http://Top.Mail.Ru
Олег Борисов: биография, личная жизнь и лучшие фильмы актера | Ямал-Медиа
08 ноября 2024, 02:07 (обновлено: 08 ноября 2024, 09:12)

Олег Борисов, знакомый и неуловимый. К 95-летию со дня рождения актера

Олег Борисов — один из самых ярких и многогранных актеров советского и российского театра и кино. Историю о безвременно ушедшем таланте рассказывает «Ямал-Медиа».

Детство и юность Олега Борисова

Олег Иванович Борисов родился 8 ноября 1929 года в поселке Яковлевском (ныне — Приволжск Ивановской области). Его настоящее имя — Альберт, Олег — сценическое имя, так его звали друзья по театральному вузу.

Он с детства не любил математику, много читал, гонял в футбол, играл в самодеятельных спектаклях. Его актерский талант был очевиден, и после окончания школы его сразу взяли в Школу-студию МХАТ.

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»/Мосфильм/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»/Мосфильм/kinopoisk.ru

Интересно, что изначально он собирался вместе с одноклассниками поступать на японское отделение института востоковедения в Москве, но в выпускном классе увлекся теорией Станиславского и решил связать свою жизнь со сценой.

Театральная карьера

Сценическая жизнь Борисова началась в 1951 году, когда его приняли в труппу киевского театра имени Леси Украинки. Здесь его талант быстро заметили, молодому актеру начали доверять серьезные роли в успешных спектаклях. В 1963-м ему дали звание заслуженного артиста УССР — и сразу возникли критики и завистники. Отчасти поэтому Борисов переехал в Москву, а через год — в Ленинград, где почти 20 лет был премьером БДТ.

В 1980-х Борисов перешел во МХАТ, в 1987-м, после раздела театра, остался с Олегом Ефремовым, с которым проработал до конца своей жизни.

Олег Борисов в спектакле МХАТ «Кроткая». Фото: mxat.ru
Олег Борисов в спектакле МХАТ «Кроткая». Фото: mxat.ru

В книге для серии «ЖЗЛ» журналист Алексанр Горбунов так писал о Борисове — драматическом актере:

«Он — гений сцены. В его творчестве не было провалов. Даже в проходных постановках, о которых говорят «ни уму ни сердцу», но в которых он как дисциплинированный артист, не отказывавшийся от вводов и эпизодов, был обязан играть, он отдавался роли полностью, никогда не опускаясь ниже своего уровня».

Олег Борисов в кино

Дебют Олега Борисова в кино состоялся в 1955 году, в фильме «Мать» Марка Донского по роману Горького. Однако настоящую популярность ему принесли роли жуликоватого и пошловатого Свирида Петровича Голохвостого в фильме-буффонаде «За двумя зайцами» (1961) и журналиста-правдолюбца Юрия Никитина в лирической комедии «Дайте жалобную книгу». Они сделали Борисова не только любимцем зрителей, но и показали совершенно разные грани его таланта.

«В кино некоторые режиссеры меня окрестили «скрупулезником». По-моему, в этом нет ничего обидного», — писал Борисов в своих дневниках (изданы посмертно).

Кадр из фильма «За двумя зайцами»/Киностудия им. А. П. Довженко/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «За двумя зайцами»/Киностудия им. А. П. Довженко/kinopoisk.ru

В 1970-е и 1980-е Борисов снялся в целом ряде культовых фильмов: «Проверка на дорогах» (1971/1985), «Крах инженера Гарина» (1973), «Остров сокровищ» (1982), «Парад планет» (1984), «По главной улице с оркестром» (1986), «Слуга» (1988), а также телеверсии одного из самых сложных произведений Достоевского — «Подросток» (1983).

Олег Борисов обладал уникальной способностью перевоплощаться в самых разных персонажей. Его игра всегда отличалась необычайной искренностью и эмоциональной насыщенностью. Уже в 1974 году он получил звание народного артиста РСФСР, а в 1978-м, всего через четыре года, что можно расценивать как признание современниками его выдающегося таланта, — стал народным артистом СССР.

«Но был ли покой в его душе? Все-таки не было. В этом ключ к пониманию его искусства. Так много личного в профессии, так сложно соединяется сознательное и бессознательное, которые равно управляют талантливым человеком, особенно в актерском деле, что подчас актер не до конца понимает вольные и невольные приспособления, используемые для достижения творческого комфорта», — писала о нем искусствовед Елена Горфункель..

Кадр из мини-сериала «Остров сокровищ»/Ленфильм/Гостелерадио СССР/kinopoisk.ru
Кадр из мини-сериала «Остров сокровищ»/Ленфильм/Гостелерадио СССР/kinopoisk.ru

В 1990-м году Олег Борисов получил кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль — он снялся в советско-болгарском фильме «Единственный свидетель». «Молчание моего героя их так поразило, что его окрестили «панславянским», — записал тогда Борисов в дневнике.

Последним фильмом стала снятая его сыном Юрием музыкальная мистическая драма «Мне скучно, бес», где актер воплотил сразу два противоположных образа — Бога и Мефистофеля. Критики назвали картину провальной, но жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» присудило Олегу Борисову за эту двойную роль специальную премию. Правда, посмертно.

Юрий Борисов вспоминал: «Нас с отцом... схлестнуло желание работать вместе. Сначала это был его бенефис на телевидении — «Лебединая песня», его несыгранные драматические роли — отрывки из Хлестакова, Чичикова, Гамлета. Дальше два наших спектакля — «Пиковая дама» и «Человек в футляре»: мы создали свою антрепризу. И закончилось всё совместным фильмом «Мне скучно, бес». После этого его не стало».

Болезнь и смерть Олега Борисова

Диагноз «лимфолейкоз» Олегу Борисову поставили в 1978 году, и все 16 лет до своего ухода он боролся с болезнью. Ему требовались регулярные переливания крови. Он часто покидал съемки и театр ради медицинских процедур, но мало кто знал о его состоянии. Борисов не скрывал болезнь, но и не афишировал ее, продолжая работать с полной самоотдачей.

Режиссер Вадим Абдрашитов вспоминал, как во время съемок фильма «Остановился поезд» в 1981 году он случайно узнал, что Борисов тяжело болен. Но актер спокойно объяснил свою необходимость в поездках на переливания крови и не выбивался из съемочного графика. «Болезнь считал исключительно своим личным делом, в отличие от многих актеров, которые каждому чиху придают вселенское значение. И потому для меня он, кроме прочего, являл пример настоящего мужчины», — рассказывал Вадим Абдрашитов.

Олег Борисов и Вадим Абдрашитов на съемках фильма «Слуга». 1988 г. Фото: Игорь Гневашев/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Борисов и Вадим Абдрашитов на съемках фильма «Слуга». 1988 г. Фото: Игорь Гневашев/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Олег Борисов скончался 28 апреля 1994 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его памятнике указаны только имя, фамилия и даты жизни. Но этого достаточно для великого актера.

Личная жизнь Олега Борисова

Олег Борисов был женат на редакторе «Ленфильма» Алле Латынской, с ней он прожил всю жизнь. В 1956-м у них родился сын Юрий, который стал режиссером и сценаристом. Он скончался в 2007-м от обширного инфаркта, похоронен рядом с отцом.

Цитаты из дневников Олега Борисова

Дневники Борисова — не просто воспоминания, а откровенный рассказ о личных переживаниях, сомнениях и проблемах. Он описывает сложные отношения с коллегами по сцене, режиссерами и друзьями. Олег Иванович не боялся быть неудобным для окружающих, но прежде всего был честен перед самим собой и открыто признавал свои ошибки.

Кадр из фильма «Остановился поезд»/Мосфильм/Третье ТО/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Остановился поезд»/Мосфильм/Третье ТО/kinopoisk.ru
  • «В репертуарной части БДТ мне всегда давали день отдыха — для восстановления души».
  • «Часто бывает, что по случаю юбилея начинают вовсю чествовать, должное воздавать. Но мое мнение: воздавать нужно вовремя, а не по принципу: дожил — тогда получай. Я всегда противился этому. Если уж отмечать, то хорошей работой».
  • «Кажется, уходит время личностей. Все выравнивается и стрижется под одну гребенку. Масса творит себе кумира, раздувает, потом — когда наиграется — выплевывает и начинает создавать нового».
  • «По ТВ столько фальши (эстрады, политики — хотя это одно и то же), что сказанные тобой из «ящика» правильные слова уже не воспринимаются всерьез. Ты — в контексте общего безумия».
  • «Однозначно добрый и однозначно злой — значило бы: мертвый».
  • «Такие слова, как «гений», «великий», нельзя разбазаривать. Ими может быть отмечен создатель, но не исполнитель, не интерпретатор. Наша функция вторична, над нами — литература. Натурщик, позирующий художнику, не может быть гением».
  • «Если задуматься, сколько раз за свою жизнь я умирал не своей смертью? Сколько жизней прожил — банально звучит, да? И что интересно: когда умру я, на самом деле умру, то кое-кто из моих героев, может быть и не самых любимых, еще поживет».

Ранее мы рассказали о киноромантике Георгии Юнгвальд-Хилькевиче и его героях.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...