http://Top.Mail.Ru
Врожденная грамотность: миф или реальность, как научиться писать правильно, мнение эксперта | Ямал-Медиа
15 сентября 2025, 09:16 (обновлено: 15 сентября 2025, 12:35)

Правильные слова и буквы: как повысить уровень грамотности

Красивая речь и грамотное письмо всегда вызывают восхищение окружающих. Но не все могут похвастаться безупречным знанием орфографии и пунктуации. Время от времени, пожалуй, каждый из нас допускает те или иные ошибки. «Ямал-Медиа» разбирался в том, как можно натренировать навык грамотного письма.

Слово как приговор

В начале сентября этого года мэр Казани Ильсур Метшин произнес на встрече с учениками гимназии № 19 речь со спорным подтекстом. Выступая на торжественной линейке для казанских школьников в честь начала учебного года, он заявил: «Как отмечают наш президент и глава республики, из отличников получаются отличники, а из троечников выходят мэры и руководители регионов». Однако градоначальник добавил, что школьникам все равно «надо стараться».

Его слова вызвали неоднозначную общественную реакцию.

Заявления мэра Казани Ильсура Метшина могут оказать вредное влияние на школьников, отметил в беседе с «Ридусом» заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург. Он согласен с тем, что у этой медали есть две стороны, и троечник или даже двоечник может оказаться впоследствии действительно выдающимся человеком. В качестве примера эксперт упомянул Чехова, Эйнштейна и Джобса. Но для обычных учащихся такой подход к жизни может оказаться откровенно вредным. Ямбург уверен, что опыт гениальных троечников нельзя абсолютизировать. Дети рождаются разными, и главная задача педагогов — подбирать инструменты обучения, которые подходят к их особенностям.

Фото: PeopleImages.com — Yuri A/Shutterstock/Fotodom
Фото: PeopleImages.com — Yuri A/Shutterstock/Fotodom

«Не все люди одаренные. Для большинства людей без накопления тезауруса культуры вообще нет никакого развития. Сейчас все спекулируют темой творчества, но есть вещи, которые надо вызубрить. Только 4% детей обладает природной грамотностью, все остальные берут «пятой точкой», в том числе и ваш покорный слуга»,— отметил Ямбург.

Врожденная грамотность: миф или реальность

Абсолютную грамотность или орфографическое чутье называют суперспособностью, которую проявляют некоторые дети в начальной школе. Но говорить о врожденной грамотности некорректно, поскольку люди с ней не рождаются.

«Понятия природной грамотности не существует. Она не передается генетически, а приобретается. Чаще всего с помощью чтения. Если человек много читает в детстве, то он будет изначально грамотным. Окружение не будет влиять на него, если он интересуется литературой и письмом. Психология, скорее всего, сказывается на навыках письма и чтения косвенно», — отметил в беседе с «Ямал-Медиа» филолог, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Владимир Славкин.

Фото: VPales/Shutterstock/Fotodom
Фото: VPales/Shutterstock/Fotodom

Серьезных научных исследований о природной грамотности не существует, но есть «функциональная грамотность». Это возможность писать правильно и без ошибок, не объясняя, каким правилом ты в при этом пользуешься. Люди часто ошибочно считают эту компетенцию каким-то врожденным качеством и свойством личности, но это совершенно не так, рассказала «Ямал-Медиа» профессор РЭУ имени Г. В. Плеханова Наталия Фоминых.

«Орфографическая зоркость — это практическое воплощение того, что человек уже читал и слышал. В подтверждение этой теории — пример: попросите человека употребить глагол «скажу» в настоящем времени — безусловно, каждый безошибочно произнесет «я говорю, мы говорим», но объяснить правило, согласно которому глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени в русском языке и часто заменяются другим глаголом, вряд ли кто-то сможет. Еще пример — «оловянный». Большинство людей напишет это слово с двумя буквами «н». Но то, что это исключение из определенного грамматического правила, смогут объяснить далеко не все».

Наталия Фоминых

профессор РЭУ имени Г. В. Плеханова

Однако без определенной тренировки и труда, без многократного чтения и письма люди не будут обладать функциональной грамотностью. Орфографическая зоркость формируется исключительно в системе. Умение увидеть, найти, определить тип орфограммы в слове может быть достигнуто только регулярным чтением и специальными системами. Иногда это могут быть просто упражнения по переписыванию текста. Если орфографическая зоркость сформирована, то она доводит умение правильно писать до автоматизма, уверена Наталия Фоминых.

Даже умение говорить, если его не развивать, не сформируется, рассказала порталу «Грамота» старший научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, член Филологического совета Тотального диктанта и Орфографической комиссии РАН Светлана Друговейко-Должанская.

Фото: Oleg Elkov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Oleg Elkov/Shutterstock/Fotodom

Она отметила, что ученые давно изучают то, как разные полушария мозга распределяют между собой задачи при обработке информации. Возможно, что ключ к источнику абсолютной грамотности лежит именно в этой сфере — в особенностях устройства зрительной памяти, различиях в восприятии текста и картинки. Пока конкретная «зона грамотности» в мозге не найдена.

У людей с развитой интуитивной грамотностью ошибка вызывает физический дискомфорт, как фальшивая нота у человека с музыкальным слухом.

«Мне кажется, что грамотно писать мне помогали те же особенности зрительной памяти, благодаря которым я могла в старших классах «сфотографировать» совершенно невнятные для меня математические формулы и воспроизвести их на доске», — рассказала Светлана Друговейко-Должанская, которая сама обладает этим редким талантом.

По ее мнению, чтобы фотографическая зрительная память помогала писать правильно, нужно читать в детстве книги с редакторскими и корректорскими правками. Но, к сожалению, во время книжного бума 1990-х годов множество изданий пестрили ошибками. Светлана Друговейко-Должанская призналась, что у нее есть целая коллекция таких книг, а иногда, чтобы развлечься, она читает статьи в блогах, где можно встретить очень смешные примеры.

Фото: Motortion Films/Shutterstock/Fotodom
Фото: Motortion Films/Shutterstock/Fotodom

Практически безупречную грамотность имеют люди:

  • с развитым визуальным каналом восприятия;
  • с хорошей памятью;
  • рано научившиеся читать и много читавшие в детстве;
  • имеющие языковое чутье, способности к языкам и аналитический слух, позволяющий улавливать, например, удвоенные согласные.

Однако ни одно из этих качеств не гарантирует идеальной грамотности. У многих людей есть свои «настройки». Кто-то, мельком глянув на страницу текста, обнаружит в нем ошибки и опечатки, а кому-то требуется попыхтеть, чтобы определиться с правильным вариантом.

Светлана Друговейко-Должанская считает, что люди должны понимать, зачем им нужны теоретические знания о грамматике и как они связаны с практическим навыком. Но не всегда школа может это обеспечить. Опытный педагог может помочь ученику, однако типовая программа и подготовка к ЕГЭ часто доставляют дискомфорт. Если увидеть в правилах орфографии логику, то можно обрести в них опору для своей интуиции и развить языковые компетенции.

Почему дети в одной семье могут иметь разный уровень грамотности

В одной и той же семье дети как правило во многом отличаются друг от друга. Это объясняется разными сочетаниями «второстепенных» в плане влияния на тип личности генов, считает Наталия Фоминых.

По ее словам, грамотность человека во многом определяется объемом рабочей памяти мозга, а он зависит не только от наследственности, но и от других причин. Грамотность может зависеть даже от пола, пишет сайт Фонда «Русский мир»: женщины, по результатам некоторых исследований, грамотнее мужчин. Объясняется это все тем же объемом рабочей памяти мозга, насмотренностью и вниманием. Женщины лучше различают цвета, легче запоминают детали. Это происходит и с детьми: кто имеет большую насмотренность и больший объем рабочей памяти мозга, тот и будет грамотнее.

Может ли грамотность снижаться со временем

Врожденная грамотность со временем может как повыситься, так и снизиться, например при смене языковой среды. Не самым лучшим образом на грамотность влияют быстрое поверхностное чтение, чтение текстов с ошибками и опечатками, проверка написанного с помощью автокорректора. В то же время изменение норм и правил на уровень грамотности не влияет. Грамотность, как и любой навык, требует тренировки, уверены эксперты. Для этого необходимо:

  • читать медленно и вдумчиво;
  • развивать устную речь, читать вслух и устно отвечать на вопросы;
  • тренировать зрительную память, обращать внимание на трудные слова и запоминать их орфографический облик;
  • тренировать моторную память, записывать сложные и новые слова;
  • анализировать правила орфографии, чтобы находить в них логику;
  • выполнять упражнения в учебнике портала «Грамота» или на сайте «Тотального диктанта».

Как развить орфографическое чутье

Зачастую родители младших школьников сталкиваются с тем, что их ребенок прекрасно выполняет упражнения и пишет диктанты по русскому языку, но его спонтанная письменная речь — записки, письма, сочинения — пестрят ошибками. Дело в том, что работа на уроке и спонтанная письменная речь — это разные типы деятельности. Урок русского языка заставляет ребенка сконцентрироваться и контролировать грамотность своего письма, а упражнения и диктанты подбираются с учетом пройденных тем. Однако ребенок не может ждать, когда он вырастет и научится грамотно писать, поэтому пользуется навыком письма как получается, пояснила учитель-экспериментатор московской школы № 91, эксперт портала «1 сентября» Евгения Подшивалова.

Фото: Nunik5/Shutterstock/Fotodom
Фото: Nunik5/Shutterstock/Fotodom

Она отметила, что еще до прихода в школу читающие дети обычно придумывают свою теорию письма русского языка. В своих крайних формах она существует в двух вариантах:

  • Ребенок пишет так, как слышит.
  • Сравнивая устную речь с тем, как напечатаны слова в книгах, ребенок решает, что надо писать наоборот. Например, говорим [малако'], а пишем молоко.

Феномен «природной грамотности» известен многим. Это орфографическое чутье, спонтанно формирующееся в раннем возрасте. Утверждать, что читающие дети — грамотные дети, нельзя. Чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов, причем это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы. Человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и кинестетический (двигательный) информационные каналы. Один из них обычно является ведущим. Поэтому есть визуалы, аудиалы и кинестеты. В современном мире у большинства людей развит зрительный канал. Меньше всего людей с развитым кинестетическим каналом. Большая часть грамотно пишущих детей отличаются хорошо развитой зрительной памятью. Читая книги, они запоминают образы слов, а затем при письме опираются на них, считает учитель-экспериментатор.

Дети с ведущим слуховым каналом восприятия информации грамотно пишут, если они очень долго читали по слогам, вслух, так, как написано в книге — «мо-ло-ко», «пе-ре-нес-ли». Такое чтение сформировало у них слуховой образ слова.

«Кинестеты (воспринимающие мир через движения, ощущения) оказываются в самом худшем положении. Они могут тоннами читать книги и при этом писать совершенно безграмотно. Для таких детей не существует звуко-буквенная оболочка слова, они сразу проваливаются в значение. Они не видят страниц книг, они видят бушующие океаны и себя у штурвала корабля, они слышат крик «Земля!» — и их охватывает ничем не передаваемое чувство радости: сейчас перед их взором предстанет еще не открытая Америка. В такой момент для них не важно, какая буква в слове «земля»: «е» или «и», — пишет Евгения Подшивалова.

Фото: Yurich20/Shutterstock/Fotodom
Фото: Yurich20/Shutterstock/Fotodom

Для того чтобы развить грамотность, ребенку необходимо задействовать все три вида восприятия информации. «Когда мы орфографически воспроизводим текст по памяти и когда при письме орфографически диктуем себе, мы заставляем работать нашу слуховую память. Ставя в слове ударение и подчеркивая орфограммы, фиксируем свое внимание только на звуко-буквенной оболочке слова, отодвигая в сторону его значение. Так ребенок концентрирует свое внимание на местах, где он может совершить ошибки, взглядом и подкрепляет действием», — отмечает учитель.

После сверки печатного и письменного текста ребенок проводит зрительный контроль образа слова. Но важно уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки. Таким образом и разовьется орфографическое чутье.

Наиболее частые ошибки

По данным совместного исследования «Дзена» и «Грамоты», из 1200 респондентов в своей грамотности больше всего уверены те, кто работает в сфере IT, торговле, маркетинге и рекламе. А сомневаются в своих знаниях в основном те, кто трудится в сфере производства и продажи товаров повседневного использования.

Наиболее распространенный вид ошибок — использование лишних букв (например, «дермантин», «учавствовать»). Далее — неправильное согласование прилагательного с существительным (например, «новая тюль»).

Самые раздражающие ошибки — использование просторечных форм местоимений (например, «ихний» вместо «их») и неверных форм глаголов (например, «ложить» вместо «класть»).

Фото: Sv Svetlana/Shutterstock/Fotodom
Фото: Sv Svetlana/Shutterstock/Fotodom

Около 12% опрошенных не пользуются знаками препинания, а 27% при их расстановке опирается на интуицию. Поддерживать грамотность примерно 16% россиян помогает чтение художественной литературы. На уровень эрудиции 12% респондентов сильно влияют рабочая среда и общение с образованными людьми.

Для правильной расстановки знаков препинания 15% опрошенных используют автокорректоры, а около трети респондентов применяют правила русского языка.

Грамотную речь любит и ценит 51% опрошенных, а 30% утверждают, что ошибки собеседника не имеют для них значения.

Почему важно писать правильно

Развивать орфографическую грамотность помогает систематическая работа. В нее входят специальные упражнения на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, а также регулярная практика чтения и письма.

Когда в раннем детстве мы учимся читать, а затем писать, наш мозг начинает новую для себя работу: он запоминает, как выглядят слова, причем как фиксирует как графический облик слова, так и создает образ, который стоит за ним для него лично, — какую-то картинку, ассоциативную связь. Это помогает не просто понимать текст, а развивать когнитивные функции, задействовать разные области мозга. «Так улучшается его работа, развивается наша память. Когда же мы начинаем обращать внимание на орфографию и правописание слова, мы начинаем тренировать свое внимание и концентрацию. Мы лучше запоминаем информацию, можем делать выводы. Мы ассоциируем определенные буквы и звуки с конкретными значениями и развиваем нейронные связи», — говорит Наталия Фоминых.

«Орфография помогает наладить в жизни хорошую коммуникацию. Если мы говорим правильно и красиво, это привлекает слушателя. Если мы пишем правильно, то наше сообщение абсолютно ясно, понятно для другого человека. Если мы правильно расставляем знаки препинания, то человек, который читает наше сообщение, как будто слышит, нас: на чем мы хотели сделать акцент, где хотели остановиться, сделать паузу. Поэтому это очень важно не только в учебе, но и дальше. Это будет очень важно в профессиональной жизни, потому что в любой профессии сегодня ясность и четкость имеют первостепенное значение».

Наталия Фоминых

профессор РЭУ имени Г. В. Плеханова

Если орфографическая зоркость у вас еще не развита, не нужно паниковать. Продолжайте работать, но ни в коем случае не пытайтесь довести это стремление до перфекционизма: в этом случае функциональная грамотность будет только препятствовать коммуникации.

«Важно, чтобы ребенок с детства имел возможность слышать правильную речь вокруг. Взрослые должны четко выражать свои мысли, расставлять паузы в своих высказываниях, не сокращать слова, правильно ставить ударения. Ребенку с самого детства необходимо посещать концерты, мастер-классы актерского мастерства и сценической речи, театры», — рекомендует Наталия Фоминых.

Фото: Андрей Ткачёв/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачёв/АНО «Ямал-Медиа»

К сожалению, никто не застрахован от досадных ошибок. Знание правил может предательски подвести в самый неожиданный момент, оставив горечь разочарования в собственной грамматической неуязвимости.

«Самое главное для приобретения грамотности — это механизм психологической мотивации. Необходимо сформировать познавательный интерес к изучению языка, использовать занимательные материалы. Решение ребусов очень способствует формированию функциональной грамотности. Для того, чтобы правильно разгадать ребус, необходимо знание орфографии. Детям потребуется поддержка педагога. И вот тогда произойдет автоматизация навыка, человек будет писать грамотно, а все обыватели вокруг будут говорить, что он грамотен от рождения», — резюмировала профессор.

Ранее мы писали о том, что изменится в школьном образовании в следующем году.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...