«Сами виноваты»: зачем поставщики продуктов предложили увеличить сроки годности товаров
Эксперт рынка ритейла Илюха: изменения сроков годности товаров не решат проблему производителей
Зачем менять сроки годности продуктов
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» попросила Минпромторг пересмотреть сроки годности продуктов, сообщил «Коммерсант».
Сейчас большинство крупных торговых сетей не принимает продукцию с остаточным сроком годности — период до момента, когда продукт следует утилизировать — 45-50%, требуя, чтобы он составлял не менее 60–65%. Из-за этого производителям зачастую приходится утилизировать продукцию, до конца срока годности которой осталось еще более года.
По словам производителей, если товар хранится 730 дней, уже после 440 дней с момента изготовления ритейлеры отказываются брать его в оборот.
Поэтому в ассоциации предложили установить минимальный порог остаточного срока годности в 45%, а для продуктов годностью до 12 месяцев — в 50%. Специалисты ассоциации уверяют, что такие перестановки не отразятся на качестве и продукты будут также безопасны.
Ритейлеры виноваты
Производители порой сами виноваты в том, что им приходится утилизировать еще пригодный для потребления товар. Таким мнением с «Ямал-Медиа» поделился член правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Илюха.
«Товар с маленьким остаточным сроком годности — это недосмотр производителя. Он [товар] долго лежал у него [производителя] на складе, и его почему-то не опускали реализацию. Если производитель это допустил, то он должен давать скидку на этот товар», — пояснил он.
По словам специалиста, производители могут поставлять продукты с низким остаточным сроком годности туда, где нет жестких требований, как у ритейлеров. Например, на розничные рынки.
Однако у некоторых товаров к моменту попадания в сеть остаточный срок годности уменьшатся не по вине производителей и поставщиков. Это продукты, которые везут из-за границы. Сейчас есть проблемы с логистикой и вопрос с такими товарами необходимо решать индивидуально, считает Сергей Илюха.
Независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов в разговоре с телеканалом «360» отметил, что поставщикам необходимо перестраивать логистику в соответствии с изменением продаж их продуктов.
«У сроков хранения нет никаких излишних требований. Это достаточно сухой документ, там есть нормы, которые опираются на биологический состав товаров. Также и закон о защите прав потребителей диктует введение ограничений времени употребления продуктов. Стоит ли пытаться сохранить бизнес и ставить под угрозу здоровье потребителя?» — заявил Анфиногенов.
Он добавил, что в законодательстве страны есть нормативы пищевой отрасли по каждому продукту питания и за их рамки выходить нельзя, как бы бизнесу не хотелось терять деньги.
«Это не выгодное предложение, это просто предложение: «давайте то, что у нас завалялось, мы вам привезем».Товары утилизируются, потому что их долго хранили на складе и неправильно продавали. Это просто неправильная работа с товарными запасами», — добавил Сергей Илюха.
Есть решение
Чтобы производителям не пришлось утилизировать годные товары им необходимо снизить производство таких продуктов, пояснил Илюха.
Аналогичное мнение высказал и Анфиногенов. Он считает, что производителям нужно проанализировать сегодняшние продажи: посмотреть, что покупают чаще, а какие продукты берут реже. Тогда компании смогут сосредоточиться на востребованных сегментах и в несколько раз сократить утилизацию товаров, которые не подходят под рамки срока годности ритейлеров.
Рынок должен быть гибким и уметь реагировать на изменения, подстраиваться под них. Неужели, если во время спортивного матча какая-нибудь команда будет проигрывать, из-за нее нужно менять правила футбола?
Александр Анфиногенов
независимый эксперт FMCG-рынка
Также производителям пора провести ревизию на складах и улучшить работу, чтобы товары не залеживались и пускались в оборот без ограничений, подчеркнул Сергей Илюха.
«Я считаю, что это прямой интерес и ответственность производителя — не мариновать товары на складе, а своевременно доставлять их в торговую сеть», — резюмировал он.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».