Северный широтный ход на Восток. Почему его строительство нужно не только ЯНАО, но и всей России
Ранее глава государства отмечал, что запуск этого пути позволит разгрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль и Байкальско-Амурскую магистраль (БАМ) «с учетом переориентации на восток наших основных экспортных ресурсов».
Строительство СШХ позволит приблизиться к решению нескольких задач. Повысится уровень связанности территории России путем расширения и модернизации транспортной инфраструктуры и обеспечения круглогодичного транспортного сообщения малонаселенных территорий Арктической зоны с другими российскими регионами.
Что такое Северный широтный ход
Проект, как рассказала в разговоре с «Ямал-Медиа» директор Института пути, строительства и сооружений, доктор, профессор Таисия Шепитько, возник еще в СССР, потом к нему возвращались в 2000-х годах. В 2016 году для его реализации была создана концессионная компания ООО «СШХ», но в силу разных причин строительство откладывалось. К 2020 году его планировали достроить, но строительство так и не было начато, добавила она.
Планируется, что СШХ сможет пропускать 23,9 миллиона тонн грузов в год. Для этого необходимо обеспечить смычку между Северной и Свердловской железными дорогами — от Лабытнанги с мостом через Обь в районе Салехарда через Надым и до Коротчаево — длиной в 700 километров, как пишет газета «Коммерсант». За счет этого будет обеспечена связь транспортной системы страны через порт Сабетта с Северным морским путем, сократится протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до Балтики, портов Баренцева и Карского морей, указал Neftegaz.ru. Общая стоимость проекта составит 292,3 миллиарда рублей.
Важность CШХ для ЯНАО и России
Правительство ЯНАО станет инвестором строительства автомобильной части моста через Обь в районе Салехарда, пишет «Красный Север». Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов подчеркнул, что проект СШХ имеет ключевое значение для Арктики. Он свяжет западную и восточную части округа, разгрузит Транссиб и БАМ.
Как рассказала «Ямал-Медиа» Таисия Шепитько, строительство СШХ позволит жителям региона иметь всесезонный, надежный вид транспорта — железную дорогу.
«Территория России охватывает семь часовых поясов, и ее государственная целостность тесно связана с необходимостью развития транспортной инфраструктуры. Строительство СШХ важно для страны в целом, поскольку позволит соединить Северную и Свердловскую железные дороги и использовать транзитный потенциал страны, в том числе и во вновь складывающихся условиях».
Таисия Шепитько
Директор Института пути, строительства и сооружений
Задача по разгрузке напряженных по объемам перевозок Транссиба и БАМа является важной, и часть ее решения — строительство СШХ.
Транспортная доступность ЯНАО сейчас и в будущем
Будут возить и потребительские продукты, и товары первой необходимости, уменьшать объемы северного завоза. Известно, что самым коротким и дешевым путем сообщения является Северный морской путь, который связывает Тихоокеанский и Североатлантический бассейны. Но, к сожалению, Северный морской путь имеет существенный недостаток — замерзающие в зимнее время порты.
Поэтому для обеспечения всесезонного транспортного сообщения транспортная инфраструктура в Арктической зоне должна иметь в дополнение к Северному морскому пути тяготеющий к нему железнодорожный Северный широтный ход по маршруту Салехард — Надым — Коротчаево, с развитием в перспективе до Игарки — Норильска — Дудинки, меридиональные железнодорожные, автодорожные и речные маршруты.
В комплексе они позволят сформировать национальную высокоширотную транспортную систему России в Арктике
Сколько стоит построить Северный широтный ход и откуда возьмут финансирование
В современных условиях СШХ является полностью российским проектом. Предполагаемые инвесторы — ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», власти ЯНАО. Стоимость проекта предварительно оценивается в сумму около 300 миллиардов рублей. Прогнозируемый объем перевозок по СШХ — около 24 млн тонн грузов в год, в основном — транспортировка газового конденсата. Летом 2021 года ЯНАО направил заявку на инфраструктурный кредит в 50 миллиардов рублей на реализацию проекта, в декабре 2021 года заявка была одобрена.
Проект зародился еще в СССР. Ученые РУТ (МИИТ) в течение нескольких десятилетий активно и результативно участвуют в решении проблем, связанных с развитием транспортной инфраструктуры в районах распространения многолетнемерзлых грунтов, на этапах проектирования, строительства, текущего содержания, мониторинга транспортных объектов в Арктической зоне РФ.
На одном из этапов работы над проектом «Северный широтный ход» в 2014 году ученых РУТ (МИИТ) привлекли для оказания услуг технического консультанта по проекту СШХ «Обская-2 — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево». В рамках консультирования они проанализировали существующую техническую документацию по проекту, подтверждение его технологической реализуемости, капитальные и операционные затраты, экологическую безопасность.
Когда начнут строить Северный широтный ход
В июне 2024 года на Петербургском международном экономическом форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что строительство мегапроекта могут начать после снижения ключевой ставки ЦБ. Часть денег для реализации придется взять из Фонда национального благосостояния, а высокий процент, по словам министра, делает его менее конкурентоспособным.
«Когда процентная ставка опустится, тогда, думаю, наступит момент эпохальных проектов: и моста на Сахалин, и СШХ»
Алексей Чекунков
глава Минвостокразвития
Самые актуальные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».