Брали кровь у самих себя: как медики спасали людей в блокадном Ленинграде
У блокадного голода и холода есть научное название — это алиментарная дистрофия и авитаминоз. Врачи, такие же изможденные, как и их пациенты, искали возможность малыми ресурсами избежать дистрофии. Зима 1941 года была самой трудной. К весне были развернуты дополнительные стационары для лечения обессилевших людей. А летом сотрудники Ботанического института выдали ленинградцам 6 миллионов единиц рассады, по радио объясняли, как сохранить витамины.
Ежедневно Ленинград заготавливал порядка 30 тонн хвойных веток для производства для производства настоя, и в последствии он распространялся по лечебным учреждениям, столовым, его даже могли производить дома сами жители Ленинграда, потому что рецепт транслировался по радио.
Никита Алтухов
научный сотрудник Военно-медицинского музея
Хвойное лекарство впоследствии получило название Ленинградский настой, и его готовили и использовали на всех фронтах. И еще один факт о силе и мужестве — в осажденном Ленинграде не было перебоев с кровью.
Это был способ помочь своей стране, приблизить победу, это было важно для всех. Были случаи, когда даже отказывались от денежного вознаграждения. Но когда люди просто не могли дойти (это и истощение, и круглосуточная воздушная тревога), то в таких условиях сотрудники НИИ брали кровь у самих себя.
Никита Алтухов
научный сотрудник Военно-медицинского музея
Это необычный музей, он не вызывает щемящей жалости, здесь только факты, и медицинские термины. От них бросает в дрожь, но это история города и страны, изменить ее уже нельзя, можно только принять.
Показать людям ценность труда медиков, показать ценность человеческой жизни и, разумеется, чтобы ценили мир.
Никита Алтухов
научный сотрудник Военно-медицинского музея
Смотрите полный выпуск «Время Ямала» 13:00 от 18 января.