http://Top.Mail.Ru
Одинокие и больные: чем аукнется зависимость школьников от гаджетов | Ямал-Медиа
18 декабря 2023, 10:05 (обновлено: 18 декабря 2023, 12:04)

Одинокие и больные: чем аукнется зависимость школьников от гаджетов

Психолог Наумова: гаджеты лишают детей не только здоровья, но и друзей

В Роспотребнадзоре считают, что школьникам следует поменьше сидеть в гаджетах. Ведомство подготовило рекомендации по использованию смартфонов в жизни детей. Чем чревата зависимость от гаджетов для подростков и запретят ли устройства в школах — разбирался «Ямал-Медиа».

Роспотребнадзор разработал рекомендации для школ по применению образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий. В ведомстве сочли, что гаджеты и аналогичные им приборы нужно использовать в меру и чередовать с отдыхом и физической активностью.

По мнению ведомства, занятия на интерактивных досках для учеников с первого по третий класс не должны превышать 20 минут, а для остальных — полчаса. Показ фильмов на экране стоит ограничить до 10 минут для младшеклассников, а для учащихся пятых—девятых классов — до 15 минут.

Фото: Dejan Dundjerski/Shutterstock/Fotodom
Фото: Dejan Dundjerski/Shutterstock/Fotodom

Роспотребнадзор дал рекомендации и для родителей. Среди них:

  • ограничить гаджеты за час до сна ребенка;
  • не располагать смартфоны рядом с кроватью ребенка;
  • не принимать пищу перед экраном;
  • развить у ребенка интерес к другим видам деятельности, чтобы оставалось как можно меньше времени на гаджеты;
  • не делать использование смартфонов поощрением.

Как гаджеты влияют на школьников

Многие родители недооценивают опасность гаджетов для детей и подростков, поэтому часто разрешают проводить в них все свободное время. Такой досуг значительно снижает когнитивные способности, отметила в беседе с «Ямал-Медиа» детский психолог, семейный психотерапевт Наталья Наумова. Ребенок начинает больше отвлекаться, нарушается концентрация внимания, ухудшается память.

Зависание в смартфонах бьет по осанке и двигательной активности. Это важно, поскольку, подчеркнула психолог, дети развиваются умственно именно когда двигаются.

«Если ребенок за гаджетами смотрит, например, маленькие короткие ролики, то у него постоянно выделяется дофамин. <...> В итоге им (детям — прим. ред.) неинтересно ставить перед собой сложную цель и идти к ней. Учебные цели становятся неинтересными, потому что дофамин можно получить намного более легким и простым способом», — добавил Наумова.

Фото: Stock Rocket/Shutterstock/Fotodom
Фото: Stock Rocket/Shutterstock/Fotodom

По ее словам, из-за того что гаджеты являются легким источником гормона удовольствия, мотивация трудиться и получать реальные достижения в учебе и хобби притупляется.

Ребенку становится сложнее излагать свои мысли, он теряет интерес к другим вещам. Более того, у подростка не развивается навык поиска и обработки информации, например, из книг или из бесед с другими людьми. В результате наступает деградация, подчеркнула специалист.

По ее мнению, необходимо как можно дольше оттягивать момент знакомства детей с гаджетами. Дошкольнику рекомендуется проводить в смартфоне не более получаса в день, первоклассникам — одного часа, включая учебные задачи. Подросткам разрешается использовать смартфоны до трех часов в день, считает психолог.

Не только деградация

Зависимость от гаджетов не только лишает подростков здоровья, но и друзей. Наумова рассказала, что детям, имеющим проблемы с выстраиванием контактов с другими людьми, нужно как можно больше времени проводить в кругу сверстников, а не в телефоне. Важно, чтобы им стало интересно и весело общаться с живым окружением, а не виртуальным. Если вовремя не помочь ребенку обрести друзей, ему будет или сложнее учиться социальным навыкам или он их просто не получит.

Фото: Aleksandra Suzi/Shutterstock/Fotodom
Фото: Aleksandra Suzi/Shutterstock/Fotodom

Запретить гаджеты в школах

О запрете использования телефонов в школах говорят уже давно. Сейчас этот вопрос планируют решить на уровне федерального закона, рассказал «Российской газете» координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев. По его словам, документ уже прошел Госдуму и Совфед.

«Нужно отметить, что законопроект учитывает основное возражение противников нормы — заснять на камеру смартфона, скажем, конфликт между учителем и учениками законопроект не запрещает, и такая съемка остается допустимым доказательством», — добавляет эксперт.

Наумова поддержала ограничение и отметила, что особенно важно лишить смартфонов во время уроков подростков 12–15 лет. Именно в этом возрасте, пояснила она, для детей учитель перестает быть авторитетом. Тем не менее телефоны должны быть в доступе у школьников, например, чтобы они могли в любой момент связаться с родителями, уверена психолог.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...