казни. А Репин выразил свое мнение через картину, вдохновленную древними иконами. Полотно было выставлено на очередной выставке передвижников, ее приобрел Александр III. Именно покупка этой картины навела императора на мысль о создании Русского музея.

«Дуэль» (1896)

Картина была написана в белорусском имении Здравнёво и впервые представлена публике в 1896 году. Произведение сразу привлекло внимание. Картину приобрел Павел Третьяков для своей галереи, где она находится и по сей день.

Первый вариант полотна под названием «Простите!» был выставлен в Венеции в 1897 году и продан Кармен Тиранти из Ниццы. Существует также третий, эскизный, вариант картины, созданный в 1913 году и находящийся в частной коллекции в Москве.

Илья Репин «Дуэль». Источник: tretyakov.ru
Илья Репин «Дуэль». Источник: tretyakov.ru

Идея картины возникла у Репина после рассказа одного судебного чиновника о дуэли, разбирательство по которой велось в Тульском суде. На картине изображен момент после выстрела: один дуэлянт смертельно ранен и просит прощения у своего противника, который, в свою очередь, демонстрирует гордость и нежелание примирения.

Репин был вдохновлен идеями Льва Толстого о всепрощении и стремился передать их в своей работе. Художник тщательно выписал лица участников дуэли, передав их эмоции и внутренние переживания. Особое внимание он уделил пейзажу, который стал неотъемлемой частью картины. Именно искусное использование света и тени на заднем плане вызвало восхищение зрителей и критиков.

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1903)

Это монументальное полотно по заказу государя было создано к 100-летнему юбилею Государственного совета. Члены совета лично позировали художнику, было сделано 48 портретных набросков, а всего на картине 81 фигура.

На картине изображен император Николай II, закончивший чтение юбилейной грамоты. Он сидит во главе собрания под своим портретом, а секретари раздают членам совета юбилейные медали.

Илья Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Источник: rusmuseumvrm.ru
Илья Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Источник: rusmuseumvrm.ru

Получив заказ в 1901 году, Репин только через несколько месяцев определился с композиционной организацией полотна. Он посещал заседания и пользовался фотоаппаратом. Главная задача заключалась в создании общего вида за круглым столом, где каждый персонаж был бы узнаваем. В ходе работы Репин объединил несколько точек зрительной проекции зала и убедил заказчиков увеличить площадь холста. В итоге она составила 400 × 877 сантиметров.

В работе над картиной Репину помогали его ученики — Борис Кустодиев и Иван Куликов. Кустодиев занимался левой частью изображения, Куликов — правой, а сам Репин написал центральную часть с торжественным моментом оглашения грамоты. Но, по словам Игоря Грабаря, основную часть работы Репин сделал сам, а ученики были только подмастерьями.

До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце, некоторые этюды были приобретены Музеем Александра III. Деньги, вырученные за картину — десять тысяч рублей — Репин передал флоту. Сейчас она находится в Русском музее.

«Большевики» (1918)

В 1899 году Репин купил участок земли в поселке Куоккала в Финляндии, тогда входившей в состав Российской империи. В 1903 году он переехал в новый дом — «Пенаты». С радостью встретив Февральскую революцию, Репин почти не заметил Октябрьскую, продолжая работать. Однако после революции он остался без гражданства и жил в Финляндии по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы нового правительства вернуться, Репин остался за границей. Его имущество было национализировано, а работы использовались в советской пропаганде.

В 1918 году Репин создал картину «Большевики», но не завершил ее. Картина была популярна среди финнов и эмигрантов, принося художнику доход. В 1930 году художник скончался, его похоронили в Куоккале, перешедшей по итогам советско-финской войны к СССР. Большинство предметов интерьеров и мемориальных ценностей предусмотрительно вывезли в Ленинград и хранили во время блокады в Академии художеств. В 1944-м дом живописца сгорел в результате обстрела, позже «Пенаты» восстановили, а поселок переименовали в Репино.

Картину «Большевики», также известную как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребенка», никогда не выставляли публично. Источником сюжета стали рассказы о событиях в Петрограде. К тому времени Репин изменил свои взгляды на антисоветские и придерживался их до конца жизни.

Илья Репин «Большевики». Источник: wikipedia.org
Илья Репин «Большевики». Источник: wikipedia.org

После смерти художника картина находилась у его дочери Татьяны, затем — у частного коллекционера в США, и в итоге попала в коллекцию Ростроповича-Вишневской. В 2007 году собрание выставили на аукцион, но перед началом торгов его выкупил Алишер Усманов, чтобы вернуть работы в Россию. Сейчас картина находится в Константиновском дворце в Петербурге.

Ранее мы рассказали о творческой судьбе еще одного выдающегося русского художника Василия Поленова.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...