Метаморфозы актера Ивана Янковского: как стать звездой, когда твой дед — легенда
Актеру Ивану Янковскому, сыгравшему в «Слове пацана», исполнилось 35 лет
Биография Ивана Янковского
Иван Янковский родился 30 октября 1990 года в Москве. Его дедушка — народный артист СССР, звезда «Ленкома» и советского кинематографа Олег Янковский. Отец, Филипп Янковский, успешно продолжил династию, сыграл десятки ролей в кино и сериалах, стал режиссером. Мать, Оксана Фандера, — признанная красавица, известная и талантливая актриса. Младшая сестра Елизавета тоже выбрала сцену — играет в театре и кино.
Первые годы жизни воспитанием Ивана занимались бабушка и дедушка по маминой линии. «Они мне всячески прививали стремление делать хорошо, чем бы я ни занимался. Если играю в теннис, то должен выигрывать. Если учу математику, то должен хорошо ее знать, — правда, с этим не вышло. И с кино та же история. Я понял, что его надо смотреть и знать, если хочешь им заниматься», — вспоминал актер.
А звездные родители воспитывали сына в еще большей строгости: никаких поблажек «по звонку», никаких ролей «для своих». Когда десятилетнего Ваню позвали на пробы в фильм «Приходи на меня посмотреть», где играл и который снимал дед, он шел на кастинг на общих основаниях. Задание было простым: прыгнуть в сугроб с крыши и показать кулак. Иван справился и получил роль хулиганистого «рождественского ангелочка».
Он учился в школе с математическим уклоном, занимался спортом (и продолжает активно заниматься до сих пор) — футболом, плаванием, легкой атлетикой, боксом. Но был проблемным ребенком: прогуливал уроки, тайком курил, пытался водить за нос родителей. И тогда взрослые установили для него режим: «школа — дом — уроки — сон». Единственной отдушиной стала газета «Советский спорт», которую Ваня изучал по вечерам, запоминая фамилии футболистов и хоккеистов.
С восьмого класса он учился в Московской международной киношколе. Учеба включала не только кинематограф, но и экспедиции — от Соловков, где облагораживали братские могилы, до Южной Африки — там снимали документальное кино о больных детях. Это заставило его повзрослеть и о многом задуматься.
После школы Иван поступил в ГИТИС. «Год отучился у Владимира Андреева — царствие ему небесное, — а потом перешел к Сергею Женовачу. Там мастерская была актерско-режиссерская, я был в актерской группе, но с режиссерами мы тесно сотрудничали. Сергея Васильевича я люблю и очень благодарен ему: у него я прошел настоящую школу правды, он заставил меня прийти к самому себе. Не быть кем-то, не казаться, а являться тем, кто я есть на самом деле. Не бояться своих проявлений, своих недочетов, недостатков и ценить себя. На самом деле я всегда хотел быть артистом и вот им стал. А кто знает, что будет в будущем? Наверное, получив еще опыта, я буду передавать его другим актерам. Но надо еще подкопить этот опыт», — рассказывал Янковский.
По словам Ивана, дед еще в детстве научил его главному: играть надо не роль, а себя в предлагаемых обстоятельствах. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — это был главный закон Олега Янковского на сцене и в кадре. Он передал его внуку. А еще дед научил молчать.
«Он меня забирал на дачу, сидел на веранде, молча курил трубку, думал или читал что-то, а я сидел рядом. Естественно, мы разговаривали, но по большей части я просто слушал тишину вокруг себя и наблюдал. У деда всегда была идея большого дома, где все вместе собираются за обеденным столом, все рассказывают, учат друг друга чему-то, старшее поколение воспитывает младшее. Это такие правильные заветы, которые я пытаюсь дальше прививать своему сыну. Надеюсь, что он все это передаст своим детям», — говорит Иван.
Начало карьеры актера
Первую серьезную роль в кино Иван получил в семнадцать лет. Друг отца, режиссер Роман Прыгунов, позвал Ивана в фантастический фильм «Индиго» (2008). Янковский сыграл подростка с даром предвидения, лидера группы детей со сверхспособностями. Ни с родителями, ни с дедом он по поводу этой роли не советовался. Олег Иванович тогда уже тяжело болел, и ему вообще запретили комментировать работу внука, чтобы не расстраивать ни себя, ни его.
Фильм вышел — и провалился: критики разнесли «Индиго» в пух и прах. Зрители картину тоже не приняли. Но и сам Иван еще не воспринимал съемки всерьез: для него это тогда было просто времяпрепровождением, не больше. Его задел сам факт провала, и он решил сосредоточиться на учебе. Несколько лет он играл в учебных спектаклях, работал в «Студии театрального искусства» под руководством Женовача.
В 2014 году режиссер Михаил Местецкий набирал актеров в драмеди «Тряпичный союз» — историю о четверых парнях, которые устроили на старой даче анархистскую республику. Янковскому досталась роль Андрея — не главная, но заметная. Персонаж получился нервным, отстраненным, не от мира сего — Иван попал в характер идеально.
«Тряпичный союз» стал событием. В 2015 году на «Кинотавре» он получил номинацию «Лучший фильм», а весь ключевой актерский ансамбль — Иван Янковский, Александр Паль, Василий Буткевич, Павел Чинарев — получил общую награду за лучшую мужскую роль: впервые в истории фестиваля приз дали не одному актеру, а группе. Картину показали на Берлинале, а телеканал HBO купил права на показ картины в США — редкий успех для российского фильма.
После «Тряпичного союза» о Янковском стали писать критики — и писали они о харизме, о пластике, но главное — о том, как выразительно он умеет молчать в кадре.
Фильмы с Иваном Янковским
В 2016 году вышел фильм Павла Лунгина «Дама пик» — оперный триллер, деконструкция Пушкина. В картине Янковскому досталась роль молодого певца Андрея, одержимого жаждой получить партию Германна в постановке «Пиковой дамы». Иван готовился маниакально: три месяца переслушивал оперных певцов, которые когда-либо играли Германна. На площадке пел сам, хотя в итоговой версии фильма партию дублировал профессиональный оперный певец.
За роль в «Даме пик» Иван получил первого «Золотого орла». О фильме и своем первом успехе актер высказывался философски: «Человека всегда преследует жажда быть центром Вселенной, неугомонное стремление получить все. Это и заставляет нас ввязываться в опасные игры с судьбой».
Затем последовал фильм Юрия Быкова «Завод» (2018), где Янковский исполнил роль заикающегося рабочего Вовки, который пытается найти деньги на лечение матери. Ради этой роли Иван побрился налысо, сбросил вес и самостоятельно разработал особенности речи героя. «Мне тогда говорили: «Ты слишком аристократичный, какой ты заводчанин, с таким-то лицом». А если бы я реально был заводчанин? Представь, я бы жил в Саранске. Что мне делать, где мне еще работать? Вот в этом и состоит трагедия персонажей», — вспоминал Янковский.
В 2019 году на экраны вышел «Союз спасения» Андрея Кравчука — масштабный блокбастер о восстании декабристов. Янковский сыграл подпоручика Михаила Бестужева-Рюмина — роль была небольшой, но запоминающейся. И снова Иван серьезно готовился к съемкам в фильме: читал литературу, изучал речевые обороты того времени, хотя позднее признавался, что в кино ему ближе разговор о современности, а не костюмные драмы.
В том же году состоялась премьера триллера «Текст» Клима Шипенко, где Янковский сыграл Петра Хазина — коррумпированного полицейского-мажора, наглого и опасного. По словам актера, в ходе работы над ролью он вдохновлялся образами Гэри Олдмена из «Леона» и Харви Кейтеля из «Плохого лейтенанта». Фильм получил четыре «Золотых орла», «Нику» и премию Ассоциации продюсеров. Янковскому досталась награда за лучшую мужскую роль второго плана.
Роль Хазина, по мнению критиков, стала переломной для актера: Янковский наконец ушел от имиджа «глянцевого героя». Как отметил киновед Александр Шпагин, «у Ивана Янковского есть определенное преимущество перед дедом, потому что тот никогда не перевоплощался. <...> Иван Янковский как раз из породы перевоплощенцев. Я просто не узнал его в фильме «Текст».
Еще одна запоминающаяся роль — в комедии Алексея Камынина «Хандра» (2019), где Иван сыграл Андрея Тарковского. Вернее, «Не Тарковского» — так персонаж назван в сценарии. Это собирательный образ великого режиссера, который является во сне молодому постановщику.
«Для меня вообще это была большая ответственность: хоть это сделано смешно и с юмором, я все равно думал, что от Андрея Арсеньевича я через одно рукопожатие. Посмотрел за неделю множество интервью, следил за речью. Хотя даже не нужно было говорить как он, просто немножечко быть чуть-чуть похожим художником, который размышляет о своих фильмах. Я бы хотел, конечно, сыграть в байопике про Тарковского. Но до него надо дорасти. Пожить, поиграть что-то, и к сорока годам вдруг кто-то разглядит во мне, что я бы мог сыграть Андрея Арсеньевича», — говорил актер.
В 2020 году вышла драма «Огонь» Алексея Нужного, в которой Янковский сыграл новичка карельской авиалесоохраны Романа. Съемки проходили в экстремальных условиях: в огромном павильоне под Петербургом выстроили настоящий лес, который горел по нажатию кнопки. При этом актеры работали в реальном пламени, дышали угарным газом. За роль в «Огне» Янковский получил еще одного «Золотого орла».
В 2021 году Иван снялся в фильме Алексея Сидорова «Чемпион мира» о гроссмейстере Анатолии Карпове. И снова Янковский маниакально готовился к работе: ночами играл в шахматы, изучал партии, смотрел интервью с Карповым. Встречался и с самим чемпионом — расспросил о психологических нюансах. Его интересовало, о чем спортсмен думает между партиями, как готовится, мучается ли бессонницей, откуда черпает силы.
«Шахматы — это же статичная игра, при этом энергии забирает много. Это мы почувствовали, даже не будучи шахматистами, играя на съемочной площадке. <...> Хотя фильм нельзя назвать биографическим, это скорее история становления чемпионского характера», — рассказывал Янковский.
За роль Карпова актер получил очередного «Золотого орла».
Сериалы с Иваном Янковским
В начале 2020-х Янковский начал активно сниматься в сериалах. Первым стал мистический проект «Топи» (2021) Владимира Мирзоева. Это история о мистике и загадках заброшенной деревни Топи, куда приезжают пятеро молодых людей, и каждый — в поисках «своего чуда». Янковскому досталась роль техномагната Дениса Титова, который бравирует отказом сотрудничать с ФСБ и страдает от неизлечимой опухоли мозга.
«Топи» были хорошо приняты публикой, а критики сравнивали проект то с «Твин Пикс» Дэвида Линча, то с «Тьмой» Барана бо Одара. Но после этих съемок с Иваном, по его словам, произошли серьезные метаморфозы, хотя, конечно, не настолько серьезные, как у его героя.
«После сериала «Топи» я стал понимать, что жизнь не заключается в материализме. Фразу «с чем в гроб ляжешь» я услышал в институте, но до конца ее понять смог только во время съемок сериала. Хороший вопрос, надо задавать себе раз в недельку. И помнить, что ты уходишь не с материальными вещами, к которым ты так стремился. Смысл в том, чтобы накопить сердечный багаж, чтобы прожить достойно», — уверен Иван.
В 2023 году вышел криминальный ретро-сериал «Фишер» Любови Львовой и Сергея Тарамаева — мрачная многосерийная история о поисках маньяка в эпоху позднего СССР. Янковский сыграл роль следователя Евгения Бокова из Ростова — прямолинейного, грубоватого парня, не стесняющегося в выражениях. Для достоверности актер несколько месяцев готовился к роли и даже вне съемочной площадки продолжал говорить с акцентом.
За эту роль Янковский получил еще одного «Золотого орла». В 2025 году вышел второй сезон «Фишера» с подзаголовком «Затмение». Теперь Боков расследует серию убийств в курортном городе в 1990-е.
Интересно, что в 2021-м Янковский признавался: «Я думал, что буду вором в законе или бандитом. Но лет в 18 понял, что хочу быть актером, и с этого момента вопросов у меня больше никаких не возникало». А в 2023-м ему удалось попробовать себя в этой роли — на экраны вышел сериал «Слово пацана: кровь на асфальте» (2023) Жоры Крыжовникова. Вова Адидас в исполнении Янковского — лицо почти реальное, хотя это и собирательный образ бандита, созданный на основе биографий лидеров банд, действовавших в Казани в конце 1980-х.
«После выхода «Слова пацана» я снимался в других фильмах, в других городах, и что там происходило, когда я приезжал, невозможно описать словами. Кричат что-то из машин, в магазине тебя пропускают, в ресторанах бесплатно кормят. Это льстит, конечно, но при этом очень неловко на самом деле, и я этим не упивался», — рассказывал Янковский.
В 2024 году вышел сериал «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева — история из романа Достоевского в сегодняшних реалиях. Проект встретили противоречиво — публика не приняла, критики разделились во мнениях. Об этом проекте мы рассказывали здесь.
В феврале 2025-го экраны буквально «взорвал» «Аутсорс» Душана Глигорова — мрачная до ужаса история о тюремном надзирателе, который пытается организовать нелегальный бизнес на реальной крови в середине 1990-х.
«Я играл инфернальное существо, сюда пришедшее. Абсолютно. <...> Но если подумать над этой историей и сложить ее правильно, там много фатализма, много судьбы и того, что должно происходить с людьми, исходя из решений, которые они принимают, и того, как они живут вообще», — считает актер.
Личная жизнь Ивана Янковского
В разное время актер встречался с дочерями известных бизнесменов: Камиллой Байсаровой (дочерью экс-супруга Кристины Орбакайте Руслана Байсарова), Алисой Будуновой, Сашей Новиковой (дочерью ресторатора Аркадия Новикова). Ивану также приписывали роман с коллегой по фильму «Без границ» Анной Чиповской, но Иван опроверг эти слухи.
Несколько раз Янковский сходился и расходился с Верой Панфиловой (Кинчевой) — дочерью лидера группы «Алиса». Они начала встречаться во время учебы в ГИТИСе, когда вместе занимались в мастерской Сергея Женовача. Иван даже познакомил девушку с родителями, в прессе пошли слухи о скорой свадьбе. Но в ноябре 2016 года пара рассталась. Спустя несколько месяцев Иван начал встречаться с Сашей Новиковой, но этот роман продлился недолго. Иван вернулся к Вере, но в 2020-м они разошлись окончательно.
Настоящая любовь нашла Янковского там, где он сейчас черпает вдохновение, — в мире кино. С будущей женой Дианой Пожарской (звездой сериала «Отель Элеон») он познакомился на съемках фильма «Чемпион мира». В марте 2021 года Диана подтвердила их отношения, а уже в июне у них родился сын Олег — его назвали в честь деда.
В одном из интервью Иван признавался, что на самом деле он очень закрытый человек. У него есть давно сформированный круг близких людей, в который он неохотно пускает кого-то нового. Личную жизнь актер почти не комментирует, но романтичные фото в соцсетях красноречиво говорят о его нежных чувствах к жене и сыну.
Иван Янковский сейчас
В 2025 году Иван Янковский находится на пике карьеры, сегодня редкий громкий проект обходится без его участия. В начале сентября состоялась премьера сериала «Москва слезам не верит. Все только начинается» Жоры Крыжовникова. В основе сюжета — история трех близких подруг, которые пытаются выжить в суровых реалиях российской столицы, но не в 1950-х и 1970-х, а в «нулевых».
В самом разгаре работа над полнометражной спортивной драмой «Битва моторов», где Янковский снимается в паре с Юрой Борисовым. Фильм рассказывает о разработке автомобиля «Руссо-Балт» и трудном пути к победе русского экипажа на ралли Монте-Карло 1912 года. Основные съемки проходили на фоне истории с номинацией Борисова на «Оскар» за роль в фильме «Анора». В интервью Янковский искренне восхищается партнером: «Я в Юре открыл для себя целую вселенную. Человек настолько прекрасный, настолько обаятельный, что с ним удовольствие с утра встретиться, быть рядом, что-то придумывать, обсуждать. И сколько мы с ним насмеялись на этой площадке, сколько приключений у нас было — это дорогого стоит».
Иван продолжает играть в театре — служит в Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача. А на сцене Театра имени Ермоловой он с 2017 года занят в спектакле «Утиная охота». И, по мнению критиков, сейчас сложно найти лучшего актера на роль Виктора Зилова.
«Для меня путь важнее, чем точка назначения. Процесс важнее, чем результат. Что со мной случилось, что я понял, чему научился, к каким мыслям пришел и от каких отказался — это мне всегда интереснее, чем мнение окружающих, успех или его отсутствие», — считает актер.
Ранее мы рассказали об еще одном талантливом наследнике громкой фамилии — актере Павле Табакове.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».