Образовательный тюнинг: что изменится в школах в новом учебном году
Единое расписание в школах
В новом учебном году школы смогут организовать обучение по четвертям или по триместрам. В зависимости от этого будут определены даты осенних, зимних и весенних каникул, продолжительность которых должна быть не менее недели.
Одно из главных изменений — появление единого расписания уроков. Речь идет о разработке общих рекомендаций, которые позволят ученикам идти по общей траектории освоения учебного материала. Опираясь на типовые шаблоны учебной недели, школы смогут составить собственное расписание.
Каждое расписание включает в себя уроки и мероприятия внеурочной деятельности. Они должны быть организованы с учетом уровня работоспособности детей и шкалы трудности учебных предметов для предупреждения переутомления.
- При формировании последовательности уроков в расписании необходимо учитывать, что пик умственной активности у школьников приходится на промежуток от 10 до 12 часов.
- Наиболее сложные учебные предметы (математика, русский и иностранный языки) следует проводить: на вторых-третьих уроках для младших школьников; на вторых-четвертых уроках — для остальных учеников.
- Излагать новый материал, проводить проверочные и контрольные работы рекомендуется на вторых-четвертых уроках в середине учебной недели.
- Что касается недельной учебной нагрузки, предлагается два варианта ее распределения: постепенное повышение суммарной сложности учебных предметов к середине и снижение к концу недели; распределение сложности учебных предметов с организацией облегченного дня в середине недели.
Общая структура обучения останется единой. Это исключит отставание детей по учебной программе при переездах в другие регионы.
Сейчас в правительстве РФ рассматривают распорядок дня школьников. Разрабатывается система, которая будет учитывать время занятий в школе, продленку, дополнительные секции и подготовку домашнего задания.
Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко сообщил, что правительство разрабатывает меры для создания в школах условий, способствующих сохранению здоровья учеников. Планируется снизить учебную нагрузку, ограничить время использования электронных устройств, улучшить качество питания и снизить уровень стресса, связанного с учебой и общением со сверстниками. Чернышенко отметил, что сбалансированный подход к организации учебного процесса положительно скажется на самочувствии школьников. После завершения эксперимента будут внесены необходимые изменения.
Также подготовлен проект приказа «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2025/26 учебный год», в котором перечислены 83 олимпиады.
Список пополнился следующими состязаниями: олимпиада по химии и химической технологии «Потомки Менделеева», химическая олимпиада имени академика П. Д. Саркисова и оборонно-техническая олимпиада по направлению «Техника и технологии». Окончательный список утверждают в последних числах августа.
Больше уроков истории и меньше обществознания
С нового учебного года увеличится количество уроков истории. Вместо двух часов в неделю на этот предмет будет отводиться три часа. В пятых-седьмых классах перестанут изучать обществознание, вместо него введут новый курс — «История нашего края». Курс направлен на воспитание у детей интереса к истории и культуре родного региона.
Историю начнут преподавать по новой единой линейке учебников и синхронизируют ее с заданиями ОГЭ и ЕГЭ.
Меньше домашних заданий и контрольных работ
С нового учебного года длительность контрольной работы составит от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый). Практическая работа будет длиться не более одного урока (45 минут). У первоклассников контрольных работ не будет, проводить их можно только со второго класса.
Также предусмотрено снижение количества контрольных и проверочных работ. Теперь они должны занимать не более 10% учебного времени по каждому предмету в конкретном классе в текущем учебном году.
Домашние задания рекомендуется задавать в конце текущего урока. В электронный журнал задание должно дублироваться до конца учебного дня. Задания, требующие длительной подготовки, например доклад, презентация, заучивание стихотворений, будут объявляться заранее, чтобы предоставить ученикам достаточное количество времени для их выполнения.
Уроки для всех
Федеральный учебный план устанавливает, что для учеников с первого по 11-й класс первый урок в понедельник посвящен проведению «Разговоров о важном».
По четвергам школы первым уроком должны проводить занятия профориентационного курса «Россия — мои горизонты» для учеников 6–11-х классов.
В первом классе изменится форма проведения занятий — один час переведут во внеурочную форму, наиболее подходящую для первоклассников.
Восьмиклассники по-прежнему будут изучать обществознание.
Переформатирование домашних заданий
В Госдуме обсуждают вопрос чрезмерной нагрузки на школьников, в том числе по формату и объему домашних заданий. Председатель Госдумы Вячеслав Володин считает, что необходимо оценить эффективность выполнения домашнего задания школьниками в текущем виде. Он предложил учесть различный мировой опыт в подходах к самостоятельной работе школьников после уроков.
Поскольку у детей появляются новые возможности для формального выполнения домашнего задания, чему способствуют ИИ-технологии, поиск готовых ответов в интернете и другие источники, председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин провел в своем телеграм-канале опрос о том, насколько эффективно выполнение домашнего задания в нынешнем виде, по каким предметам оно действительно необходимо и в какой форме, где оно должно выполняться: в школе после уроков или дома.
«Когда домашние задания носят исследовательский и творческий характер, у ребенка развиваются навыки более глубокого изучения тем и формируется критическое мышление», — пояснил председатель Госдумы.
Домашние задания должны быть хотя бы потому, что условия работы над ними не такие напрягающие, как в классе, и времени на выполнение больше. А проблема перегрузки школьников связана не с объемом заданий, а с методикой, пояснил в беседе с газетой «Взгляд» член комитета Госдумы по просвещению, публицист Анатолий Вассерман.
Он отметил, что около полувека назад на Западе «развернули» образование к простому зазубриванию фактов. Спустя время западная тенденция добралась до России и повлияла на методику образования, в связи с чем школа нацелена на зубрежку с колоссальными затратами сил и минимальным результатом. Сейчас в России эту опасность осознали, и образование снова разворачивается в сторону понимания закономерностей, а не тупого запоминания фактов, из которых эти закономерности выведены.
«Когда мы вернемся к классической методике образования, нагрузка автоматически снизится. Эта методика была у нас задолго до Советской власти и давала высокие результаты», — уверен депутат.
По его мнению, родители обязаны помогать детям с домашним заданием, и это не связано с перекладыванием образовательной нагрузки на опекунов.
«Так было всегда. За судьбу детей родители ответственны больше учителей. Соответственно, родители больше учителей заинтересованы в том, чтобы дети учились, и родители больше учителей способны помогать детям учиться», — подчеркнул Вассерман.
А вот депутат Госдумы, лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов предлагает совсем отменить домашние задания для школьников на выходные, а нагрузку на преподавателей снизить. Об этом он написал в своем телеграм-канале.
Но полная отмена домашних заданий, по его мнению, усугубит ситуацию с качеством обучения школьников.
«Нагрузку на детей действительно нужно снижать с помощью отмены домашних заданий на выходные. В эти дни дети должны отдыхать. Также необходимо исключить учебу по субботам», — написал он.
Учебные мессенджеры в Max
К новому учебному году сервис «Сферум» перейдет в национальный мессенджер Max. Запуск «Сферума» в новом мессенджере будет осуществляться постепенно: с 25 августа подключились первые шесть пилотных регионов (республики Татарстан, Алтай и Марий Эл, Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская и Тверская области), с 15 сентября будут переходить все остальные.
После интеграции «Сферума» в Max появятся новые функции:
- доступ к образовательным сервисам и учебным материалам с помощью ФГИС «Моя школа»;
- приложение «Госуслуги Моя школа» с оценками, школьным расписанием и домашним заданием.
- Контакты и чаты из «Сферума» в VK-мессенджере будут перенесены в Max до 1 ноября.
Однако ранее родители из разных регионов жаловались на то, что не могут зайти в «Сферум». Многим предлагают сначала зарегистрироваться в Мах.
Разработчик платформы — фактически тот же самый, а недовольство новым мессенджером связано с его навязыванием. Но родителей и учителей могут вынудить перейти в Max, цитируют «Новые Известия» адвоката петербургской коллегии «Правовая защита» Олега Юрочку.
«Работа будет выстроена по принципу «добровольно-принудительно». Учителям не оставят альтернативы. Родителям просто поставят условие: если хотите принимать участие в жизни класса — установите мессенджер и присоединитесь к чату. Для тех, кто не захочет, останутся традиционные каналы связи: голосовые звонки и электронная почта», — полагает адвокат Олег Юрочка.
Каникулы 2025/26
Новый учебный год начнется 1 сентября, а закончится немного раньше предыдущего — 26 мая.
Минпросвещения России составил график школьных каникул на учебный год 2025/26. При системе обучения по четвертям:
- осенние каникулы — с 25 октября по 2 ноября 2025 года;
- зимние каникулы — с 31 декабря 2025 года по 11 января 2026 года;
- весенние каникулы — с 28 марта по 5 апреля 2026 года;
- летние каникулы — с 27 мая по 31 августа 2026 года.
Родители на ЕГЭ
В этом году родители впервые смогли официально присутствовать на пунктах приема ЕГЭ и ОГЭ, но с небольшими оговорками, которые необходимы для предотвращения нарушений.
«Родители смогут находиться в пунктах сдачи ЕГЭ, чтобы контролировать соблюдение комфортных условий для экзаменуемых», — сообщила уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова.
При этом детский омбудсмен ссылается на публикацию Рособрнадзора от 15 апреля 2025 года, в которой глава ведомства Анзор Музаев говорил об обязательном присутствии «представителей родителей» на ППЭ. В другой публикации отмечается, что родители могут присутствовать на пунктах сдачи экзаменов в качестве общественных наблюдателей, но только в том пункте, где не сдает экзамен их ребенок. Для этого потребуется аккредитация.
Оценки за поведение в школах
С 1 сентября 2025 года в отдельных регионах страны стартует эксперимент по оцениванию поведения учеников на уроках и во время перемен. Обучающимся с первого по восьмой класс начнут выставлять отметки за поведение в течение учебного года.
Поведение станут оценивать по трем критериям:
- дисциплинированность;
- соблюдение норм общения со сверстниками и взрослыми;
- социальная активность.
Оценки будут выставлять классные руководители, но с учетом мнения всех учителей и администрации школы.
С нового учебного года апробация начнется в школах Новгородской, Ярославской, Тульской и Ленинградской областей, ЛНР, Чеченской Республики и Республики Мордовии.
Всего в эксперименте примут участие 84 образовательных учреждения.
Каждая школа сможет выбрать одну из трех моделей оценки:
- Двухуровневая система (зачет/незачет);
- Трехуровневая система (образцовое, удовлетворительное и неудовлетворительное поведение);
- Пятибалльная система (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, совсем неудовлетворительно).
На выпускные классы эксперимент распространять пока не будут, чтобы избежать стресса в период подготовки к экзаменам. Но планируется учитывать участие старшеклассников в социально полезных активностях.
По результатам эксперимента примут решение о возможности распространения практики выставления отметок за поведение школьников на всю страну.
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова отметила, что в будущем информация об оценке поведения учащихся должна быть отражена в документах об окончании учебного заведения. По ее словам, введение такой оценки направлено на поощрение гуманного поведения среди учеников, основанного на этических и правовых нормах межличностного общения. Кроме того, этот подход позволит уменьшить число учащихся, склонных к нарушению принятых норм поведения.
Новые нормы педагогической нагрузки
С 1 сентября 2025 года будут введены обновленные правила расчета рабочей нагрузки для педагогов образовательных учреждений. Требования, действовавшие с 2014 года, утратят силу. Количество часов будет использоваться для расчета заработной платы.
Основные принципы расчета, впрочем, сохранятся, однако сами нормы изменятся. Для большинства педагогов — воспитателей, мастеров производственного обучения, методистов и консультантов — установлена 36-часовая рабочая неделя.
Для инструкторов по физкультуре и воспитателей интернатов и социальных центров рабочая неделя составит 30 часов. Воспитатели, занятые с детьми с инвалидностью, будут работать 25 часов в неделю, музыкальные руководители — 24 часа, а логопеды — 20 часов в неделю.
Особое внимание уделено педагогам, чья ставка составляет 18 рабочих часов в неделю (учителя школ, преподаватели дополнительного образования и тренеры). Им необходимо выделить время для участия в проектной и научно-исследовательской деятельности, а также в занятиях по углубленному изучению предметов.
Педагогам колледжей и техникумов будут рассчитывать годовую нагрузку по ставке 720 рабочих часов в год, распределенным на 10 месяцев учебного процесса.
Нормы и порядок установления учебной нагрузки преподавателей вузов будет устанавливать Минобрнауки России.
Еще одно нововведение для педагогов: с начала учебного года школьным учителям запретят проходить курсы повышения квалификации и профпереподготовки в коммерческих организациях.
Больше студентов могут преподавать в школах
Вступили в силу поправки, которые позволяют стать учителями студентам, проходящим обучение в непедагогических вузах.
Для этого им будет достаточно отучиться в вузе не менее трех лет и успешно сдать экзамены по дисциплинам, связанным с педагогической деятельностью.
Дополнительное профессиональное образование по основным общеобразовательным программам можно получить:
- в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях, учредителем которых является Россия, субъекты РФ и муниципалитеты;
- в организациях, занимающихся образовательной деятельностью на территории «Сириус» или инновационного центра «Сколково»;
- в общероссийских спортивных федерациях — для программ дополнительного профобразования в области спорта.
ГОСТ для школьной формы
С 3 сентября 2025 года в России начнет действовать новый национальный стандарт школьной формы — ГОСТ Р 71582-2024. Он установит единые требования к одежде учеников с первого по 11-й класс.
Ключевые положения нового ГОСТа:
- Деловой стиль: форма должна выглядеть аккуратно и строго, без ярких расцветок.
- Удобство: покрой формы должен обеспечивать комфортное передвижение.
- Внешний вид: форма не должна содержать символы, пропагандирующие асоциальные движения и сообщества.
- Безопасность: ткань формы должна обеспечивать свободную циркуляцию воздуха и эффективно отводить влагу, фурнитура — пуговицы и молнии — не должна содержать элементов, способных нанести травму.
Школы вправе устанавливать свои внутренние правила, которые дополняют требования ГОСТа. Однако ни одна школа не может штрафовать учащегося или не допускать его к занятиям из-за отсутствия новой формы. Внутренние правила учреждения могут предусматривать определенный стиль одежды, но не могут служить основанием для взысканий или ограничений в обучении.
Новые СанПиН
В сентябре 2025 года вступают в силу изменения, касающиеся санитарных норм в школах и детских садах.
В новой редакции СанПиН, в частности, появилось понятие «мебель в образовательной организации». Это подразумевает необходимость соответствия мебели во всех помещениях указанным нормам. Для школ вводится минимальное расстояние от демонстрационной доски до стола учителя — не менее 100 сантиметров.
Перерыв между последними занятиями и дополнительными уроками (факультативами, секциями и прочими внеурочными занятиями) увеличен с 20 до 30 минут.
Также введен обязательный минимальный промежуток времени для отдыха (перемен) между занятиями — 10 минут.
Коррекционно-развивающая работа для детей с ограниченными возможностями здоровья будет учитываться в общей норме максимальной учебной нагрузки, установленной для соответствующей возрастной группы.
В перечень помещений школьных столовых теперь включены буфеты. Для организации дополнительного питания в буфетах определены четкие требования к размещению производственного стола, холодильного прилавка (витрины или секции), а также шкафа или стеллажа.
Школьное питание
С 1 марта 2025 года в образовательных учреждениях действуют новые требования к организации питания. Пищевая продукция, реализуемая навынос или через доставку должна пройти официальную регистрацию.
В правила внесены важные изменения по замене продуктов. Теперь говядину разрешается заменять только мясом лося или оленя, полученным промышленным способом. Все остальные продукты можно заменять аналогами с такой же пищевой ценностью.
При составлении меню важно учитывать продолжительность завтрака или обеда и подбирать продукты так, чтобы удовлетворить потребности детей. Посуда с трещинами и царапинами должна быть исключена из употребления.
Ответственность за несоблюдение СанПиН
Несоблюдение санитарных норм влечет за собой штраф. Для должностных лиц он составит от трех до семи тысяч, для юридических — от 30 до 70 тысяч рублей. В случае серьезных нарушений возможно возбуждение уголовного дела. Санкции могут включать принудительные работы, продолжительность которых определит суд в индивидуальном порядке.
Доставка детей до школы
Расстояние от школы до жилых домов в условиях плотной городской застройки теперь должно составлять не более 500 метров, в труднодоступных регионах — не более одного километра, в сельских поселениях — не более 800 метров. Если расстояние до школы больше, нужно организовать доставку учеников. Длина маршрута не должна превышать 30 километров в одну сторону.
Ранее мы писали о том, какой должна быть новая школьная форма.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».