http://Top.Mail.Ru
Закон, который ждали 20 лет: как реформа северного завоза изменит цены на товары | Ямал-Медиа
15 ноября 2023, 16:00 (обновлено: 23 октября 2024, 08:33)

Закон, который ждали 20 лет: как реформа северного завоза изменит цены на товары

Депутат Харитонов: закон о северном завозе поможет сделать доступными продукты

Закон «О северном завозе» успешно прошел антикоррупционную экспертизу и скоро вступит в силу. «Ямал-Медиа» выяснил, как изменится снабжение ЯНАО и других труднодоступных регионов в 2024 году.

Исторический закон

Жители Севера почти четверть века ждали закона «О северном завозе», который бы отрегулировал своевременность поставок жизненно необходимых товаров на труднодоступные территории. Он вступит в силу в апреле 2024 года и охватит Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток и некоторые регионы в европейской части страны, сообщило издание «Известия».

В рамках закона создадут систему Федерального государственного мониторинга, которая станет «цифровой копией» пути северного завоза. Там появится вся информация о товарах и логистике — это поможет предупреждать сбои в поставках. Правительство определит единого морского оператора, который возьмет на себя ответственность за перевозки продуктов.

Эти новшества позитивно скажутся на стоимости товаров первой необходимости — она снизится на 15%, заявили в Минвостокразвития. Отлаженная логистика позволит доставлять продукты, технику и топливо без задержек из-за сложной ледовой обстановки или неготовности перевозчиков. Траты людей в труднодоступных районах снизятся, а значит, уровень жизни повысится, подчеркнули в кабмине.

Когда товары на Севере подешевеют

Каждый год правительство выделяет 87 миллиардов рублей на доставку жизненно важных товаров до 25 труднодоступных регионов страны. Однако грузы не всегда доходят вовремя. Например, в Якутию направляют 55,5% от общего объема закупок, но из-за нестыковки навигации по Лене и ее притокам они могут идти до региона по три года.

Фото: glenda/Shutterstock/Fotodom
Фото: glenda/Shutterstock/Fotodom

В Ямало-Ненецком автономном округе от северного завоза зависят все районы и города кроме Лабытнанги, Нового Уренгоя, Ноябрьска и Муравленко. Так что переоценить важность этих грузов для Ямала невозможно. Реформа механизма доставки почти готова, сейчас в кабмине составляют подзаконные акты, которые отрегулируют вопросы мониторинга и сроков, отметила сенатор от Республики Коми Ольга Епифанова.

Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов рассказал «Ямал-Медиа», что лично получал от жителей северных регионов просьбы снизить цены на товары первой необходимости до уровня Москвы и Петербурга.

«Задача северного завоза состоит в том, чтобы жизнеобеспечивающие продукты первой, второй и третьей категории были доступны по цене. <…> Единый оператор как раз это обеспечит. Все будет регулироваться и контролироваться».

Николай Харитонов

председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики

Важную роль в обеспечении новой схемы отвели Северному морскому пути — регулярные рейсы по нему с четким графиком и фиксированными ценами удешевят доставку товаров. Снижение инфляции на Севере — одна из важнейших целей закона, местные жители почувствуют эффект от него примерно через год, выразила уверенность Епифанова.

За счет чего снизятся цены

Хлеб, молоко, мясо и другие жизненно важные товары на труднодоступных территориях стоят примерно в два с половиной раза дороже, чем в среднем по России. Виной всему долгая доставка и сложная логистика, объяснили в Минвостокразвития. Закон «О северном завозе» решит проблему сразу с нескольких сторон.

Фото: Vasiliy Petrov/«Ямал-Медиа»
Фото: Vasiliy Petrov/«Ямал-Медиа»

Норма позволит оптимизировать и улучшить логистику: появится цифровой экспедитор, единый оператор перевозок и опорная инфраструктура. Ценовая политика тоже поменяется — регионы смогут влиять на оптовую и розничную стоимость грузов и торговую надбавку. Субъекты смогут устанавливать предельные тарифы на перевозку и хранение товаров первой категории. Все это и должно снизить цены на продовольствие, медикаменты и топливо, предположили в ведомстве.

В июле 2023 года закон «О северном завозе» прошел второе чтение в Госдуме, депутаты Заксобрания ЯНАО участвовали в заседании и предложили несколько важных доработок. Например, разрешить администрации северных регионов направлять господдержку собственникам опорной инфраструктуры. Инициативу закрепили в законе, что тоже позитивно скажется на цене товаров.

Новая централизованная система

В Советском Союзе была централизованная система снабжения труднодоступных регионов в стране, но после распада СССР этим пришлось заняться самим субъектам. Регионы не могут отрегулировать логистику самостоятельно, поэтому закон очень важен, отметил Харитонов. Депутат добавил, что 15 ноября поднял на заседании Госдумы важные вопросы по теме.

«Требуется порядка 15-16 миллиардов рублей, необходимы федеральные и казначейские кредиты. Но все мы за работой, все будет шлифоваться и регулироваться. Наш комитет, будем контролировать, безусловно. <…> Более 20 лет северяне ждали этот закон, поэтому задача своевременна», — резюмировал парламентарий.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.