Образование на исходе: почему учителя увольняются, а школы теряют кадры
Педагоги старшего возраста чаще увольняются из-за неуважения в обществе, молодые — жалуются на отношение руководства и выгорание. Помимо этого, они часто сталкиваются с психологическим давлением, репутационными рисками. Об этом пишут «Известия».
Почему уходят учителя
К смене работы учителей нередко приводят конфликты с детьми и родителями, в которых никто не занимает сторону учителя. В профсоюзе утверждают: объективные причины для увольнения, такие как выход на пенсию, ухудшение здоровья или изменение семейных обстоятельств, оказались в меньшинстве.
Одной из основных причин ухода педагогов остается разрыв между ожиданиями и реальными условиями работы, отметил в беседе с «Известиями» основатель и генеральный директор платформы Dream Job Борис Курбатов.
По его мнению, четверть бывших сотрудников школ указывает, что зарплата и премии не соответствуют объему и сложности задач: «ставка маленькая», «низкий уровень ЗП, высокая нагрузка».
Также большую роль играет график, особенно если он предполагает работу в выходные дни и каникулы. Для учителей немалое значение имеет готовность руководства идти навстречу в бытовых и семейных ситуациях. Желание сменить работу вызывает и бюрократическая нагрузка, которая обязывает вести журналы и отчеты.
«Если с этим не работать, школы рискуют «перебрать» весь доступный резерв педагогов и столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров», — считает Борис Курбатов.
Как проходит увольнение из школы
Процесс увольнения из школ и колледжей для учителей не всегда проходит гладко, пожаловались «Известиям» педагоги. К примеру, они сталкиваются с ситуацией, когда администрация школы не давала возможности уволиться по собственному желанию.
«Мне долго не отдавали документы при увольнении. Приезжала два раза, а на третий пришлось просидеть весь день. Ехать было далеко, поэтому в последний раз просто досидела, забрала документы и забыла это место», — поделилась с изданием учитель из Санкт-Петербурга.
В случае с пожилыми педагогами их просто оставляли без классного руководства — следовательно, и без доплат.
«Я выпустила свой четвертый класс и была готова взять следующих первоклашек. Но класс мне не дали, так и сказали: «Вам уже 70 лет, пора вам уже на покой». Хотя я была готова работать. У нас в стране многие чиновники трудятся в этом возрасте на высоких должностях, и ничего», — негодует педагог из Краснодара.
Некоторых учителя, уволившись, понесли и репутационные потери.
«Коллеге дали отвратительный класс, при этом администрация делала ее виноватой во всех проблемах. Изначально брали на большое количество часов, а к концу года задним числом без ее ведома пытались уменьшить часы. Когда она решила уйти в другую школу, наше начальство стало названивать по всем школам города и рассказывать, какая «редиска» к ним уходит», — приводит пример еще одна учительница.
Даже если увольнение проходит относительно спокойно, педагог может столкнуться с психологическим давлением со стороны руководства школы. Уволившиеся преподаватели как правило находят другое место работы в образовательном учреждении с лучшими условиями. Столько же начинают трудиться репетиторами. Еще 20% ищут новую работу или уходят в другое направление, добавили в профсоюзе «Учитель».
Почему увольняются молодые учителя
Именно молодые педагоги обычно сталкиваются с проблемой несоответствия ожиданий реальности, рассказал «Известиям» заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко.
По его словам, многие, столкнувшись с небольшой зарплатой, со спецификой педагогического труда, с контингентом учащихся, понимают, что переоценили свои возможности, и осознают, что не могут заниматься такой деятельностью. Молодым учителям в школах обязательно необходимы наставники. Если в школе есть педагог-психолог, он тоже может помочь. Если молодой человек не справляется с нагрузкой, можно обратиться к этому специалисту.
Еще одной проблемой для учителей Михаил Авдеенко считает работу с родителями, которая нередко связана с конфликтами. Эксперт уверен, что в педагогических вузах важно уделять больше внимания занятиям, направленным на реальную педагогическую практику по воспитательной работе и взаимодействию с родителями.
Например, молодой учитель начальных классов из Екатеринбурга Сергей Кукушкин работает в новой 314-й школе, ему 25 лет. Раньше он преподавал русский язык и литературу, затем решил перейти в начальную школу. Сергей понял, как тяжело молодому учителю привыкать к работе с детьми и подростками. В колледжах и вузах есть студенческая практика, но и она к столь суровой реальности не готовит. Большинство учителей не выдерживает нагрузки и покидает профессию, рассказал педагог E1.ru.
По его словам, администрация школы после принятия учителя на работу выдает ему весь его функционал — и на этом всё. С новыми задачами приходится справляться самому, особенно с ведением документации. Не обучают и тому, как вести себя с родителями и избегать конфликтных ситуаций, а начинается это практически сразу.
Ранее учитель мог строить карьеру только по вертикали — становиться заместителем директора или директором. Сейчас появился путь горизонтального развития. К нему относятся такие должности, как педагог-стажер, учитель-методист и наставник. Наставник, однако, часто не выполняет значимых обязанностей. На первом курсе будущие учителя проходят практику в летних лагерях, где работают вожатыми один-два месяца. На втором курсе они начинают практику в школе. Обычно институт старается подобрать для студентов хорошую школу, чтобы повысить их интерес к профессии и закрепить их в ней.
Еще одна сложность — это дети с ОВЗ. Для молодых специалистов это стресс. Несмотря на институтские курсы социальной психологии, у молодого учителя нет практики работы с особенными детьми, рассказал Сергей Кукушкин.
Он также отметил и небольшую зарплату. Учитель начальных классов с классным руководством может рассчитывать на оклад около 20 тысяч рублей. С учетом доплат за проверку тетрадей и других надбавок зарплата увеличивается до 30–35 тысяч рублей. Молодым специалистам выплачиваются подъемные — сумма может достигать 100 тысяч рублей, однако для получения этих средств необходимо отработать в школе не менее трех лет.
Начать работу следует в течение первого года после получения высшего педагогического образования. В течение первых двух лет молодым учителям выплачивается дополнительная надбавка в размере 50% от оклада. На третий год работы эта доплата отменяется. В случае, если специалист не выполнит условия договора, он обязан вернуть полученные подъемные.
Важно помнить, что при трудоустройстве в конце августа администрация школы может не успеть оформить необходимые документы для получения льготы. К тому же многие учителя уходят в летний отпуск с последующим увольнением, чтобы не портить взаимоотношения с директором, поэтому к сентябрю возникает большая нехватка кадров, добавил Сергей Кукушкин.
Он также подчеркнул, что многие отказываются от классного руководства из-за большой нагрузки и низкой ставки. Как оно оплачивается, решает школа. При этом у классного руководителя очень много отчетности.
Есть и еще один важный момент: не все коллеги по-дружески принимают новых учителей в коллективе. В одних школах, особенно «элитных», к молодым педагогам относятся пренебрежительно, в других — максимально нагружают работой: например, дают сразу по две ставки и кружок в придачу. У учителя практически не остается времени на профессиональное развитие. В первый год работы он еще может работать на энтузиазме, но уже на второй год это становится сложнее. Если учитель заболевает, в коллективе часто возникают разногласия, потому что мало кто хочет брать на себя замены.
Отдельная проблема — взаимодействие с родителями. Зачастую они не стремятся понять позицию учителя. Некоторые родители, особенно если они старше педагога, позволяют себе поучительные замечания в его адрес. Поэтому в первый год работы учителю важно уделять больше внимания установлению контакта с родителями: стоит превращать родительские собрания не только в обсуждение организационных вопросов, но и дополнять их полезной образовательной информацией.
Самому Сергею помог спорт. Он раз в неделю встречается с родителями учеников в спортзале и играет в волейбол, а заодно решает насущные вопросы: мамы и папы на самом деле могут стать опорой для учителя. Но часто перед педагогом стоит выбор: потратить личное время на взаимодействие с родителями или оставить ситуацию без изменений и впоследствии пожалеть об этом, резюмировал педагог.
О чем следует помнить при увольнении из школы
Увольнение из бюджетных организаций регулируется Трудовым кодексом РФ, но имеет ряд особенностей, отметили «Известия» со ссылкой на опрошенных юристов. Кроме общих оснований для увольнения — сокращения, соглашения сторон, дисциплинарных нарушений, — в бюджетной сфере есть и специальные. Это, например, несоответствие занимаемой должности по итогам аттестации, утрата доверия, нарушения антикоррупционных требований, лишение права заниматься педагогической деятельностью по приговору суда, рассказал изданию глава AVG Legal Алексей Гавришев.
Кроме того, для сохранения некоторых выплат, надбавок и досрочной пенсии важна непрерывность стажа. Педагогический стаж учитывается по льготным правилам. При увольнении важно, чтобы в трудовой книжке были сделаны точные записи, подтверждающие непрерывность работы без перерывов более одного месяца.
Во многих образовательных учреждениях прибегают к расторжению срочных трудовых договоров с педагогами и техническим персоналом на время летних каникул, говорит управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Это влечет потерю непрерывности трудового стажа и отсутствие заработка на этот период.
Юридически подобная практика не запрещена, если трудовой договор изначально заключался на определенный срок и были прописаны все условия. Однако работники могут лишиться льгот, зависящих от непрерывного стажа. В бюджетных организациях при сезонной занятости заключаются именно срочные контракты, при этом у работников есть возможность заранее договориться с работодателем о продлении или перезаключении договора без перерыва, подчеркнула юрист.
Нехватка учителей в культурной столице
В Петербурге за последние два года открылось рекордное число школ. В прошлом году прибавилось 22 школы, а в этом году в эксплуатацию планируется ввести еще 36. Количество учеников должно увеличиться минимум на 20 тысяч человек, сообщил портал 78.ru.
Российские школы в последние годы страдали от дефицита педагогов, а в последнее время он стал просто катастрофическим. В Петербурге образовался настоящий «учительский голод». В школах не хватает преподавателей математики, физики, информатики, учителей начальных классов.
Быстро найти такое количество квалифицированных специалистов нереально. Какая-то часть учителей перешла из старых школ в новые, но теперь в старых школах детей учить некому.
Молодые специалисты не хотят после университета идти работать в школу — это большая ответственность и нагрузка. Да и зарплаты не самые высокие, отметил в беседе с «КП» сопредседатель городского родительского комитета Михаил Богданов.
В среднем по России зарплата учителя составляет 63,6 тысячи рублей, но в большинстве регионов таких денег никто не получает. К примеру, на Северном Кавказе учителя получают около 30 тысяч в месяц. На статистику влияют показатели Москвы, где педагоги зарабатывают примерно 110 тысяч в месяц. Хорошие зарплаты также у учителей на Крайнем Севере, но и жизнь там значительно дороже.
В Северной столице средняя зарплата педагога составляет порядка 80 тысяч рублей, но в Ленинградской области учитель получает всего 59 тысяч.
Официальная статистика Министерства просвещения показывает, что нехватка молодых учителей стала одной из самых острых проблем последних лет.
«Если старшее поколение учителей уже привыкло и приработалось, то молодежь бежит в частные школы и даже в другие профессии. В основном это происходит из-за больших нагрузок, бесполезной бумажной работы и низкой зарплаты — за мои семь лет работы она вообще не поднялась. А все, что нам прибавляли, попросту съедала инфляция», — рассказала «КП» бывшая преподавательница английского языка петербургской школы № 358 Анастасия Тюрикова.
На что жалуются учителя в регионах
Не лучшим образом складывается ситуация и в других российских городах. Ежегодно педвузы выпускают тысячи молодых квалифицированных учителей, которых нужны в школах. Но эти молодые специалисты не горят желанием учить детей, многие «перегорают» уже во время педпрактики, разочаровываются в своей профессии и после выпуска идут куда угодно, лишь бы не в школу.
Одна из пермских студенток рассказала изданию 59.ru, что после практики в одной из обычных школ она твердо решила: больше туда ни ногой. По словам студентки, полтора месяца практики ей показались кошмаром, хотя пришла она в школу с энтузиазмом. Девушка добавила, что дети оказались единственными, кто ее не разочаровал. «Дети-то как раз нормальные, заинтересованные, умные — дети как дети. А вот к школе претензий у меня возникло много», — говорит девушка.
Она пояснила, что педагоги часто бывают нервными и уставшими, из-за чего могут повысить голос на детей даже без особой причины. На уроках учителя чаще всего обращаются к отличникам и хорошистам, а остальные ученики просто сидят молча и не проявляют активности, отметила бывшая практикантка. В результате заранее формируется определенное отношение со стороны педагогов. Кроме того, студентка заметила, что более опытные коллеги часто делают замечания школьникам по поводу их внешнего вида. Например, один раз учительница сделала замечание мальчику за то, что он пришел на занятия в футболке с едва заметным рисунком динозавриков.
«Еще был случай, когда девочка пришла на урок в черной кофте с надписью «Harry Potter». Учитель очень грубо сказал, что на ней какая-то «страшная тужурка», и сильно накричал, на весь класс», — рассказала практикантка.
Возможно, одежда не соответствовала деловому стилю, но об этом ребенку можно было спокойно сказать наедине, а не устраивать разборки в классе, убеждена несостоявшаяся учительница.
Большинство преподавателей в России берут больше одной ставки, а это 36 часов в неделю, и еще классное руководство. Каждый день надо готовиться к шести-семи занятиям. Плюс проверка тетрадей и самостоятельных работ.
Учительница английского Дарья из Волгограда, которая ушла в летний отпуск с последующим увольнением и твердым намерением не возвращаться в школу, также говорит, что ученики ей особых неприятностей не доставляли. Когда Дарья подала заявление об увольнении, руководство учебного заведения назвало ее предательницей.
Начав работать в школе, Дарья быстро наладила контакт с детьми. Со временем она столкнулась с трудностями: родители выражали недовольство частыми заменами учителей на специалистов других предметов. Например, во время болезни Дарьи ее уроки вели учителя начальных классов. Сама Дарья иногда была вынуждена преподавать рисование и русский язык. По словам педагога, из-за постоянной нехватки учителей у школьников снижается успеваемость.
«В группе 30 человек. Я не могу на уроке за 40 минут поработать с каждым. Поэтому стараюсь работать со всеми одновременно. Естественно, индивидуальная работа должна быть, но на каждом уроке провести ее со всеми невозможно», — говорит Дарья.
К тому же руководство школы нагружает педагогов кучей дополнительных занятий: ведением соцсети, подготовкой детей к конкурсам, работой со школьным сайтом. По мнению Дарьи, всем этим должны заниматься отдельные специалисты, однако директор школы предпочитал «напрячь всех по чуть-чуть, чтобы не нужно было доплачивать».
«Я, преподаватель английского, участвую в конкурсе по краеведению! При этом говорили: если ребенок неинициативен, сделайте все за него, пусть просто на сцене постоит», — рассказала учительница.
Как только девушка решила отказаться от выполнения дополнительных задач, ее отношения с начальством резко испортились. Дарья решила поберечь нервы и написала заявление об увольнении. Она говорит, что с удовольствием бы работала и дальше, но не за такие копейки.
«Все, что говорила моя бывшая классная руководительница, когда отговаривала идти работать в школу, оказалось правдой», — резюмировала педагог.
По мнению краснодарского педагога Инны Деньщиковой, посвятившей всю свою жизнь школе, ситуация начала меняться в отрицательную сторону после развала Советского Союза
«Все помнят фразу Андрея Фурсенко, когда он был министром образования, что нам нужны не творцы, а потребители. Потребителей вырастили, они пошли за зарплатами, которые дают им возможности больше потреблять, чем учителям. И у нас нет идеологии, при которой образование значимо», — высказала мнение Деньщикова.
Педагог откровенно говорит: даже если у каких-то преподавателей есть желание сеять среди детей «разумное, доброе, вечное» — оно сгорает за год. Учитель перестал быть человеком — это просто индивид, из которого выжимают все соки. Сбор бумажек, регистрация на всевозможных электронных площадках, поездки детей на мероприятия, придуманные для отчетности, а не для воспитания, — здесь выгорит любой, уверена Деньщикова.
В тюменских школах тоже большой дефицит кадров, поэтому без работы педагоги не останутся. Обычно учителя уходят в другие школы по рекомендациям. Кто-то идет в частные школы, а кто-то становится репетитором. Есть и те, кто решил переквалифицироваться.
Вернутся ли репетиторы в школы
Еще в прошлом году глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил в беседе с РИА «Новости», что учителей, ушедших в репетиторство, нужно вернуть в школы.
По его мнению, главная проблема заключается в отсутствии единой линейки учебников и единых образовательных программ. Однако в последние годы в этом плане все развивается неплохо.
Известный блогер и одновременно репетитор по обществознанию из Перми Ольга Нуора уверена: учителя уходят в частные репетиторы не только и не столько из-за учебников, а прежде всего из-за унизительно низкой зарплаты. Чтобы получать среднюю заработную плату по региону, учитель должен работать на 1,5—2,5 ставки — 30—40 часов вместо положенных 18, — взять классное руководство (а иногда и не одно) и еще какую-нибудь дополнительную должность типа «администратор электронного журнала», за которую платят от двух до 10 тысяч рублей в зависимости от региона, а времени она отнимает очень много. За 40—50 тысяч рублей учителю приходится буквально упахиваться на работе с утра до вечера, считает педагог.
Одно дело провести четыре урока в день, а другое — восемь. Даже после пяти уроков в классах по 30 человек у учителя «начинает заплетаться язык», не говоря уже о восьмом уроке, который учитель ведет, лишь бы довести, рассказала «78.ру» Ольга Нуора. При такой нагрузке зарплата учителя не покрывает элементарных расходов, поэтому большинство преподавателей начинают подрабатывать репетиторством. И, подсчитав свои доходы от частных уроков, взвесив все плюсы и минусы, большая часть педагогов увольняется из школы и начинает работать только репетитором.
Нормальные условия труда и достойная зарплата: что может вернуть учителя в школу
Чтобы педагоги были заинтересованы в своей работе, им необходимо платить хорошую зарплату и создать нормальные условия работы. А какие-то специально принятые законы не смогут кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону, пояснил «Ямал-Медиа» член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель истории и обществознания Дмитрий Казаков.
Он уверен, что в образовательный процесс не нужно вмешиваться чиновникам, которые якобы пытаются внедрять какие-то инновации, но на самом деле только мешают. К тому же зачастую нововведения дестабилизируют систему образования и создают невыносимые условия труда. Ситуация изменится лишь в том случае, если учителя станут субъектом образовательных отношений, а образовательную политику начнут выстраивать с учетом их мнения.
«Пока чиновники решают, пока чиновники не платят учителям — это будет продолжаться», — говорит Дмитрий Казаков.
Он отметил, что психологическая поддержка могла бы помочь учителям справляться с определенными трудностями, однако в нынешних условиях это не приведет к существенным изменениям. В школах уже не хватает психологов для работы с учениками, а найти квалифицированных психологов для учителей сейчас еще сложнее.
Школы практически не могут предложить молодым педагогам привлекательные условия. Несмотря на то, что еще сохранились отдельные комфортные и безопасные школы с грамотным руководством, в большинстве регионов таких заведений почти не осталось. В крупных городах их можно встретить чаще, однако в целом у педагогов отсутствуют мотивы работать в обычных общеобразовательных школах, заключил Дмитрий Казаков.
Ранее мы писали о том, почему в школьном обучении предлагают отменить домашние задания.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».