Фиктивные магазины и товары-пустышки: новое мошенничество на маркетплейсах
Юрист Колесникова: мошенников на маркетплейсах выдает отсутствие отзывов
Вам пустышка
В России набирает обороты новый способ мошенничества. На этот раз злоумышленники регистрируют фиктивные магазины на маркетплейсах с несуществующими товарами, чтобы заказывать их у самих себя и получать компенсации за возврат. По данным телеграмм-канала Baza, некоторых «продавцов» уже удалось поймать и завести на них уголовные дела.
Уловка позволяет мошенникам зарабатывать не только на компенсации. Так, маркетплейс еще выплачивает деньги продавцу, вычитая собственные расходы на логистику и комиссию за продажу. В итоге один и тот же человек получает назад деньги, за которые он «продал» товар и дополнительный доход за счет площадки.
Если же товар аферистов попадается случайному покупателю, то вместо заказанного, например, смартфона вполне может прийти кирпич или просто пустая коробка. Вернуть деньги после этого будет сложно, поскольку мошенники быстро закрывают магазин и открывают новый, чтобы продолжить зарабатывать.
Другие схемы
Мошенники уже давно заполонили маркетплейсы и бумага вместо товара — это еще полбеды. Некоторые злоумышленники додумались выпрашивать у покупателей персональную информацию: номер телефона, логин и пароль от личного кабинета. Делается это под предлогом подтверждения доставки.
В результате аферисты получают доступ к аккаунту, там они отменяют заказ и получают сумму возврата на свои карты. Кроме того, на личной странице покупателя можно найти данные его счета, с которого легко списать средства.
Еще одна мошенническая уловка, связанная с маркетплейсами, — рассылка сообщений в мессенджерах. В письме злоумышленники предлагают жертвам заработать на продвижении товаров в онлайн-магазинах.
Сначала от людей требуют только назвать возраст, а далее, втершись в доверие, мошенники просят выкупать товары в онлайн-магазине, взамен обещая вернуть стоимость и добавить 20% от потраченной суммы. Естественно, никакого заработка жертвы не получают и при этом теряют свои средства.
Бывали случаи, когда аферистам не приходилось просить покупателей называть данные аккаунтов от маркетплейсов — их могли передавать недобросовестные сотрудники онлайн-магазинов или банков. Похожая история произошла с девушкой, у которой через маркетплейс Wildberries сняли 195 тысяч рублей. Деньги снимались мелкими транзакциями в пользу некоего Wildberries Podol’sk. Маркетплейс отказался брать на себя ответственность за списание средств.
Как защититься от мошенников на маркетплейсах
В первую очередь перед покупкой товара необходимо проверять рейтинг продавца и отзывы пользователей, посоветовала в беседе с телеканалом «360» юрист Мария Колесникова. По ее словам, также важно быстро обращаться в поддержку онлайн-магазина при подозрительных действиях. Это позволит оградить других покупателей от мошенников.
Юрист отметила, что от действий злоумышленников страдают не только простые россияне, но и маркетплейсы, которые стараются вовремя пресекать их «заработок» на своих площадках.
«Компенсации от маркетплейса могут достигать нескольких тысяч долларов, так что в последнее время это действительно стало популярной схемой мошенничества. Не спасает и то, что маркетплейсы активно пытаются бороться с такими мошенниками и пытаются предотвратить подобные ситуации», — добавила Колесникова.
Понять, что продавец — мошенник можно по нескольким факторам: у магазина отсутствуют рейтинг и отзывы, цены на товари низкие, их мало, отсутствует подробная информация и сроки доставки. Стоит обратить внимание на то, как общается продавец в чате. Если неохотно и размыто, скорее всего это мошенники, заключила специалист.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».