Техника для Арктики. Ямал становится испытательным полигоном
Арктическую территорию России в ближайшее время ждут масштабные работы: разведка и освоение нефтегазоносных месторождений, развитие промышленности, модернизация Северного морского пути, а также укрепление обороноспособности. Такое развитие Арктики привело к росту спроса на технику, учитывающую климатические особенности территории. Большую роль в этом играет и укрепление наших военных баз в Арктике. Причем многие технические разработки для армии, активно внедряются и на утилитарной технике. Мода на арктическую технику захлестнула и Ямал. В ближайшем времени округ может стать одним из полигонов для испытания техники 21-го века. Наш корреспондент Денис Новиков попробовал разобраться, на чём будем передвигаться по Арктике.
Попытка покорить непроходимые снега и болота тундры продолжается с начала 20 века.
Аэросани, гусеничная техника, шины низкого давления, необычные конструкторские решения.
Игорь Трянин повидал много концептов, когда работал на Севере в 80-е годы прошлого века.)))
Игорь Трянин – водитель: «Как раз стали выпускать «Уралы» на гусеничном ходу, «Кировец - Тюмень» и импортная техника была - «Формост». Машины хорошие, проходимые, надежные. Конечно же, было труднее без этой техники, но все равно, как-нибудь справлялись. Всё зависит от людей».
Как и в прошлом, сегодня большой госзаказ связан с военной техникой. Укрепление северных рубежей России дало толчок отечественному вездеходостроению. На вооружение принимаются новые образцы, предназначенные для службы в суровых условиях Арктики. Зачастую армейские прототипы находят применение и на гражданке.
На рынке вездеходной техники увереннее всего чувствуют себя снегоходы. Импортные образцы постепенно вытеснили отечественные, но легендарный «Буран» оставил о себе добрую память, закрепив за собой имя неприхотливого, недорогого и долгожителя, покорителя снежных просторов тундры. У оленеводов Севера есть поговорка: «Буран чай любит». При низких температурах достаточно было полить кипятком из чайника карбюратор двигателя, и «Буран» заводился в любой мороз. Да и ремонтировался он «на коленке».
Михаил Чупров - житель с. Восяхово: «Наш «Буран», в принципе, на ходу можно делать. Приходилось и в -35 градусов поршневую менять в лесу. И не только мне, сплошь и рядом. Но почему-то переходят на импортную технику».
Рынок современных снегоболотоходов пестрит предложениями. Как выбрать именно тот, который будет надежно служить человеку в Арктике, перевозить грузы, легко ремонтироваться и стоить недорого? А существует ли формула идеального вездехода? Хотя бы, теоретически?
Александр Шаруха - заместитель директора Института транспорта ТИУ, кандидат технических наук, доцент: «Если совсем углубиться в фантастику, это у нас уже антигравитационные двигатели. Перемещение, не касаясь земли. Но пока технологии так далеко не шагнули. Тем более техника, которая используется в арктических условиях, должна обладать большим запасом прочности. Поэтому, в первую очередь, это, прежде всего, металлоёмкая техника».
Ямалу сегодня необходима именно такая машина, наиболее приближенная к техническим характеристикам идеального вездехода. Вывод один: надо брать и испытывать на месте. Вопрос - где брать? Предложений много. У белорусских машиностроителей есть серьезные наработки в этом направлении.
Алексей Титовский - директор департамента по науке и инновациям ЯНАО: «Мы посмотрели, там достаточно интересные машины, вездеходная техника. Вроде Белоруссия - Арктика, далеко. Но у нас есть идея попробовать здесь, в наших арктических условиях. На Ямале эту технику можно было бы испытывать, тестировать её».
Ямал ведет переговоры и с отечественным автопромом. Возможно, в ближайшее время на территории округа начнутся испытания вездеходов одного из крупных представителей российского машиностроения.
Высокая проходимость, транспортировка грузов, возможность размещения в кабине людей для работы и отдыха - в таком вездеходе нуждаются ученые. За последнее время на Ямале резко возросла научно-экспедиционная деятельность.
Андрей Барышников - директор Российского Центра освоения Арктики: «Мы хотим провести отбор проб по надымской дороге. Мы едем в июле месяце, говорят. Я говорю, не доедете. Как, говорят, дорога же есть на карте. Я говорю, не достроена. Можно, конечно, организовать, но это будет на транспорте повышенной проходимости. Они говорят, что у них своя машина, мы готовы прокатиться. Я говорю, не доедете».
На Ямале хорошо зарекомендовали себя вездеходы на шинах низкого давления. Они не разрушают тонкий растительный слой тундры. Говорят, что название машины переводится как «транспорт экологический», сокращенно - трэкол. Существует несколько модификаций машины. У каждой есть свои поклонники. Споры, какой трэкол лучше, не утихают. Но для вездеходчиков технические параметры, все-таки, - не самое главное.
Николай Волкодав - владелец вездехода: «Самое главное - это хорошая подготовка к поездке. Вот, говорят, там случай произошел, а почему он произошел? Потому что плохая подготовка была».
Перед конструкторами стоит сложная задача. Темпы освоения северных территорий требуют надежную современную технику. Как говорится, «здесь и сейчас». Поэтому испытания новых образцов, скорее всего, станут и их эксплуатацией. Выживут сильнейшие - таков закон природы. Он действует даже в мире технического прогресса.
Денис Новиков – корреспондент: «Человеческая фантазия не знает границ. Освоение Арктики будоражит пытливые умы. Быть может сейчас где-то на бумагу легли первые наброски абсолютно нового, не знающего аналогов, и радикально отличающегося от предшественников, вездехода. Как показывает история, фантастика - не такая уж нереальная вещь. Но всегда надо помнить самое главное: «Пароход - хорошо. Самолет - хорошо. Вездеход - хорошо, а олени - лучше!».