http://Top.Mail.Ru
День памяти Андрея Рублева 17 июля: биография, иконы, канонизация | Ямал-Медиа
16 июля 2024, 17:08 (обновлено: 17 июля 2024, 06:41)

Преподобный Андрей Рублев и его иконопись: разрыв византийских шаблонов

17 июля православная церковь отмечает день памяти иконописца Андрея Рублева

Главная заслуга автора «Троицы» — создание уникального стиля иконописи. Искусствоведы не устают отмечать удивительную гармоничность его картин и одухотворенность образов. Его работы стали образцом для православных иконописцев, а сам он был причислен к лику святых. 17 июля во всем мире отмечают день памяти Андрея Рублева.

Биография Андрея Рублева

Андрей Рублев был не только иконописцем, но и богословом, принял монашеский постриг. Уже при Иване III Великом его поминали как святого преподобного, но официально канонизировали только в 1988 году. И это то немногое, что о нем доподлинно известно.

Мастер Феодосий. Житийная икона преподобного Сергия Радонежского. Ок. 1510 г. Источник: lavra.ru
Мастер Феодосий. Житийная икона преподобного Сергия Радонежского. Ок. 1510 г. Источник: lavra.ru

О том, как проходила жизнь Рублева, можно лишь догадываться. Под вопросом даже место рождения легендарного иконописца. Предполагают, что он появился на свет или в Московском княжестве, или в Великом Новгороде, вероятно, в 1360 году. Впрочем, это могло случиться и в конце 1340-х, но не позднее 1370-го.

Остается загадкой и настоящее имя Рублева: то, что ему дали при крещении, Андрей — это его монашеское имя. Правда, в то время было принято нарекать принявшего постриг человека именем, начинающимся на ту же букву, что и мирское. Значит, можно предположить, что прежнее имя Рублева тоже начиналось на «А».

О семье иконописца можно судить по его фамилии. «Рубель» — это приспособление для накатки кож. Вероятно, отец живописца был ремесленником. Судя по историческим событиям, детство гения было непростым. В середине XIV века на Руси то и дело вспыхивали междоусобицы, буйствовала чума. А после — лютые зимы, засушливое лето, пожары, голод и снова междоусобицы.

Первое летописное упоминание о Рублеве как иконописце относится к 1405 году. Считается, что незадолго до этого он принял постриг. Интересно, что полностью указаны имя и то, что мы сейчас назвали бы фамилией. Это значит, что к тому моменту он уже был известен как художник.

Сведений о том, где Андрей Рублев обучался живописи, не сохранилось. Но специалисты обратили внимание, что на фресках в Успенском соборе во Владимире художник в подробностях изобразил византийский корабль. Это косвенное свидетельство того, что Рублев сам видел такие суда, причем не единожды, поскольку точно запомнил все детали. Поэтому ученые допускают, что иконописец постигал живописное искусство в Византии. Современные исследователи также сравнивают его с Джотто ди Бондоне, флорентийским живописцем, одним из первых отошедшим от византийских канонов, но на век раньше Рублева.

Рентгеновский снимок фрески Андреея Рублева в владимирском Успенском соборе. Источник: wikimedia.org
Рентгеновский снимок фрески Андреея Рублева в владимирском Успенском соборе. Источник: wikimedia.org

Долгое время художник жил и творил в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь же он стал последователем исихазма — мистического мировоззрения, связанного в том числе с обетом молчания. Его наставниками стали ученики Сергия Радонежского. Созерцательность и умиротворенность нашли отражение в его работах.

Андрей Рублев умер в 1428 или 1430 году, во время одного из моровых поветрий в Москве. В то время мастер жил в Андрониковом монастыре, куда переехал для создания фресок в Спасском соборе.

Творчество Рублева

«Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте», — академик Дмитрий Лихачев.

Стиль художника

Андрей Рублев воплощал в своих работах нравственную силу и духовную красоту человека. Но свой уникальный стиль он выработал не сразу. Первые иконы созданы в рамках принятых тогда византийских канонов: лики святых строгие, с высоким лбом, большими глазами, тонкими губами — и такая же строгая композиция.

Позднее Рублев стал переносить на иконы собственное мироощущение. В его работах появились светлые оттенки: золотистый, розовый, светло-голубой. В изображенных ангелах и святых начали угадываться славянские черты: светлые волосы, серые глаза, мягкие контуры. Выражение лиц стало более радостным. Изменилась и композиция.

Андрей Рублев. Благовещение Пресвятой Богородицы. Ок. 1408 г. Источник: my.tretyakov.ru
Андрей Рублев. Благовещение Пресвятой Богородицы. Ок. 1408 г. Источник: my.tretyakov.ru

«Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Самые известные работы

«Троицкая летопись» повествует, что в 1405 году чернец (монах) Андрей Рублев расписывал вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем стены Благовещенского собора в Москве.

«А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — автор летописи указывает имя Рублева последним из троих мастеров, а значит, он был младшим. Не исключено также, что в свое время он учился у Феофана Грека, еще одного знаменитого русского иконописца.

Спустя три года после украшения Благовещенского собора художник приступил к росписи Успенского собора во Владимире. На этот раз он работал вместе с иконописцем и монахом Даниилом Черным и другими мастерами. Необычно для тех времен изображена на фресках сцена Страшного суда. Рублев не стал изображать муки и страдания падших, композиционно не противопоставил праведников и грешников. Сюжет не внушает ужаса — наоборот, показывает радость встречи с Иисусом Христом.

Апостолы. Фрагмент фрески Андрея Рублева «Страшный суд» во владимирском Успенском соборе. Фото: Mostwanted12wikimedia.org/
Апостолы. Фрагмент фрески Андрея Рублева «Страшный суд» во владимирском Успенском соборе. Фото: Mostwanted12wikimedia.org/

В середине 1420-х Андрей Рублев с другими художниками расписал Троицкий собор в Сергиевом Посаде (ныне Московской области). Есть версия, что знаменитая «Троица» сразу создавалась как часть иконостаса этого храма.

Предположительно, Рублев также создал иконы «Владимирская Богоматерь» во Владимирском Успенском соборе и некоторые из миниатюр «Евангелия Хитрово», ныне хранящегося в Российской государственной библиотеке.

История иконы «Троица»

Самым известным творением Андрея Рублева стала икона «Троица». Художник создал ее по заказу игумена Никона, ученика и преемника Сергия Радонежского.

Мастер представил ветхозаветный сюжет об Аврааме. Однажды к нему в дом пришли три странника, которые на самом деле были ангелами. Хозяин и его жена Сарра почтительно встретили путников и усадили их за стол. Небесные гости в свою очередь поведали пожилым супругам, у которых не было детей, о скором рождении сына.

Авраама и ангелов неоднократно изображали иконописцы и до Рублева. Однако русский художник представил композицию по-своему. Он отказался от изображения многих бытовых деталей, например трапезы или омовения ног гостям. Мастер сосредоточился на беседующих ангелах. Они воспринимаются зрителем как единое целое, воплощая триединство Бога.

Центральный ангел, сидящий за столом, ассоциируется с Богом Отцом. Он одет в пурпурную одежду, символизирующую царственность и божественную природу. Левый ангел, представляющий Иисуса Христа, также одет в пурпур, но под синим плащом, что означает и его божественность, и человечность. Правый ангел — Святой Дух. Он одет в зеленое — цвет жизни и возрождения.

Форма, наиболее наглядно выражающая идею единосущия трех ипостасей Святой Троицы в иконе Андрея Рублева, — это круг, положенный в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг, а сами его образуют, так что взгляд зрителя не задерживается на одной из фигур, а пребывает внутри пространства, которое они очерчивают.

Андрей Рублев. Святая Троица. 1422—1427 гг. Источник: wikipedia.org
Андрей Рублев. Святая Троица. 1422—1427 гг. Источник: wikipedia.org

Смысловой центр композиции — чаша с головой тельца, символизирующая крестную жертву и напоминающая об Евхаристии. Фигуры левого и правого ангелов также формируют силуэт, напоминающий чашу. Вокруг чаши на столе разворачивается безмолвный диалог жестов.

Фон иконы, включающий дом, дерево и гору, также имеет символическое значение: дом — Церковь, дерево — Древо Жизни, гора — духовное восхождение.

До 1917 года икона находилась в Троице-Сергиевой лавре. Затем ее отреставрировали и перенесли в Сергиево-Посадский музей, а спустя еще десять лет — в Третьяковскую галерею.

В 2022 году «Троицу» вновь разместили в Троице-Сергиевой лавре, несмотря на протест реставраторов. Специалисты предупредили, что климатические условия в соборе негативно отразятся на состоянии иконы. Святыню вскоре отправили обратно в музей, однако ненадолго.

В мае 2023 года решением президента Владимира Путина творение Рублева вернули Русской православной церкви. Сегодня «Троица», помещенная в специальный киот, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры — там, где она располагалась ранее на протяжении веков.

Канонизация Андрея Рублева

Великий русский иконописец канонизирован 17 июля 1988 года в лике преподобных святых. Решение было принято Поместным собором Русской православной церкви. Эта дата стала днем памяти художника.

Андрей Рублев и игумен Ефрем на строительстве нового Спасского собора. Миниатюра ил Лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского. Ок. 1592 г. Источник: wikimedia.org
Андрей Рублев и игумен Ефрем на строительстве нового Спасского собора. Миниатюра ил Лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского. Ок. 1592 г. Источник: wikimedia.org

В православии преподобными святыми становятся монахи. Их почитают за подвижническую жизнь и стремление быть подобными Христу.

Ранее геолог и искусствовед назвала местность Италии, ставшую фоном «Моны Лизы».

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...