Три эпохи, одна история: фильм «Батя 2: Дед» расскажет о семейных тайнах
Из ситкома в киноэпопею
Если первый «Батя» родился как ситком о воспитании 90-х, то сиквел замахивается сразу на три временных пласта — послевоенные 40-е, уже знакомые зрителю 90-е и современность. Режиссер Илья Учитель, сменивший на посту Дмитрия Ефимовича, превратил скетч-шоу в многослойное повествование об отношениях трех поколений мужчин одной семьи.
Сюжет петляет между временами: в настоящем взрослый Макс (Стас Старовойтов) переживает развод с женой Ириной (Надежда Михалкова). Параллельно он вспоминает и о своем бате (Владимир Вдовиченков), и о том, как в детстве его отправили на лето к деду-фронтовику, чтобы уберечь от родительских ссор. В деревне маленький Макс (Андрей Андреев) находит первую любовь и получает уроки жизни от сурового, но любящего деда (Евгений Цыганов). В более глубоком прошлом — история молодого деда, который после войны пересек всю страну в поисках медсестры, однажды спасшей ему жизнь.
Цыганов в гриме
Главная визуальная «фишка» фильма — преображение Евгения Цыганова. Актеру ежедневно приходилось проводить по два часа в кресле гримера, чтобы превратиться в колоритного деда. Результат впечатляет — даже мать Цыганова, увидев первые фотографии со съемок, расплакалась от сходства с отцом актера, рассказал режиссер фильма в интервью изданию Voice.
«Мне ранее не доводилось так долго носить пластический грим, сниматься было жарко и интересно. Этот фильм — что‑то ностальгическое, про любовь, когда у вас что‑то такое рождается, возникают мурашки от голоса человека», — признался Цыганов, для которого роль стала необычной еще и потому, что актер впервые отошел от своего привычного амплуа «уставшего от жизни» персонажа.
Отдельного внимания заслуживает визуальное решение для трех временных пластов. Воспоминания о молодости деда стилизованы под советскую кинохронику, к тому же черно-белая съемка в формате 4:3 отсылает к классике вроде «Летят журавли». Детство Макса утопает в теплых, насыщенных красках, а современность показана в блеклых, почти выцветших тонах, — в своем роде метафора потери свежести и яркости в жизни взрослого героя.
От скетчей к семейной саге
«Это кино про любовь, про то, как мужчины в одной семье друг в друге это чувство воспитывают», — объясняет режиссер Илья Учитель. Действительно, под слоем ситуационных шуток фильм скрывает размышления о более глубоких вещах — передаче ценностей через поколения, о том, как опыт предков влияет на наши решения.
История деда трогает своей искренностью. Его рассказ о трудовом лагере, который он представляет внуку как место, где мастерил игрушки для Деда Мороза, показывает, как старшее поколение всегда оберегало детей от жестокой правды. А путешествие деда по стране в поисках любимой становится метафорой верности и постоянства — качеств, которых, кажется, так не хватает его внуку в современных отношениях.
Детство Макса в деревне показано с ностальгической теплотой. Это и маленький сельский кинотеатр с наивными фильмами ужасов, и программа «Криминальная Россия», и сникерс, разделенный дедушкой пополам со словами: «Завтра доешь». Все эти моменты вызывают улыбку узнавания у зрителей, выросших в 90-е.
«Народное кино» с претензией на «Оскар»
«Если бы меня спросили, какую картину стоило бы выдвинуть на «Оскар», то это абсолютно точно единственный фильм, который достоин этого», — заявила Тина Канделаки на телепрезентации картины «Батя 2: Дед». Смелое высказывание для фильма, который при всех своих достоинствах остается в первую очередь народной комедией.
Критики признают, что продолжение получилось более многослойным, чем первая часть, но по-прежнему остается сборником гэгов, объединенных общей идеей. «В фильме есть лишние шутки и лишние сцены, но всё это искупается актёрской игрой, человечным посылом и трогательным финальным кадром. Но, надеюсь, на волне успеха они не догадаются выпустить «Батя 3. Дядя», — отметил рецензент «Комсомольской правды».
Есть ли слабые места у «Бати 2»
Главная проблема сиквела — та же, что и у первого фильма. События настоящего выглядят блеклыми на фоне красочных воспоминаний. Современная линия с разводом Макса и его попытками найти сбежавшего сына выглядит надуманной и менее интересной, чем истории из прошлого.
Попытка свести сюжетные линии в единую точку через сцену с медведем, напавшим на пару, выглядит натянутой. Параллель с козлом, от которого в детстве Макс не смог защитить свою первую любовь, работает на уровне метафоры, но в реальности вряд ли стала бы поводом для примирения супругов с многолетними проблемами, считает кинокритик «2×2» Арина Пырина.
Некоторые шутки также кажутся поверхностными и примитивными, словно они застряли во временах, когда подобный юмор казался свежим. А черно-белые флешбэки, при всей их визуальной эффектности, иногда выглядят чрезмерно драматизированными и начинают напоминать шаблонные военные рассказы, считает обозреватель Артем Баусов.
Стоит ли идти в кино на «Батю 2»
«Батя 2: Дед» — это легкая комедия с элементами драмы, которая не стремится к глубоким философским размышлениям, но затрагивает важные темы семейных ценностей и преемственности поколений.
Если понравилась первая часть — сиквел точно не разочарует. Он сохраняет атмосферу оригинала, но добавляет новый поколенческий слой.
Музыкальное сопровождение фильма — отдельный повод для удовольствия. «Возле дома твоего» группы «Сектор Газа», «Землянка» Леонида Утесова, «Город влюбленных людей» Анны Герман создают подходящую эмоциональную атмосферу для каждой эпохи, а закадровый голос Никиты Михалкова добавляет картине солидности.
«Батя 2: Дед» вышел в прокат 3 апреля, за месяц до празднования 80-летия Победы, что, по словам создателей, совпадение, но очень удачное. Возможно, именно в этот период зрители будут особенно чутки к историям о неразрывной связи разных поколений россиян.
Ранее мы рассказали, стоит ли смотреть новый фильм «Белоснежка».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».