Наценку на российские машины предложили ограничить 15%. Снизится ли стоимость авто
Вице-президент НАС Хайцеэр: цены на авто должны определяться рыночными механизмами
Максимальная наценка
Национальный союз защиты прав потребителей предложил установить потолок наценки для автомобилей российской сборки. Разница между стоимостью производителей авто и конечными ценниками не должна превышать 15%, сообщила газета «Известия».
Авторы инициативы аргументировали свою позицию тем, что, по данным «Автостата», в 2020 году средневзвешенная цена на машины выросла на 7%, в 2021-м — на 18%, а в 2022 году — на 20%. В союзе считают, что это не всегда обусловлено объективными причинами, например, сложностями из-за санкций. Бывает, что автодилеры искусственно завышают конечную стоимость товаров.
Так, показателен пример АвтоВАЗа. В июне завод начал выпускать Lada Vesta NG и рекомендовал салонам продавать автомобили в комплектации Comfort на уровне 1,2 миллиона рублей. Однако некоторые дилеры заломили цены выше двух миллионов. После поступивших жалоб АвтоВАЗ инициировал проверку трех дилерских центров в Москве.
«В мире не практикуют установление предельных цен на эту продукцию, хотя в РФ аналогичный механизм используют на табачном рынке: в Налоговом кодексе зафиксирована максимальная цена пачки сигарет».
Павел Шапарин
Национальный союз защиты прав потребителей
Глава союза Павел Шапарин уточнил, что на повышение стоимости автомобилей влияют и другие факторы: ставки по автокредитам выше 20% годовых, навязанные услуги, недостоверная реклама машин в части их стоимости. В итоге конечная цена может быть в два раза выше первоначальной.
Дело «серых»
В Минпромторге отметили, что статистика «Автостата», на которую ссылаются авторы инициативы, в данном случае неприменима, потому что в ней нет разделения на отечественные авто и иномарки. А по сведениям Росстата, в мае средняя цена на новые российские машины оказалась на 4% ниже, чем год назад (944,6 тысячи рублей).
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр рассказал «Ямал-Медиа», что на самом деле дилерская наценка и так едва ли превышает 15%. Ее размер прописывается в договорах с производителем, так что все дополнительные расходы скрываются в косвенных платежах.
Замглавы по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев подтвердил, что официальные дилеры наценку не завышают. А вот «серые» автосалоны не связаны контрактами с производителями, поэтому вполне могут манипулировать ценами. Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов добавил, что прибыль дилеров от рекомендованной цены производителя автомобиля не превышает 8%.
«Как правило, она существенно ниже и дилеры вынуждены довольствоваться 2% или продавать автомобили в убыток», — сказал Жигалов.
Решит только рынок
Ян Хайцеэр выразил мнение, что в инициативе Национального союза по защите прав потребителей присутствует «некий популизм». По-настоящему цену может отрегулировать только конкурентная борьба и рыночные механизмы, подчеркнул он.
«На мой взгляд, рыночная экономика должна выравнивать все. Если у нас будет достаточное количество предложений по адекватной цене и конкурентное состязание, а не корпоративный сговор, то цена понизится сама собой. Искусственно это каким-то образом делать не стоит. Я думаю, чтобы снизить цены на автомобили, нужны другие рыночные рычаги или сокращение расходов».
Ян Хайцеэр
вице-президент Национального автомобильного союза
С начала года в России жители страны купили в семь раз больше подержанных автомобилей, чем новых. Таким образом, рынок вторичных авто вырос почти на четверть. В среднем стоимость легкового автомобиля с пробегом в июне 2023 года составила 1,4 миллиона рублей.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».