В качестве молочной продукции на Ямале разобрались в правительстве
На этой неделе общественную огласку получил конфликт между двумя уважаемыми ведомствами. Суть конфронтации – в несогласии ямальского Роспотребнадзора с данными мониторинга молочной продукции в соцучреждениях округа, которую провёл Россельхознадзор. Всего было отобрано 26 проб молока, как цельного, так и сгущенного, творога, сливочного масла и сыра. В результате 22 пробы, по версии Россельхознадзора, не соответствовали требованиям качества. Чтобы разобраться в резонансной истории, к вопросу подключились власти региона и наш корреспондент Нарма Эрдниев.
Надир Алиев – предприниматель: «А когда другие товар привозят, ну я сколько раз встречался, знаю, на товар смотришь - ну, что это? Что за масло? Я всегда на масло реагирую, потому что я в общепите работаю, знаю, что такое масло хорошее. Хорошее масло очень дорого стоит, но оно и нужно детям. Там написано вроде 82%, а там даже 50 нету. Когда его растаиваешь, там одна вода и айран выходит».
Это интервью записано ещё в 2017 году. Слова предпринимателя Алиева актуальности не потеряли. В очередной раз вернуться к теме заставило короткое сообщение на сайте Россельхознадзора о том, что пробы, отобранные в ямальских соцучреждениях, не соответствуют требованиям. Цифры ужасают. Не меньше 50 % проб указывают на некачественные продукты, которыми кормят в школах и детсадах. Ямальский Роспотребнадзор, на регулярной основе исследующий общепит в госучреждениях, ответил – 2%, не больше. Выявляется, изымается. Публичная полемика двух федеральных надзорных органов побудила к действиям и региональную власть. Сколько же всего? И, наконец, сколько бы ни было, надо бороться. Вице-губернатор Ирина Соколова усадила стороны за стол поиска конструктива.
Ирина Соколова – вице-губернатор ЯНАО: «Действующее законодательство не спасает учреждения от некачественных товаров. Поэтому, мы с вами, должны грамотно выстроить работу всех заинтересованных органов власти, и максимально обеспечить качественной продовольственной продукцией социальные учреждения автономного округа. Мы не хотим сомневаться в качестве тех продуктов, которые едят дети. Мы не хотим, чтобы в этом сомневались их родители, жители автономного округа».
Начали с обсуждения правомочности тех цифр, которые на всю страну озвучил и оперировал ими Сельхознадзор.
Татьяна Бучкова – заместитель губернатора ЯНАО: «Вы сами сказали, взяли 3 пробы сыра, две чему-то не соответствуют, и 67 процентов. Ну, для чего такая подача информации? 67 процентов - две пробы сыра».
Впрочем, полемика была недолгой, в виду её бессмысленности. Два это процента или шестьдесят – не важно. Причина, по которой количество фальсификата трудно довести до ноля, давно всем известна, и её по-прежнему называют «несовершенством законодательства». Пресловутый 44 федеральный закон о закупках позволяет недобросовестным поставщикам выходить на рынок и побеждать. Кто называет меньшую цену, тот и лучше накормит. В сфере торгов идёт постоянная возня: заказчик придумывает условия, чтобы на исполнение вышли только добросовестные предприниматели, недобросовестные, в свою очередь, ищут пути обхода. Есть ещё бандиты, которые просто «роняют» цены и шантажирует честный бизнес, мол, дай копейку – я уйду. Многие соглашаются – одна жалоба в антимонопольную службу – приостановка торгов. Уходит время, теряются деньги. Страдают все – дети, бизнес, чиновники.
Надир Алиев – предприниматель: «У каждого товара есть своя цена. Тут иногда бывало, знаете, масло - 100 рублей. Как это можно по 100 рублей масло отдать детям? Это нереально. (Корр: А такое было?)
Да. Колбаса 150 рублей, 180 рублей. Такую колбасу отдаем мы своим детям».
Власть на местах говорит о всевозможных мерах по организации питания. Хотя бы, потому что в век интернета, любая тарелка с жидкой кашей окажется в сети с указанием виноватого во всем главы муниципалитета. С недавних пор такие моменты стали одним из важнейших показателей эффективности сити-менеджеров для власти региона. Хочется все же верить, что стремление к обеспечению детей качественным питанием продиктовано иными чувствами.
Иван Костогриз – глава администрации МО г. Новый Уренгой: «В садиках у нас организовано очень качественное питание. У нас существуют бракеражные комиссии, реализуется практика контроля со стороны родителей. Я лично встречался с родителями, и мы вместе вырабатывали подходы, как организовать питание, чтобы оно было вкусным. Не только калорийным, как у нас выстраивается меню, и соответствуем всем санитарным нормам, но ещё и вкусным. Мы заинтересованы в контроле, очень много фальсификата сегодня на рынке. Поэтому любой контроль, который позволит повысить безопасность питания наших детей, мы будем приветствовать, и мы готовы совместно работать, но в рамках законодательства, безусловно».
Салехардский предприниматель, кажется, с тоской вспоминает недавние времена, когда поставки были большими. Говорит, имея все возможности, и кормили достойно и зарабатывали.
Надир Алиев: «Раньше мы работали даже в 2002, 2003, 2005, 2006 году, я обеспечивал все школы. Да. было время. Да».
Была ли коррупционная составляющая в монопольной поставке продуктов? Была ли поставляемая продукция качественной? Изменил ли закон о закупках ситуацию? И да, и нет. Очевидно одно – цель законодателей достигнута, как минимум, не в полной мере. И в этих условиях приходится работать всем. Ограничивать, усложнять, усиливать. Вот и на совещании в правительстве пришли к единому мнению – консолидировать усилия, усилить надзор, координировать действия.
Сергей Палевич – руководитель Управления Россельхознадзора по ХМАО, ЯНАО и Тюменской области: «Какие предложения? Я считаю, что нужно провести анализ госконтрактов и заложить в ТУ к этим госконтрактам требования, исключающие приобретение некачественных продуктов с безоговорочной компенсацией всех затрат и неустоек. Сформировать перечень организаций - добропорядочных поставщиков продукции для социальных учреждений, организовать объективный мониторинг продукции, поставляемой для соцучреждений в рамках государственных контрактов. Россельхознадзор готов участвовать».
По итогам совещания, в тех условиях к поставщикам продукции в соцучреждения может появиться ещё одна строка.
Людмила Нечепуренко – руководитель Управления Роспотребнадзора по ЯНАО: «В принципе, они не обязаны это делать, коль у них есть все документы. Но раз существует такая полемика, производственный контроль они делают в наших испытательных лабораторных центрах, мы бы, всё-таки рекомендовали некоторое время, включать в технические условия, когда проводятся торги на закупку продуктов питания, в том числе на молочную продукцию».
Наврядли, кто на местах решится проигнорировать такие рекомендации, с большой вероятностью в ближайшее время абсолютно вся пища будет попадать на столы в школах, детсадах, больницах через пробирки лаборантов. С начала 2018 Роспотребнадзор ведёт работу по введению уголовной ответственности за производство недоброкачественной продукции. «Фальсификатом» предлагается называть продукцию, которую произвели с подменой ингредиентов, а нарушителей наказывать, конфискуя у них сырье и оборудование, на котором производится продукция. Последнее сообщение об этом датируется как раз 9 октября, в день совещания в Салехарде.
Вместе с тем, на Ямале пошли на отрытую оценку качества молочной продукции. На сайте окружного Роспотребнадзора открыта горячая линия конкретно по молочке. Каждое сообщение будет обработано, результаты всех проверок обещают предать огласке.