Автопром начал восстанавливаться после санкционного шока. Но иметь машину в России становится невыгодно
«Известия»: иметь машину в России стало менее выгодно
Рынок оживает
В прошлом году западные, японские и корейские бренды ушли из России. Mercedes-Benz, BMW, Renault, Toyota, Kia, Hyundai и другие компании перестали выпускать новые автомобили, а заводы ушли на простой. В результате, по данным Росстата, производство машин рухнуло на 67%. Отечественные предприятия выпустили только 450 тысяч машин, такого низкого показателя не было с 2008 года.
Сейчас ситуация начала стабилизироваться, сообщили участники Межотраслевого автомобильного конгресса, который прошел в Москве. В начале марта завод в Тольятти перезапустил выпуск Lada Vesta после годичного перерыва. В АвтоВАЗе сообщили, что детали и материалы для этой модели изготавливают отечественные поставщики. В целом уровень локализации нового поколения Vesta составляет около 85%, написал «Автостат».
Предприятия, которые раньше выпускали авто ушедших брендов, тоже реанимируются. В январе на калининградском «Автоторе» начали выпускать седаны Kaiyi Е5, а скоро с конвейера сойдут кроссоверы X3 и Х3 Pro. На заводе планируют производить авто и других китайских брендов, сообщила газета «Известия».
Всего за год «Автотор» планирует собрать около 80 тысяч машин, 70% из них придется на бренд Kaiyi. Также в Калининграде идет тестовый выпуск грузовиков массой 3,5-12 тонн. Среди них есть не только авто с двигателем внутреннего сгорания, но и электромобили.
Завод Haval в Тульской области в январе выпустил стотысячный автомобиль, в ближайшее время планируют возобновить работу на бывшем заводе Mercedes-Benz в Подмосковье. В прошлом году его выкупила компания «Автодом». Она планирует производить премиальные китайские автомобили.
Завод Mercedes-Benz — один из последних заводов, открытых в России. Это современное и технологичное предприятие. Наша основная задача — наладить на нем полноценную замену премиальным брендам, которые ушли с рынка.
Максим Шишко
генеральный директор «Автодом Подписка»
Китай захватывает рынок
Взаимодействие с китайскими производителями выросло в разы. Доля автомобилей марок КНР на отечественном рынке достигла почти 40%, а по итогам года может превысить и 60%, прогнозируют участники рынка.
Расширяются дилерские сети автопроизводителей из Китая: из всех иностранных организаций только они продолжают официальные поставки машин на российский рынок. По данным «Автостата», в первом квартале 2023 года число китайских дилеров составило 1,1 тысячи против 735 в прошлом году.
Марки, которые и ранее были представлены в России, увеличивают свои дилерские сети. У Exeed появилось 58 новых дилеров, у Chery — 57, у Geely — 45. На рынок заходят и новые бренды: Omoda, Skywell, Tank, Voyah.
А нужна ли машина?
Руководитель управления промышленности, энергетики и экологии аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков выразил мнение, что владение личным автомобилем становится все менее выгодным для Россиян.
«В прошлом году стоимость владения личным автомобилем увеличилась на 9,3%», — отметил Микрюков.
Это связано с падением реальных доходов россиян, подорожанием автомобилей, запчастей и услуг по ремонту. Так, в отсутствие конкуренции китайские бренды задирают стоимость своих авто на 0,5-1 миллион рублей, а средняя стоимость автомобильных запчастей выросла на 20% за год. В результате в 2022-м жители страны стали на 9% чаще пользоваться общественным транспортом.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».