Вторая жизнь угля: в России предложили строить дороги и дома из бесплатного сырья
Власти России рассмотрят возможность строительства дорог и домов из золошлаков
Инициативу об использовании золошлаков в строительстве выдвинула комиссия по энергетике Госсовета. Предложение нашло поддержку в Минэнерго. Ведомство отметило, что такое сырье поможет сократить издержки экономки на 113 миллиардов рублей к 2035 году. Представители Минстроя добавили, что применение угольных отходов позволит снизить стоимость бетона на 20%. При этом, для перехода на золошлаки производителям материалов и представителям сферы энергетики потребуются дополнительные мощности, сообщило издание «Известия».
Что такое золошлаки
Золошлаковые отходы образуются в результате сжигания угля в котлах теплоэлектростанций. Из этого сырья производят бетон и разные смеси для строительства. Его главное преимущество заключается в экономичном производстве, так как это побочный продукт.
Вопрос о приоритетном использовании этого материала будут обсуждать и прорабатывать со всеми представителями профильной сферы. Участие в решении примут и заинтересованные органы исполнительной власти, отметили в Минприроды.
Опыт применения угольных отходов
Угольные отходы использовали в Советском Союзе при гидротехническом строительстве. Чаще всего золошлаками заменяли 10-20% цемента в бетонной смеси для наружных зон и 25-30% — для внутренних.
Опыт применения в СССР был, но практика не получила активного распространения, рассказал в интервью «Ямал-Медиа» зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
«Были такие шлакоблоки. Это смесь цемента со шлаком. Из нее делается подобие кирпичей. <…> Они по-разному использовались: где-то в качестве строительного материала, но активно не применялись», — отметил он.
В Минприроды обратили внимание, что современная Россия тоже имеет опыт использования золошлаков. Эти материалы применялись во время строительства двух развязок Московской кольцевой автодороги. Также сырье использовали при сооружении магистрали Р-254 «Иртыш» под Новосибирском и дороги «Северный обход Омска».
Экономика и экология
Речь здесь идет о безотходном производстве сырья для строительства. Это экономика замкнутого цикла, заявил Дмитрий Гусев. Раньше обработка угля рассматривалась только в качестве процесса добычи необходимого вещества. При этом, все отходы складировались. У страны есть технологии для того, чтобы использовать золошлаки в строительстве дорожных магистралей и домов, отметил собеседник «Ямал-Медиа».
«Данная мера будет, во-первых, стимулировать снижение нагрузки на окружающую среду, а во-вторых, <…> фактически возможно снижение стоимости как зданий и сооружений, так и дорог».
Дмитрий Гусев
зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер»
Для широкого применения меры важно добиться не только безопасности с технической и экологической точек зрения. Необходимо обеспечить экономическую эффективность технологии. Прийти к этому получится, только если государство и бизнес приложат совместные усилия, заявил замглавы Минстроя Сергей Музыченко. Финальную версию протокола, где будет отражена технико-экономическая целесообразность применения золошлаков, подготовят до конца сентября. Сразу после этого ее передадут на рассмотрение правительства.
Необходимо выяснить, какие вещества содержатся в угольных отходах. Это важно сделать, чтобы понимать, отразится ли их использование на здоровье людей. С точки зрения экономики, приоритетное применение золошлаков было бы выгодно. Ведь речь идет о бесплатном сырье, заключил Гусев.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».