Детский пластик. Стоит ли заводить ребенку банковскую карту
Дети и деньги. Этот вопрос волнует многих родителей. Почти 90% родителей выдают потомкам на карманные расходы. Разные суммы, разные условия. Но так или иначе большинство детей уже в школе начинают самостоятельно тратить деньги. Чем старше становится ребенок, тем больше у него собственных средств. Как научить правильно ими распоряжаться? Что делать, если он тратит их на ерунду или вредную пищу, и как защитить от вездесущих мошенников? В этом давайте и разберемся.
Пять тысяч в месяц
Начнем с небольшой статистики. Как выяснили недавно в одной крупной страховой компании, средняя сумма, которую россияне дают детям на карманные расходы, составляет 649 рублей в неделю. В столице и в северных регионах этот показатель выше — около 1000 рублей в неделю. То есть, примерно 4000–5000 рублей в месяц.
При этом в крупных городах большинство родителей уже переходят на безналичные расчеты. То есть, выдают какую-то сумму не наличными, а просто переводят на карту. Банки уже предлагают подобные сервисы. Можно завести отдельный счет для ребенка уже с шести лет и поставить ему на телефон специальное детское приложение.
По мнению экспертов, выпуская на рынок детские карты, банки инвестируют в будущее. То есть, растят себе лояльных клиентов. С большой долей вероятности они останутся в банке. Кроме того, тем самым банки привязывают к себе родителей. Для них такой сервис тоже удобен. Это хороший способ контролировать расходы ребенка, то, где, сколько и на что он тратил. Если проштрафился, можно, например, заблокировать карту. Правда, как считают эксперты, начинать все равно лучше с наличных платежей.
Наличка — первый пункт обучения
Физически открыть карту для ребенка можно еще в детском саду. У родителя будет отдельный счет в банке, туда он может перечислять потомку деньги на карманные расходы. Тем не менее с точки зрения финансового развития ребенка, сразу давать карту в руку неправильно. Начать обучение лучше с наличных денег — монет и купюр.
Как считают в Национальном центре финансовой грамотности при Минфине, ребенку важно сначала прожить личную эволюцию и научиться пользоваться наличными деньгами. То есть, почувствовать физический обмен денег на какие-то товары. И только после этого можно начинать знакомиться с безналичным миром.
По сути, первый этап обучения ребенка финансовой грамоте — механический. Он должен уловить взаимосвязь. Вот деньги, вот товар, который на них можно купить. А без денег получить его невозможно. Второй — математический. Дети должны научиться считать, что сколько стоит., и понимать разницу: один товар — дешевле, а другой дороже. Ну и третий — стратегический. Чтобы у ребенка сложилось понимание: нельзя получить все и сразу. На какие-то покупки нужно накопить. Если хочешь что-то большое и дорогое, для этого нужно отказать себе в чем-то маленьком и более дешевом.
Игры в приложении
Сейчас выпускают детские карты несколько крупных банков. Причем у каждого из них есть отдельное детское приложение. Оно отличается от обычного мобильного приложения банка (которое для взрослых). Там проще функционал, ярче графика. Причем внешний вид и задания отличаются в зависимости от возраста маленького клиента. Для младшей школы — одно, для подростков — другое. При этом почти во всех детских приложениях есть элемент игры и обучения финансовой грамотности. Без этого заинтересовать маленьких клиентов не получится.
При этом игры и тесты в приложении, уроки финансовой грамотности, наставления и личный пример родителей. Все это — теория, которая должна быть. Но учиться управлять деньгами ребенок должен на практике. Это то же самое, что научить его плавать: пока не окажешься в воде, не поплывешь. Поэтому лучший способ научить ребенка управлять деньгами — дать ему эти деньги, а дальше смотреть по обстоятельствам.
Так, в одном из крупных банков недавно выяснили, что самые популярные покупки у детей — это сладкие напитки. На втором месте идут чипсы. Дальше вода, шоколад и жевательная резинка. Тут без сюрпризов. При этом мальчики больше копят, а девочки больше тратят — вполне в рамках сложившихся стереотипов.
Как не тратить на ерунду
И вот тут закономерный вопрос. А как сделать так, чтобы ребенок не тратил деньги на всякую ерунду, например, вредную пищу? Технически ограничить отдельные покупки нельзя. Например, нельзя разрешить покупать молоко и запретить — чипсы. Раз ребенок зашел в супермаркет, он может купить там все что угодно (в рамках закона, естественно).
Одна из опций для родителей — можно ограничить покупки в интернете. Например, чтобы ребенок не тратил деньги на покупку мечей и прокачку персонажей в онлайн-играх, на донаты каким-нибудь популярным стримерам.
При этом ругать за покупку той же газировки эксперты считают не совсем правильным. Если уж дали деньги, пускай тратит на то, на что считает нужным. Это его деньги и личная ответственность за них. Здесь, кстати, можно присмотреться к самим себе. Бутылочка пива вечером, тортик с капучино на полдник, какая-нибудь ненужная вещь на распродаже — наши собственные траты порой тоже сложно назвать рациональными. Так что давайте не будем слишком придираться к детям, а если влиять, то личным примером.
Цифровая безопасность
А вот чему точно стоить научить, так это цифровой безопасности. Ребенок должен знать ее азы. Во-первых, что никому не следует называть ПИН-код карты и коды подтверждения из смс. Во-вторых, что снимать деньги можно только в безопасных местах. Лучше всего в офисах банков. Ну и в-третьих, что особенно аккуратным нужно быть при покупках в интернете. Там можно лишиться данных карты и денег на ней.
При этом на первых порах ребенок со стопроцентной гарантией совершит собственные ошибки. Сколько бы вы ему ни говорили. Но согласитесь, лучше пусть он сделает это в детстве, когда цена этих ошибок невелика. Гораздо хуже, если ему придется учиться всему уже во взрослом возрасте, и тогда процесс обучения будет очень жестким. С просрочками по кредитам, с сотнями тысяч рублей, отданных телефонным мошенникам, и капиталом, полностью потерянным на бирже. Пусть он переболеет всем этим в детстве — как ветрянкой. И избежит дорогостоящих ошибок в будущем.
Учите детей финансовой грамотности. Но и о своей не забывайте!