Санкционные изменения в авиапарках перевозчиков: на чем теперь будут летать россияне
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров сообщил телеканалу «360», что сейчас в авиапарках перевозчиков находится около 1,2-1,3 тысячи воздушных судов, более 600 из которых — зарубежного производства. После начала спецоперации и ввода западных санкций лизинговые компании перестали их обслуживать и поставлять перевозчикам необходимые запчасти и расходники.
Самолеты иностранного производства перевозят порядка 90% пассажиров. В основном это самолеты Boeing и Airbus. Пока их эксплуатация продолжается, несмотря на множество созданных для нашей авиации проблем.
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
Так, в авиапарке компании «Ямал» имеется не только шесть российских Sukhoi Superjet 100, но и два Airbus 320-200, восемь Airbus 321 и два Bombardier CRJ200. Однако сейчас, по словам Гусарова, российские перевозчики не используют около трети своих иностранных судов из-за сокращения перелетов за границу.
«Сегодня за рубеж не могут летать самолеты, которые находились в лизинге от иностранных лизингодателей и которые были зарегистрированы в зарубежных реестрах. Только отдельные дружественные страны дали гарантии, что самолеты не будут задерживать», — уточнил Гусаров.
Поставки комплектующих
Во время Петербургского международного экономического форума вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что в ближайшие пять лет перевозчики смогут эксплуатировать зарубежные самолеты. А часть неиспользуемых лайнеров можно разобрать на запчасти.
Заслуженный пилот России Юрий Сытник выразился пессимистичнее. Самолетам, по его словам, уже не хватает деталей.
«Более 700 самолетов встанет через два-три месяца. Все остановится, потому что самолет без обслуживания, без регламента и без деталей, которые вырабатывают свой ресурс, летать не может. Если деталь должна налетать пять тысяч часов, пять тысяч и один час она налетать не может, потому что что-то может случиться — это преступление», — сказал он.
Гражданские суда обслуживают предприятия из Самары, Иркутска, Рыбинска, Комсомольска-на-Амуре и других городов. Но этого, считает Сытник, мало. Другая проблема – в отсутствии в России производства расходных материалов.
Чтобы выпустить, допустим, МС-21 или SSJ на российских комплектующих, нужно поднять 140-160 предприятий, которые будут выпускать авионику, запасные части, двигатели и так далее. Очень много деталей, которые необходимы для самолета.
Юрий Сытник
заслуженный пилот России
17 июня посол КНР в России Чжан Ханьхуэй сообщил о готовности Китая экспортировать в РФ запчасти для иностранных самолетов. Подготовка к поставкам комплектующих уже началась.
Отечественные самолеты
Министерство промышленности и торговли и Минтранс разработали масштабную программу развития авиаотрасли до 2030 года. Ожидается, что за это время перевозчики получат свыше тысячи российских самолетов. Иностранные запчасти заменят отечественными, а на некоторых предприятиях модернизируют производство.
Всего к 2030 году авиакомпании получат 270 МС-21, 142 SSJ New, по 70 самолетов Ту-214 и Ил-114-300 и 12 Ил-96-300.
В ближайшее время авиапарк «Аэрофлота» пополнится 300 среднемагистральными МС-21. Самолет уже сертифицирован и сейчас проходит досертификацию для полетов с российскими двигателями. С 2024 года, сообщал глава Ростеха Сергей Чемезов, МС-21 будут собирать полностью из отечественных комплектующих.
МС-21 — это самый современный в своем классе среднемагистральный самолет, который разработан в России, единственный, который был создан с нуля в XXI веке. Его аналоги — Boeing 737 и Airbus А-320 — это самолеты, которым не одно десятилетие. Они модернизируются, но модернизационный предел достигнут.
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
Что касается Ил-96 — это советский дальнемагистральный самолет, выпускавшийся с 1988 года. Модель знаменита тем, что при полетах этих судов не было ни одной авиакатастрофы с жертвами. 14 лайнеров до сих пор эксплуатируются перевозчиками. Ближнемагистральный турбовинтовой самолет Ил-114, по данным Романа Гусарова, сейчас проходит летные испытания перед организацией серийного выпуска.
Ту-214 — современный российский самолет, собираемый полностью из отечественных комплектующих. «Ту-204/214 — это самолеты родом из Советского Союза, при этом они современные, они даже моложе Boeing и Airbus. Здесь производство не будет масштабным, но они будут дополнением. В их составе нет ни одной импортной детали», — пояснил Гусаров.
Модернизации подвергнут и SSJ. Сейчас 80% комплектующих — зарубежного производства. Но в обозримом будущем максимально возможное количество иностранных деталей заменят отечественными.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».