Месть на аутсорсе: новый сериал с Иваном Янковским переосмысляет 90-е и проблему смертной казни
Сюжет сериала «Аутсорс»
13 февраля начинается показ, пожалуй, одного из самых неоднозначных и провокационных сериалов последних лет — «Аутсорс». Режиссер Душан Глигоров, уже прославившийся «Трассой» и «Хрустальным», замахнулся на тему, которую российское кино до сих пор обходило стороной, — отмену смертной казни в 1996 году. Это история о тюремном надзирателе, который решает «приватизировать» исполнение приговоров, уже успела получить статус «самого ожидаемого сериала года» на фестивале «Новый сезон».
Сценарист Анна Козлова («Медиатор», «Кеша должен умереть») превратила небольшой рассказ Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера» в масштабное высказывание о природе справедливости и возмездия. Но если большинство проектов про «лихие девяностые» эксплуатируют привычные образы бандитов и коммерсантов, здесь разворачивается история о том, как наказание, ранее бывшее прерогативой государства, превращается в частный бизнес. Никакого морализаторства, зрителю предоставлено право решать самому, где проходит грань между правосудием и самосудом.
Основное место действия — тюрьма особого назначения на Камчатке. Главный герой — молодой надзиратель-исполнитель Константин Волков (Иван Янковский), приехавший из Кимр. В тюрьме содержатся приговоренные к высшей мере наказания — убийцы, маньяки, насильники. После встречи с отцом одной из жертв Волков приходит к неожиданному решению: почему бы не дать родственникам погибших самим привести приговор в исполнение? За определенную плату за «доступ к телу», разумеется. Первая клиентка быстро соглашается на сделку, и мало-помалу по ту сторону тюремной решетки формируется целая «бригада»...
На первый взгляд может показаться, что это очередная история о робингудовской справедливости в духе «Ворошиловского стрелка». Однако создатели сериала копают гораздо глубже. Морально неоднозначная затея становится отправной точкой для исследования природы справедливости и определения границ человеческой жестокости.
Что в кадре сериала «Аутсорс»
Съемки проходили в Москве, Минводах, Приэльбрусье и на Камчатке, хотя контраст между величественными вулканами и серыми городскими пейзажами только внешний — время словно остановилось в ожидании перемен и там, и там. На руку режиссеру Душану Глигорову и оператору Батыру Моргачеву и технические средства: они словно загоняют героев (и зрителей) в клетку кадра формата 4 на 3, напоминающего как о размере тюремного окна, так и о видеотеке 90-х.
Визуальный язык сериала во многом отсылает к работам Алексея Балабанова, правда, чувствуется и собственный почерк режиссера. Промозглые пейзажи, грязные сугробы и вечная сырость февраля-марта усиливают ощущение безысходности и тотального морального разложения.
Художник по костюмам Дарья Фомина, работавшая над нашумевшим «Словом пацана», вновь успешно воссоздала эпоху через детали гардероба. Барочное музыкальное сопровождение усиливает драматизм происходящего на экране.
Актерский ансамбль сериала «Аутсорс»
Для Ивана Янковского роль Волкова стала очередным погружением в эпоху перемен после «Слова пацана». Однако если Вова Адидас был классическим антигероем, Костя из «Аутсорса» — своеобразный Раскольников нашего времени, философствующий о справедливости и высшем благе, пока его руки по локоть в крови.
Особенно интересно наблюдать за трансформацией персонажа: от идеалиста, возмущенного жестоким обращением с заключенными, до циничного манипулятора, превратившего казнь в прибыльный бизнес. Янковский виртуозно передает эту эволюцию, заставляя зрителя то сопереживать герою, то испытывать к нему отвращение.
Создатели сериала населяют свой мрачный мир целой галереей и других персонажей, каждый из которых несет свой груз личных трагедий. Надзиратель Саша (Эльдар Калимулин) и его невеста Наташа (Мила Ершова) переживают последствия жестокого насилия, тюремный врач Петр (Леонид Тележинский) борется с сексуальной зависимостью, обернувшейся ВИЧ-инфекцией, а прокурор Андрей (Дмитрий Сумин) пытается удовлетворить растущие запросы жены-транжиры.
Каждая сюжетная линия могла бы стать основой для самостоятельного сериала. Однако в «Аутсорсе» все эти истории сплетены в единое многослойное повествование о цене человеческой жизни и последствиях необдуманных решений.
Проклятые вопросы эпохи перемен
«Аутсорс» поднимает ряд острых вопросов: может ли месть быть справедливой? Где проходит грань между законным наказанием и произволом? Имеют ли право родственники жертв требовать личного участия в казни убийц? В наши дни, когда дискуссии о смертной казни то и дело актуализируются, этот проект кажется пугающе своевременным. И создатели показывают, как легко благие намерения могут превратиться в преступный бизнес, а борьба за справедливость — в банальную торговлю смертью.
В сериале также затрагивается широкий спектр социальных проблем 90-х: коррупция, домашнее насилие, эпидемия ВИЧ, проституция. При этом ряд вопросов, к сожалению, остаются актуальными и сегодня.
Получит ли сериал такой же культовый статус, как «Слово пацана», покажет время. Однако уже сейчас можно сказать, что это один из самых интересных проектов последних лет, доказывающий, что российские кинематографисты умеют работать со сложными и неоднозначными темами, пусть и на историческом материале. Стоит ли его смотреть? Решение каждый примет сам.
Ранее мы рассказали, чем привлекателен иронический детектив с элементами мистики «Подслушано в Рыбинске».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».